Подготовка к государственной итоговой аттестации по обществознанию в 11-х классах
Трудные задания ЕГЭ
Чтобы эффективно подготовить обучающихся к ГИА, необходимо проанализировать результаты прошлых лет.
Как и в предыдущие годы, экзамен 2023 г. показал очевидные проблемы в социализации выпускников как граждан Российской Федерации, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Наиболее сложная ситуация наблюдается с социализацией выпускников как граждан Российской Федерации. Речь идет прежде всего о непонимании основ организации государственной власти в Российской Федерации (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Экзамен 2023 г. показал, что по-прежнему не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов Российской Федерации, многие затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом Российской Федерации. Самая распространенная ошибка участников ЕГЭ при выполнении подобных заданий связана с неразличением назначения и функций законодательной и исполнительной власти. Отметим, что некоторые выпускники заблуждаются, выделяя даже репродуктивную функцию Правительства Российской Федерации. Наблюдается путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим подробнее особенности подготовки разных групп участников ЕГЭ 2023 г.
Группа 1 (не получившие минимального балла)
На мой взгляд, такие результаты свидетельствуют не столько об уровне обществоведческой подготовки, сколько об уровне сформированности соответствующих общеучебных умений: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тексте, таблице, диаграмме); извлекать информацию из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.).
При работе именно с этой группой обучающихся настоятельно советую обращать внимание на то, как в учебниках из Федерального перечня называются: виды потребностей, сферы (подсистемы) общественной жизни, формы чувственного и рационального познания, методы научного познания, виды (типы) культуры, типы обществ, факторы производства и факторные доходы, виды инфляции, типы безработицы, критерии социальной стратификации, подсистемы политической системы общества, типы политического лидерства. Подчеркнем, что речь идет, прежде всего, о названиях указанных понятий. Обществознание – это школьный предмет с определенным понятийным аппаратом, владение которым выпускники должны продемонстрировать на экзамене, – владение понятийным аппаратом, а не умение поиска удачных синонимов. Оговоримся сразу, что речь не идет о тех случаях, когда в обществознании используется несколько разных названия того или иного объекта социальной действительности, например «традиционная/патриархальная семья», «идеальные/духовные потребности». Не надо выхолащивать теоретическое содержание курса, подменяя его бытовыми представлениями.
Группа 2
Преодолевшие минимальный балл (42 т.б.) участники ЕГЭ 2023 г. с результатами ниже 61
Наиболее успешно данная группа участников ЕГЭ выполняет задания, содержание которых связано с базовыми понятиями курса, изученными еще в основной школе, прежде всего по разделам «Человек и общество», «Социальные отношения».
Таким образом, было бы преждевременно констатировать наличие системных знаний курса у этой группы участников ЕГЭ. Их отсутствие в определенной мере мешает перейти от репродуктивного уровня деятельности к преобразующему. В этом отношении весьма показательны следующие результаты участников из второй группы: 87,5% (91,3%) анализируют статистические данные таблицы/диаграммы; 77,1% (74,0%) извлекают из неадаптированных оригинальных текстов информацию, представленную в явном виде (первое задание к тексту), и получают за это максимальный балл. Кроме того, при написании мини-сочинения 65,0% (69,1%) понимают и раскрывают смысл авторского суждения (критерий 29.1), но только 1,9% (2,2%) раскрывают избранную тему с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы; 5,7% (5,9%) приводят примеры, около 5 % формулируют аргументы, решают задачи.. Наиболее проблемными остаются задания из области «Политика» и «Право».
Группа 3
Участники экзамена с результатами 61–80 т.б. продемонстрировали знание и понимание большинства основных понятий базовых наук курса.
– характеризуют с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты)
- анализируют актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливают соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
– применяют полученные знания в процессе решения познавательных задач
Наиболее проблемными остаются задания из области «Политика» и «Право».
Отметим, что эта группа выпускников более успешно, выполнила задание 14, и всё же – максимальный балл по этому заданию получили только 61,0%
Именно в этой группе чаще всего встречаются выпускники, которые не дают полного правильного ответа на задания высокого уровня сложности, потому что не смогли четко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. Рекомендуется не только обращать внимание на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, причины, аргументы, примеры и т.п., – но и определить, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.). Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, выполнив все необходимые требования. Встречается и другая крайность: когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть, совершая, по сути, лишнюю работу, которая ко всему прочему отнимает время от выполнения / самопроверки правильности выполнения других заданий.
Группа №4 - высокобальники
Высокобалльники (с результатами выше 81 т.б.) демонстрируют знания базовых понятий и основных идей обществоведческого курса. Только высокобалльники характеризуют (объясняют) отдельные положения неадаптированных оригинальных текстов на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания, используют информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулируют и аргументируют оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста (задание 24 выполняют 80,0% (72,0%)). При этом полный правильный ответ дают только 55,9% (42,8%).Только высокобалльники успешно составляют план по определенной теме. 82,2% (78,8%) раскрывают тему, при этом максимальный балл получают 67,1% (60,8%), а за корректность формулировок пунктов и подпунктов плана – 50,0% (73,4%).
Проанализируем формулировку задания. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
Итак, помимо указания конкретной темы, план которой необходимо написать, условие задание содержит требование к форме задания. Речь идет о формальных условиях, которые должны быть соблюдены для того, чтобы план считался сложным.
Означает ли это, что в плане должно быть только три пункта? Нет! Их может быть сколько угодно. И при этом они могут быть как детализированными, так и не детализированными в подпунктах. Но выпускник должен четко понимать, что является тем минимумом, начиная с которого при корректном изложении содержания, он может претендовать на получение максимального балла.
План – четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей. Раскрытие темы выпускником означает, что он кратко формулирует пункты, отражающие сущность темы, ее специфику, то есть указывает обязательные пункты. И учителя, и школьники должны понимать, что «угадывать» ничего не нужно, нужно просто понимать смысл той или иной темы.
Пример 2
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы; б) наличие устава; в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп; б) политическая
социализация; в) участие в выборах (электоральная) и др.
Раскрытие различных тем в большинстве УМК по разным научным дисциплинам, как правило, начинается с характеристики ключевого понятия этой темы. Поэтому пункт «Понятие политической партии» не является абстрактно-формальным, отражает специфику темы. Но засчитывается он только как элемент, необходимый для признания плана сложным, но такой пункт никогда не включается в число двух «обязательных»/содержательных пунктов. Такое правило закономерно и поддержано экспертным сообществом. ученик вместе с этим пунктом формулирует всего три пункта.
Пример3
1. Политические партии:
а) структура; б) признаки; в) виды.
2. Значение политический партий:
а) для общества; б) для самой партии; в) для индивида.
3. Функции политической партии в обществе:
а) в экономической сфере; б) в политической сфере; в) в социальной сфере; г) в
духовной сфере.
Примеры 4 и 5 представляют собой некую общую модель, первоначальную умозрительную схему, в которой отсутствуют конкретные штрихи, детали, отражающие специфику темы. Именно такие и подобные им пункты (по отдельности или в комплексе) в контексте данного задания мы считаем абстрактно-формальными, не раскрывающими заданную тему по существу.
1.Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы; б) наличие устава; в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп; б) политическая
социализация; в) участие в выборах (электоральная) и др.
4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и
т.п.); б) по организационному признаку (массовые, кадровые); в) по отношению к
проводимой политике (правящие, оппозиционные); г) по отношению к закону
(легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система; б) двухпартийная система; в) многопартийная система и
ее разновидности.
Какие действия необходимы для успешного выполнения задания 28? 1) выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы
(не менее трех);
2) продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной
теме;
3) составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов
плана, непосредственно раскрывающих тему по существу;
4) проанализировать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как
минимум в трех подпунктах или только в двух;
5) проверить, «работают» ли пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не
являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего
специфики темы;
6) проверить корректность формулировок.