СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из важнейших факторов успеха - это качественное преподавание предмета на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Адамовская СОШ №1 им.М.И.Шеменева»







Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку














Учитель русского языка и литературы

Кинжитаева Г.К.

















                                       

       











Учить учиться-вот наиглавнейшая задача учителя-словесника.Максимально сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому говорим о сотрудничестве учителя и ученика,о партнерстве. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из важнейших факторов успеха - это качественное преподавание предмета на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и проблема актуальности подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема состоит в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

      Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблемы.

      Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучение правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. В силу того, что уровень общей грамотности с каждым
годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, идет «натаскивание» на ЕГЭ. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).К тому же увеличивается количество заданий по лексике.

      
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку?

  • орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского
    языка (знание основных групп русской лексики);

  • синтаксические нормы русского языка;

  • стилистические нормы русского языка;

  • средства связи в словосочетании;

  • морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

  • типы сложных предложений и их специфика;

  • средства языковой выразительности;

  •  композиционное оформление сочинения;

  •  логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);

  •  грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;

  • теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  1. Отсутствие навыков тестирования. Пробный ЕГЭ проблему не решает.

  2. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ.

  3. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.

  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий.       
    Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.

 

При постановке целей и задач, в первую очередь для себя,можно добиться успеха.

«Учись учиться!»

Начнем с личности самого учителя. Если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы,то добиться успеха невозможно. Сам учитель должен прорешать множество тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий,видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются или подробно не изучаются на уроках русского языка.

То же относится и к сочинению. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам,аргументированно разъясняя, приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать обучающие курсы по подготовке к ЕГЭ

  • учиться дистанционно

  •  перенимать опыт у других учителей

  •  изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать структуру КИМов

  •  знать критерии оценивания.


Подготовка к экзаменам - сложный вопрос для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в вуз.
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и
другие аспекты языка.        
Подготовка к экзамену, по- моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.     
 С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.          
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.       
 Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.         
На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.Стараемся по возможности приобрести пособие одного автора,для того чтобы работать по нему на уроках. Прописываем Internet-ресурсы,какими они могут воспользоваться.        
Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на
уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки.

Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия.

Главная задача - научить сдавать тест.         
Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру  «Угадай». Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

       Учить детей работать по алгоритмам.