Просмотр содержимого документа
«Методики и технологии в педагогике»
Методика и технология Методика педагогики – это не технологии обучения, хотя эти понятия часто путают, ведь они схожи по своей природе.
Педагогическая технология – это набор форм, методов, приемов и средств учебного процесса. Они устанавливаются на фоне психолого-педагогических инсталляций, направленных на получение эффективного результата работы.
Методика и технология – два звенья одного механизма. Совокупность методов имеет ряд характеристик:
Концептуальность. При разработке учитываются философские, педагогические, психологические теории.
Системность. Логичность построения урока в контексте методик, структурированность взаимодействия материалов и деятельности.
Управляемость. Возможность внесения корректировок в систему в процессе обучения.
Эффективность. Нацеленность на заведомо хороший результат.
Воспроизводимость. Шанс заимствования методики другими педагогами.
В педагогике методика и технология отличаются акцентами в описании процесса обучения.
Методика
Методика в педагогике — это совокупность методов, приёмов и форм организации деятельности учащихся, направленных на решение определённых педагогических задач (обучение, воспитание и др.).
Некоторые особенности методики:
Фокус на методах и приёмах. Методика не выстраивает их в определённую последовательность при реализации в педагогическом процессе.
Вариативность. Методика может быть динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога.
Технология
Технология в педагогике — это упорядоченная система действий, выполнение которых гарантирует достижение педагогических целей.
Некоторые особенности технологии:
Акцент на процессе и этапах. Технология описывает последовательность педагогических приёмов и методов, выстраивает технологическую цепочку действий.
Гарантированный результат. Технология исключает условия вроде «если педагог талантливый…», «если ученики способные…».
Воспроизводимость. Возможность применять технологию в других условиях и с разными учащимися.
Примеры
Методика может включать, например, план-конспект занятий, в котором прописывается последовательность этапов, планируется деятельность педагога и обучающихся, отмечаются формы работы, дидактические материалы, планируемые результаты.
Технология может быть описана в виде алгоритма, который определяет выбор целей, содержания, форм, методов и средств обучения.
При этом элементы технологии могут использоваться в методике, и наоборот.