СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы со стихотворениями

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика работы со стихотворениями»

Методика работы со стихотворениями.

1. Найти 6-7 фамилий детских поэтов.

1) Барто А.Л.

Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая; лауреат Сталинской премии второй степени и Ленинской премии.

2) Маршак С.Я.

Русский советский детский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий.

3) Заходер Б.В.

Советский российский детский писатель и поэт, переводчик, сценарист. Популяризатор мировой детской классики. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

4) Драгунский В.Ю.

Русский советский детский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.

5) Носов Н.Н.

Русский советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии III степени и Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской.

6) Михалков С.В.

Русский советский и российский писатель, поэт, драматург, публицист, баснописец, сценарист, общественный деятель, военный корреспондент, актёр. Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской премии, трёх Сталинских премий второй степени, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, кавалер четырёх орденов Ленина и ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Член ВКП с 1950 года. Участник Великой Отечественной войны.

7) Паустовский К.Г.

Русский советский детский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.

2. Стихотворение Заходера Б.В. «ПЕРЕМЕНА»

«Перемена, перемена!» —

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог —

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, —

Словом,

Сделал все, что мог!

Ну, а тут — опять звонок…

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

— Ничего, — вздыхает Вова, —

На уроке отдохнем!

3. Викторина

Задание Игра «Будь внимательным».

Таня – Посчитайте, сколько кукол было у Маши.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала,

Две матрёшки на окошке.

Две Аринки на перинке.

Две Танюшки на подушке.

А Петрушка в колпачке,

На дубовом сундучке.   

4. Как учить ребенка заучивать стихи?

1. Найдите непонятные слова

2. Визуализируйте стихотворение

3. Подключите эмоции

4. Повторяйте выученное

5. Как анализировать стихотворения с ребенком?

Анализ должен быть целенаправленным. Цель анализа – в постижении идеи произведения, то есть отношения автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Анализу подлежат текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.

2.                               Анализ совершается после целостного непосредственного эмоционального восприятия прочитанного. Аналитическое чтение – это всегда вторичное чтение. Во время первого знакомства с произведением воображение читателя не должно сковываться никакими вопросами и заданиями (не должно быть установки: «Слушайте и думайте»)

            Стихотворение как произведение искусства воспринимается на слух. Дети не должны следить за текстом, чтобы не нарушить целостность восприятия.

            Опираясь на непосредственное восприятие произведения учащимися, анализ должен корректировать и углублять это восприятие.

            Обсуждению на уроке подлежит то в художественном произведении, что не воспринимается детьми при самостоятельном чтении: молитвы, обстоятельства, последствия поступков героев, описание внешности персонажей, их переживаний и размышлений, особенности композиции и т.д.

            Все элементы произведения рассматриваются не сами по себе, а в их отношении к идее, так как идея раскрывается в выборе изобразительного языка, построении предложения, образах героев, то есть в каждом элементе произведения.

            Нужно, чтобы школьники задумались, почему именно так построено произведение, какова позиция автора, его оценка изображаемых событий, его отношение к увиденному.

3.                              Анализ должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия, расширить зону доступного ребёнку (на этапе первичного восприятия дать возможность высказаться ученику, передать первые впечатления).

4.                              Анализ должен отвечать потребности ребенка разобраться в прочитанном. Эту потребность надо воспитывать. Этот этап очень важный: постановка учебной задачи. Чем младше школьники, тем занимательнее должны быть задания (например, составить книжку, диафильм, детям постарше: сопоставить, сравнить произведения).

5.                              Анализ совершается в единстве формы и содержания произведения.

            Анализу на уроке подлежит только то, что изображено, но, прежде всего, само изображение, то, как изобразил события автор.

            В понятие «форма» входит и язык, и композиции, и образы, и любые элементы произведения. Каждый из этих элементов отражает идею текста. В ходе анализа учитель помогает увидеть, как в отдельных элементах отражается идея произведения. (см.приложение № 1).

6.                              Анализ должен учитывать годовую и жанровую природу произведения, его художественную специфику.

            Специфика лирики – в открытости авторского присутствия. Предметом изображения в лирике является внутренний мир человека, его переживания, размышления. В лирике чаще всего отсутствуют описание событий, поступков персонажей, обстоятельств действия. Лирика не столько изображает, сколько выражает впечатление от реальной действительности.

            Выбор приёма анализа зависит от специфики художественного текста. Например, такой приём как словесное рисование при анализе стихотворения Есенина «С добрым утром!» не срабатывает: «…Задрожало зеркало затона».