СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения прогулки в школе-интернат

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения прогулки в школе-интернат»

Методика проведения прогулки.



Прогулка одна из форм активного отдыха, служащая для восстановления работоспособности обучающихся. По характеристике двигательных процессов прогулка органически дополняет содержание занятий, связанных с пребыванием детей на воздухе.

Но было бы неверно рассматривать прогулку только с точки зрения физического развития школьников. Воспитательные возможности этой формы активного отдыха многогранны. Прогулка очень близка к экскурсии и включает в себя ряд признаков, свойственной последней, хотя процессы познания осуществляются здесь несколько иначе.

Во время прогулки осуществляется широкое и многообразное общение ребёнка с товарищами по классу и воспитателем, в процессе которого идёт активный обмен разнообразной информацией.

Во время прогулки дети через зрительное восприятие знакомятся с окружающим миром. Зрительная оценка изменений в окружающем мире у детей происходит мгновенно, причём продуктивный процесс обогащения и переработки информации идёт за счёт непосредственных наблюдений.

Велико значение прогулки в формировании нравственности ученика. Всё многообразие жизни оставляет в сознании ребёнка неизгладимый след, учит его согласовывать своё поведение с общепринятыми нормами.

При работе в группе можно использовать следующие виды прогулок:

Прогулка ознакомительная.

Цель: знакомство с работой строителя, сотрудника ГИБДД и т.п.

Прогулка-наблюдение:

  • За сезонными изменениями в природе;

  • Особенности растительного мира;

  • Жизнью домашних и диких животных;

  • Трудом и отдыхом людей.

Цель: наблюдение за сезонными изменениями, ознакомление с работой людей разных профессий и т.д.

Прогулка-задание. Цели прогулки:

  • поздравить товарищей или взрослых с праздником;

  • пригласить гостей на взрослое или школьное мероприятие;

  • известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;

  • Оказать шефскую помощь.

Прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической задачи.

Например, предлагается определить:

  • расстояние;

  • величину предмета;

  • высоту предмета;

  • его цвет;

  • направление и скорость ветра.

Прогулка-поиск. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

  • лекарственные травы;

  • сеянцы;

  • семена деревьев;

  • природный материал для гербария, коллекции и т.д.

Прогулка-поход на внимание.

Прогулка спортивная на выносливость.

Прогулка темповая на скорость.

Прогулка маршевая на дисциплину.

Прогулка туристическая на ориентирование на местности.

Прогулка-фантазия должна предоставить возможность:

  • сделать зарисовку,

  • изготовить поделку из природного материала,

  • сплести венок, корзину,

  • составить букет из листьев, цветов, веток,

  • придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Цель: вызвать эмоциональный подъем и организовать творческую деятельность.

Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки, мастерить поделки. По итогам такой прогулки можно организовать выставку работ или праздник творчества.

Прогулка-показ ставит перед воспитанниками самые разнообразные задачи-познакомит и показать:

  • местные достопримечательности,

  • различные предметы и объекты,

  • редкие цветы, деревья, кустарники, разнообразные свойства, признаки предмета.

Прогулка-практикум предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

  • по правилам дорожного движения,

  • технике безопасности,

  • трудовым навыкам,

  • ориентированию,

  • культуре поведения.

Цель: отработать жизненно необходимые навыки, например: правила уличного движения, правила культуры поведения.

Прогулка с заданием.

Цель: выполнить порученное задание, например: начертить план школьного участка, что можно сделать для школьной площадки.

Прогулка-развлечение.

Цель: организовать массовые подвижные игры, веселые состязания, ритмические музыкальные игры, хороводы, показ фокусов.

Комбинированная прогулка проводится в сочетании:

  • с играми,

  • спортивными занятиями,

  • трудом,

  • экскурсионной работой.

Оздоровительно-воспитательные прогулки подразделяются на спортивные, игровые, поисковые, вольные, маршрутные.

Спортивные, как оздоровительные, во время лыжных или велосипедных прогулок отрабатываются умение пользоваться лыжами или велосипедом. При этом не допускать перегрузки обучающихся и превращать прогулки в тренировочные или соревновательные занятия.

Игровые прогулки включают в себя элементы поиска, выполнения задания.

Во время поисковой прогулки осуществляют выбор будущих маршрутов, мест, где в будущем можно организовать коллективные игры, а также ведут сбор природных материалов, пригодных для труда, гербариев.

Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами выбирают маршрут, цель, темп движения, Частое их применение нежелательно, так как может превратить прогулку в бесцельное времяпрепровождение.

Маршрутные прогулки основываются на постоянно меняющихся маршрутах движения. Маршруты могут быть укороченными или наоборот, удлинёнными. Со временем обучающиеся будут хорошо знать районы села, прилегающие к школе.

Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделять на:

- ознакомительные,

-демонстрационные,

-обзорные,

- практикуемые.

Ознакомительные прогулки поверхностно знакомят детей с отдельными предметами и явлениями окружающего мира.

Во время демонстрационных прогулок воспитатель обязательно должен комментировать увиденное. Например, отметить своеобразие архитектурных украшений дома, обратить внимание на редкое растение (у нас в парке лиственница), мемориальную доску и т.д. Часто прогулка завершается беседой, во время которой сообщаются какие то дополнительные данные об объекте.

Больше всего для нашей школы подходят практикуемые прогулки (например, правила поведения па улице, переход через дорогу и т.д.)

Каждая прогулка независимо от своего характера должна иметь одну или несколько педагогических целей, которые предусматривают воспитание, образование, развитие личности обучающегося или коллектива.

Прогулки проводятся ежедневно с максимальной продолжительностью 1.5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

Подготовка к прогулке:

  • Определить вид прогулки.

  • Установит цель.

  • Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

  • Выбрать место проведения.

  • Определить затраты времени на прогулку.

  • Разработать задание.

  • Наметить виды деятельности.

  • Составить конспект прогулки.



Требования к организации прогулки:

  • Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовала

погоде.

  • Сообщить цель прогулки.

  • Рассказать о маршруте и заданиях.

  • Указать порядок следования по маршруту.

  • Назначить ответственных.

  • Провести инструктаж по ТБ.



Порядок проведения прогулки.

  1. Организационный момент:

–одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети одевались по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке),

– инструктаж по ТБ,

– распределение конкретных поручений детям.

2. Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников. (Если цель и содержание прогулки требуют организации игр, следует заранее обеспечить площадку и необходимый инвентарь).

3.Возвращение в интернат. Переодевание детей. Гигиенические процедуры.

4.Подведение итогов прогулки.