СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения подвижных игр со слабослышащими детьми

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описана методика проведения подвижных игр со слабослышащими детьми

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения подвижных игр со слабослышащими детьми»

Методика проведения подвижных игр со слабослышащими детьми.

Методика проведения подвижных игр в школьном возрасте отражена в работах многих отечественных ученых, например, П.А. Чумаковой, Л.В. Былеевой,  И.М. Короткова и др. Методика проведения подвижных игр различается – для различных возрастных групп. Это обусловлено необходимостью постепенного усложнения игр с обязательным учетом особенностей каждой возрастной группы.

 В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

- дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

- при показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

При проведении подвижных игр с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать ряд нюансов. Так, дети в начальной школе обладают повышенной утомляемостью. В силу того, что организм ребенка в этом возрасте проходит стадию активного формирования, кости имеют большую гибкость (особенно позвоночник), а мускулатура остается относительно слабой, предпочтительными являются подвижные игры с разнообразными движениями, но без длительного напряжения мышц.

М.Н. Жуков пишет, что дети в этом возрасте «владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны» [8]. Таким образом оптимальным вариантом для детей данного возраста являются игры, сочетающие недолгий бег, прыжки и др. действия, требующие много активности, но с частым отдыхом. В проведении подвижных игр следует избегать продолжительности и однообразности, т.к. это приведет к быстрому утомлению детей.

В возрасте 6-9 лет дети, как правило, не могут проявлять устойчивое внимание к подвижным играм, «функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита» [8]. Они часто становятся рассеянными, переключаются на различные предметы. Поэтому наиболее оптимальными в этом возрасте являются простые игры с минимальным количеством правил, рассчитанные на быстрое, активное задействование большой группы мышц с последующим отдыхом. Важно помнить, что в этом возрасте дети еще не обладают сформированным чувством воли [4]. Настроение детей может меняться довольно часто. Неудача в игре может быстро расстроить ребенка, однако в случае успеха он также легко может увлечься игрой.

Также важно отметить, что в младшем школьном возрасте у детей «преобладает предметно-образное мышление» [9]. Именно в этом возрасте ребенок переходит от предметно-образного мышления к понятийному. Участие в подвижных играх с другими сверстниками позволяет ему критически отнестись к себе и к товарищам, осмыслить свое участие в игре. Тем не менее, объяснение правил педагогом должно быть максимально лаконичным. Кроме того, для подачи детям сигналов в подвижных играх рекомендуется использовать словесные команды, а не свисток. В этом случае дети быстрее совершенствуют свое владение речью. Кроме того, для развития речевых навыков полезно использовать речитативы, произносимые всеми детьми хором.

Педагогу необходимо максимально терпимо относиться к ошибкам и нарушениям правил игры: во-первых, дети в этом возрасте крайне чувствительны к выводу из игры и прочим наказаниям, во-вторых, в силу возраста им трудно сразу научиться следовать правилам игры. Стремление к активной деятельности приводит к тому, что дети этого возраста «в основном хотят быть водящими» [8], поэтому педагогу желательно часто менять водящих, чтобы как можно больше детей успело побывать в этой роли. Дети младшего школьного возраста очень ранимы и зачастую не умеют оценивать свои возможности, поэтому рекомендуется не использовать соревновательные игры в первом классе. Соревнование должно включаться в подвижные игры постепенно и на коллективном уровне, то есть соревноваться должны команды, а не отдельные дети.

Для организации большей части подвижных игр педагог нуждается в ярком и удобном инвентаре. Инвентарь должен быть гигиеничным и адекватным физическим возможностям ребенка. И.М. Коротков рекомендует пластмассовый инвентарь «предпочитать металлическому и даже деревянному» [9]. Так, например, тяжелые набивные мячи весом до 1 кг нельзя использовать для бросков, только для перекатывания и подобных действий; для подвижных игр с детьми младшего школьного возраста лучше использовать более легкие волейбольные мячи. В этом возрасте, за исключением контрольных занятий, возможно проведение уроков, состоящих исключительно из подвижных игр. На таких уроках, как правило, проводятся несколько уже известных детям подвижных игр, а затем разучиваются несколько новых.

Следующая возрастная группа – средняя, дети 9-12 лет. В этой группе подвижные игры должны постепенно усложняться как в физическом, так и в духовном плане, более того, они могут становиться более продолжительными [17]. Физическая нагрузка при этом усиливается незначительно, только в рамках стимуляции нормального развития ребенка. И.М. Коротков пишет, что в этом возрасте дети закрепляют правила игр, усвоенных ими ранее и совершенствуют свои естественные виды движений [9]. В этом возрасте с помощью подвижных игр нужно начинать культивировать выносливость и работу в команде. В среднем школьном возрасте интерес детей смещается от сюжетных, образных игр к бессюжетным, направленным на получение удовольствия от самого процесса игры. Тем не менее, сюжетные игры также можно использовать как ставшие привычными для детей.

В возрасте 9-12 лет возрастает значимость мнения товарищей, которое порой ценится ими более, чем мнение взрослых. Для педагога становится особенно важным умение «воздействовать на отдельных играющих через коллектив» [Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.]. Также этот возраст благоприятен для формирования честного отношения к играм и, в частности, честного судейства. Дети в этом возрасте очень чутки к объективности судей в подвижных играх. В этом плане предпочтительно делать помощниками в судействе самих детей, давая им возможность постепенно самостоятельно судить игры.

Таким образом, мы отчетливо видим, что подвижные игры занимают важнейшее место в системе физического воспитания в школе. Методика проведения подвижных игр имеет свои специфические черты для разных возрастных групп, проходя развитие от простейших игр, основанных на образном мышлении, до сложных игр, максимально приближающихся к спортивным. Педагог должен знать и уметь учитывать возрастные группы школьников, знать подход к трудным детям, уметь находить общий язык с детьми в любом возрасте. Регулярные занятия подвижными играми, как мы видим, при соблюдении методики, приносят пользу и укрепляют молодой организм, наиболее полно раскрывая потенциал его жизнедеятельности.