«Методика преподавания биологии и детей с РАС»
Презентацию подготовила:
Белова Виктория Геннадьевна, учитель биологии МБОУ «СОШ № 53» г. Чебоксары
Аути́зм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет.
Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра (РАС) .
История изучения аутизма
В 1930 году Лео Каннер получил предложение основать первое в США детское психиатрическое отделение в госпитале Университета Джона Хопкинса в Балтиморе. Университет Джона Хопкинса — один из старейших в США и один из лучших научных и клинических центров мира.
В 1935 году Лео Каннер издал первый на английском языке учебник по детской психиатрии. Всего доктор Каннер издал 8 книг и около 250 статей, но нас сейчас интересует одна особенная работа — «Аутистические расстройства эмоционального контакта» , написанная им в результате многолетних наблюдений, изданная в 1943 году и описывающая 11 пациентов с растройствами.
Лео Каннер
Ганс Аспергер — австрийский педиатр и психиатр — описал четырех детей, у которых были трудности с социальным общением, формальная педантичная речь, всепоглощающий интерес к одной-единственной теме, отсутствие нормального выражения лица и языка тела — и все это на фоне нормального интеллекта. Аспергер назвал это расстройство аутистической психопатией. В 1944 году вышла статья Ганса Аспергера «Аутичная психопатия в детстве».
Ганс Аспергер
В СССР пальма первенства в изучении детского аутизма (1947 год, Ленинград) принадлежит выдающемуся детскому психиатру Самуилу Семеновичу Мнухину, основоположнику российской детской психиатрии и ученику Бехтерева.
Годом рождения науки об аутизме можно считать 1943 год.
Вот некоторые интересные факты:
- В США аутизм сейчас диагностируется у 1 из 68 детей: 1 из 42 у мальчиков, 1 из 189 у девочек. (аутизмом чаще страдает мужской пол)
- В мире таких людей десятки миллионов, в США примерно два миллиона.
- Аутизм встречается во всех слоях общества, во всех странах, во всех расах.
- В Чувашии на 24-26 здоровых детей аутизм диагностируется у 1 ребенка
- Почти половина детей с РАС имеют средний или выше среднего интеллект.
Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ:
1.Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»;
2. Приказы Минобрнауки РФ №1598 от 22.11.2014 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» и №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении ФГОС обучающихся с УО (ИН)»;
3. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
5. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации; 2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания; 3. по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания); 4. право на бесплатное 2-х разовое питание в школе; 5. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения; 6. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития; 7. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей. При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» необходимо пройти ПМПК.
С принятием последней редакции ФЗ «Об образовании» появилось новое понятие инклюзивное образование , которое определяется в законе как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 ФЗ 273). С переходом на инклюзивное образование появились новые понятия, такие как: АООП — адаптированная основная общеобразовательная программа, АОП — адаптированная образовательная программа, ОВЗ — ограниченные возможности здоровья, СИПР — специальная индивидуальная программа развития.
Вариант 8.2.
предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения, не противоречащие удовлетворению его особых образовательных потребностей (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО. По окончании школы (в соответствии с достигнутым уровнем образования) получает такие же документы об образовании как его сверстники без ограничений здоровья и сверстники с ОВЗ, получившие образование того же уровня в условиях инклюзии. Неуспеваемость по отдельному предмету не является основанием изменения на другие варианты АООП. Обучение по второму варианту предполагает пролонгированные сроки обучения в начальном звене ( до 5 лет ) за счет первого дополнительного класса. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Формирование коммуникативного поведения" (фронтальные и индивидуальные занятия), "Музыкально-ритмические занятия" (фронтальные занятия), "Социально-бытовая ориентировка" (фронтальные занятия).