СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над сочинением

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над сочинением»

           Методика работы над сочинением в начальной школе     в технологии «Критического мышления»

Методика работы над сочинением в начальной школе

в технологии «Критического мышления»

Цель: Определить рациональность приёмов технологии «Критического мышления» на развитие письменной связной речи младших школьников, т.е. навыка написания сочинений.

Цель: Определить рациональность приёмов технологии «Критического мышления» на развитие письменной связной речи младших школьников, т.е. навыка написания сочинений.

Задачи Отобрать методы и приёмы данной технологии, которые имеют качественное практическое применение по данной проблеме. Определить педагогические и методические условия влияния приёмов на развитие письменной связной речи на уроках русского языка.

Задачи

  • Отобрать методы и приёмы данной технологии, которые имеют качественное практическое применение по данной проблеме.
  • Определить педагогические и методические условия влияния приёмов на развитие письменной связной речи на уроках русского языка.
Гипотеза Предлагаемые методы и приёмы в технологии «Критического мышления» направлены на развитие письменной связной речи.

Гипотеза

  • Предлагаемые методы и приёмы в технологии «Критического мышления» направлены на развитие письменной связной речи.
Приёмы Приём Фаизова «Распространить простое предложение». (какое?) Облако. (что делает?) (по чему?)  (какому?) (куда?)

Приёмы

  • Приём Фаизова «Распространить простое предложение».
  • (какое?) Облако. (что делает?) (по чему?)
  • (какому?) (куда?)
Зима в лесу .  ( сочинение – миниатюра по данным словам )    Чистота снежный убор леса зимний лес морозный воздух тишина следы птиц, зверей таинственно глубоко задумался яркая выразительность леса лес говорит с нами хозяйка зима

Зима в лесу . ( сочинение – миниатюра по данным словам )

Чистота

  • снежный убор леса
  • зимний лес
  • морозный воздух
  • тишина
  • следы птиц, зверей
  • таинственно
  • глубоко задумался
  • яркая выразительность леса
  • лес говорит с нами
  • хозяйка зима
Сочинения на заданную тему   Структура речевого развития: 1.Завязка. (Кто будет героем истории? Кто он? Чем занимается? С чего всё началось?) 2.Кульминация. (Что необычного случилось дальше интересного, смешного, грустного?) 3.Развязка. (Чем всё закончилось? Как отнеслись другие к этой истории? Твоё отношение к истории?)

Сочинения на заданную тему

  • Структура речевого развития:
  • 1.Завязка. (Кто будет героем истории? Кто он? Чем занимается? С чего всё началось?)
  • 2.Кульминация. (Что необычного случилось дальше интересного, смешного, грустного?)
  • 3.Развязка. (Чем всё закончилось? Как отнеслись другие к этой истории? Твоё отношение к истории?)
Сочинение «В цирке»   Приём «Кластер »   6Твоё отношение к истории?  1 Обезьянка 2 Какая она? 5Чем дело закончилось? ( Милая, смешная, ловкая …) (Как отнеслись к этой истории?)  3 Что она делает в цирке? 4 Вдруг …. ( Катается на велосипеде, ( Что необычного случилось кувыркается , танцует на арене, дальше интересного. взбирается по шесту, ходит по канату …) Смешного, грустного? …)

Сочинение «В цирке»

Приём «Кластер »

6Твоё отношение к истории?

1 Обезьянка

2 Какая она? 5Чем дело закончилось?

( Милая, смешная, ловкая …) (Как отнеслись к этой истории?)

3 Что она делает в цирке? 4 Вдруг ….

( Катается на велосипеде, ( Что необычного случилось

кувыркается , танцует на арене, дальше интересного.

взбирается по шесту, ходит по канату …) Смешного, грустного? …)

Приём «Маркировка текста»   Красным  синий  зелёным  то, что требует (, потому что) объяснение вывод объяснения, (,так как) доказательство доказательства. (, чтобы)  (, для того чтобы)

Приём «Маркировка текста»

  • Красным синий зелёным
  • то, что требует (, потому что) объяснение вывод
  • объяснения, (,так как) доказательство
  • доказательства. (, чтобы)
  • (, для того чтобы)
Сочинение «Нам нужен мир.» Приём «Слова ассоциации».   Мир  война Выходной день Семья Друзья Внимательные люди Любимая работа Любимое занятие – хобби Хорошие новости по телевизору Здоровье Счастливые лица Улыбки детей  Всем нужен мир, потому что …

Сочинение «Нам нужен мир.» Приём «Слова ассоциации».

  • Мир война
  • Выходной день
  • Семья
  • Друзья
  • Внимательные люди
  • Любимая работа
  • Любимое занятие – хобби
  • Хорошие новости по телевизору
  • Здоровье
  • Счастливые лица
  • Улыбки детей

Всем нужен мир, потому что …

Приём «пирамидальная история»   1.Имя героя истории.  человек, животное, неодушевленный предмет)  2.Два слова для описания героя.  (внешность, черты характера)   3.Три слова для описания места действия.  4.Четыре слова для описания проблемы истории.  5.Пять слов для описания первого события. (ответ на вопрос Что явилось причиной проблемы в истории)  6.Шесть слов для описания второго события.  (что происходило с героем по ходу сюжета)  7. Семь слов для описания третьего события.  (ответ на вопрос Что предприняли для решения проблемы?)  8.Восемь слов для описания решения проблемы.

Приём «пирамидальная история»

  • 1.Имя героя истории.
  • человек, животное, неодушевленный предмет)
  • 2.Два слова для описания героя.
  • (внешность, черты характера)
  • 3.Три слова для описания места действия.
  • 4.Четыре слова для описания проблемы истории.
  • 5.Пять слов для описания первого события.

(ответ на вопрос Что явилось причиной проблемы в истории)

  • 6.Шесть слов для описания второго события.
  • (что происходило с героем по ходу сюжета)
  • 7. Семь слов для описания третьего события.

(ответ на вопрос Что предприняли для решения проблемы?)

  • 8.Восемь слов для описания решения проблемы.
Собака  Умная, добрая  Деревня, озеро, куст  Скулить, печаль, рано, взгляд  Голод, кидать, терять, бросать, холод  Лапа, кровь, консервная банка, нос, еда  Просить, слёзы, дом, бежать, лаять, машина, дорога Кормить, пальто, конура, прогулка, строить, охранять, пастух, кости
  • Собака
  • Умная, добрая
  • Деревня, озеро, куст
  • Скулить, печаль, рано, взгляд
  • Голод, кидать, терять, бросать, холод
  • Лапа, кровь, консервная банка, нос, еда

Просить, слёзы, дом, бежать, лаять, машина, дорога

Кормить, пальто, конура, прогулка, строить, охранять, пастух, кости

Приём «Совместное письменное размышление»   Работа в группе. Раздают листочки с разными темами рассуждения в виде вопроса по количеству человек в группе. Каждый читает вопрос, рассуждает записывает свое рассуждение (время 3мин.). Передают по сигналу, получив новый вопрос, читают предыдущее рассуждение, добавляют своё, связывая с предыдущим по смыслу и так далее, пока не вернётся свой листок. Вчитывается каждый, редактирует, дополняет, делает вывод. Записывает окончательный текст. Меняются местами по темам. Читают свой вариант в группе, выбирают более точный вариант, презентуют.  

Приём «Совместное письменное размышление»

  • Работа в группе. Раздают листочки с разными темами рассуждения в виде вопроса по количеству человек в группе. Каждый читает вопрос, рассуждает записывает свое рассуждение (время 3мин.). Передают по сигналу, получив новый вопрос, читают предыдущее рассуждение, добавляют своё, связывая с предыдущим по смыслу и так далее, пока не вернётся свой листок. Вчитывается каждый, редактирует, дополняет, делает вывод. Записывает окончательный текст. Меняются местами по темам. Читают свой вариант в группе, выбирают более точный вариант, презентуют.
  •  
«Фишбоун» Проблема причины проблемы вывод  факты, примеры, последствия

«Фишбоун»

  • Проблема причины проблемы вывод

факты, примеры, последствия

Работа над ошибками   Виды работ над орфографическими ошибками: 1.Проверка собственных работ 2.Взаимопроверка 3.Если ошибок мало, поставить количество ошибок в конце текста – ищут самостоятельно, если много – I, V на полях в конце строки – ищут самостоятельно 4.Проверка в группе: 1 этап – словари на группу, найти свои ошибки - обговаривается время 5мин., 2 этап – приём «Карусель» - меняются тетрадями по кругу 5мин., 3 этап – получили свою работу. Посмотрели на указанные ошибки, перепроверили по словарю. Выполнили окончательные исправления.  4 этап – «Кластер» группа на лист выписывает ошибки по орфограммам и повторяет это правило. (выступает каждая группа, чтобы слушали нацелить детей, слова не должны повторяться, «слушание с пометками»). Девиз:«Слушайте, находите, исправляйте, сдавайте». Цель учителя не поставить «2», а научить работать на положительную мотивацию.

Работа над ошибками

  • Виды работ над орфографическими ошибками:
  • 1.Проверка собственных работ
  • 2.Взаимопроверка
  • 3.Если ошибок мало, поставить количество ошибок в конце текста – ищут самостоятельно, если много – I, V на полях в конце строки – ищут самостоятельно
  • 4.Проверка в группе:
  • 1 этап – словари на группу, найти свои ошибки - обговаривается время 5мин.,
  • 2 этап – приём «Карусель» - меняются тетрадями по кругу 5мин.,
  • 3 этап – получили свою работу. Посмотрели на указанные ошибки, перепроверили по словарю. Выполнили окончательные исправления.
  • 4 этап – «Кластер» группа на лист выписывает ошибки по орфограммам и повторяет это правило. (выступает каждая группа, чтобы слушали нацелить детей, слова не должны повторяться, «слушание с пометками»). Девиз:«Слушайте, находите, исправляйте, сдавайте». Цель учителя не поставить «2», а научить работать на положительную мотивацию.
Виды работ над речевыми ошибками: Речевые ошибки – сложные, не всегда их видят дети. 1.Неуместно подобрано слово. 2.Не соблюдена конструкция предложения. Н-р: Солнце село, потому что стало темно. Приём «Карусель» - исправляют по кругу, предлагают свои варианты. 3. Логика, последовательность изложения. Приём «Кластер»
  • Виды работ над речевыми ошибками:
  • Речевые ошибки – сложные, не всегда их видят дети.
  • 1.Неуместно подобрано слово.
  • 2.Не соблюдена конструкция предложения. Н-р: Солнце село, потому что стало темно.
  • Приём «Карусель» - исправляют по кругу, предлагают свои варианты.
  • 3. Логика, последовательность изложения.
  • Приём «Кластер»
 Небо 1 солнце 2 воздух3  Осенний лес деревья4  7 Дом животных  6 ручей листья5
  • Небо 1 солнце 2 воздух3
  • Осенний лес деревья4
  • 7 Дом животных
  • 6 ручей листья5
Сочинение – сказка «Молодой ветерок»  (Сочинить продолжение) Наступили сумерки. Всё погружается в сон: деревья, кусты, озерцо. Но не спится молодому ветерку, он подувает на водяную гладь. Облака окрасились в вечерний наряд – пижаму сине – жёлтого цвета и как мягким пушистым одеялом улеглись на лес, отражаясь в озерце. ..

Сочинение – сказка «Молодой ветерок» (Сочинить продолжение)

  • Наступили сумерки. Всё погружается в сон: деревья, кусты, озерцо. Но не спится молодому ветерку, он подувает на водяную гладь. Облака окрасились в вечерний наряд – пижаму сине – жёлтого цвета и как мягким пушистым одеялом улеглись на лес, отражаясь в озерце. ..
Вывод В каждом сочинении отражается детская любознательность, простота и искренность. Роль сочинения в начальной школе велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли? Какие более продуктивные методы и приёмы отобрать для работы? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем. Мне в работе над сочинениями помогают приёмы в технологии «Критического мышления».

Вывод

В каждом сочинении отражается детская любознательность, простота и искренность. Роль сочинения в начальной школе велика. Что сделано на уроке, чтобы научить детей правильно и толково излагать свои мысли? Какие более продуктивные методы и приёмы отобрать для работы? Этот вопрос всегда, на всех уроках должен стоять перед каждым творчески работающим учителем. Мне в работе над сочинениями помогают приёмы в технологии «Критического мышления».