Методическая разработка по проблеме
активизации познавательной активности обучающихся
учителя биологии и Крымоведения высшей категории
Журавлевой Л.А.
Учение – это очень сложная деятельность и перед педагогом стоит задача организовать ее, определить содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ученика на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Создание данных условий на уроках осуществляется через организацию активной познавательной деятельности учащихся на каждом занятии путем вовлечения каждого ребенка в процесс освоения знаний, умений и навыков.
Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса идет через урок. Я, стараюсь делать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными.
Для активизации познавательной деятельности каждого ученика используются такие виды работы на уроках: групповая работа, интерактивные разноуровневые тестовые задания, технология опорных конспектов, дидактические игры, (составь слово, ребусы, кроссворды), изготовление творческих работ. Для активизации внимания применяю электронно - образовательных ресурсы: анимации, видеофрагменты со звукозаписями, презентации, видео уроки.
Ощущение успешности, позволяет обеспечить групповая форма организации учебного процесса. Такая деятельность ведет к осознанному и прочному усвоению знаний. Занятия организуются таким образом, чтобы на уроке ученики говорили, рассуждали, овладевали способностями участвовать в принятии групповых решений. Сильные ученики оказывают поддержку слабым учащимся, которые в свою очередь, начинают предлагать свои способы решения задачи. При этом важен вклад каждого учащегося, поэтому ребята лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. При такой форме, можно проводить уроки в нетрадиционной форме: урок – игра, урок – экскурсия, урок – презентация, урок – путешествие. Смена привычной обстановки создает атмосферу праздника и снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Осуществление межпредметных связей – одно из важнейших психолого-педагогических и дидактических условий, способствующих осознанному усвоению учебного материала. Лишь при использовании межпредметных связей возможно понимание обучающимися целого ряда понятий и законов математических, естественнонаучных, профессиональных и специальных дисциплин.
Изучить все стороны предмета биологии мы можем, рассматривая его с точки зрения различных наук. При этом и устанавливаются межпредметные связи. Речь идет о различном подходе к одному и тому же предмету или явлению. В противном случае мы столкнулись бы не с межпредметной связью, а с дублированием материала.
Раскрытие межпредметных связей предполагает изучение одних и тех же явлений на разных уровнях - естественнонаучном, общепрофессиональном и специальном. Решающая роль в поиске, планировании и осуществлении межпредметных связей принадлежит преподавателю, а также предметным цикловым комиссиям, координирующим и направляющим эту работу.
Актуальность излагаемой проблемы на современном этапе развития образования значительно возрастает.
Исходя из актуальности задачи проекта:
- раскрыть сущность межпредметных связей;
- определить пути реализации межпредметных связей в обучении биологии.
В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, математики, астрономии и географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии. С помощью межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучаемых, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.
Современный подход к обучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами. Целью такого обучения является формирование научного мировоззрения школьников на основе современных знаний о единстве мира, о взаимодействии биологической формы движения материи с физической, химической и социальной, о взаимосвязях биологической науки с философией, моралью, искусством, с общественной практикой. В процессе обучающиеся могут приобрести умения синтеза и обобщения знаний из различных наук, природных явлений и деятельности человека в природе, а также умения комплексного применения знаний по биологии, физике, химии, географии, истории, к решению практических задач.
Межпредметные связи в обучении биологии. Функции межпредметных связей.
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у обучаемых диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель биологии формирует такие качества знаний обучаемых, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления обучаемых, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор обучаемых.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучаемых в обучении биологии преподаватель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования преподавателями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии.
Проблема межпредметных связей всеобъемлюща и нескончаема. И. Д. Зверев пишет: «Знания и умения учащихся, обобщающие учебный материал различных предметов с позиций основополагающих идей, философских категорий, общенаучных теорий и понятий и сформированные на основе межпредметных связей, мы называем межпредметными».
Использование межпредметных связей в учебном процессе школы предполагает активную творческую работу самого учителя, который должен уметь найти разнопредметное содержание учебного материала, предложить разные виды анализа, наглядное изображение показывает взаимоотношения связующих понятий, сведений, умений, навыков, без чего осуществлять связи их немыслимо, обучить учащихся способам межпредметного переноса знаний и умений, чтобы они могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и ту деятельность, которую они осуществляли по установлению межпредметных связей .
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда преподаватель биологии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи биологии с физикой, химией) и межцикловые (связи биологии с историей и другими дисциплинам).
Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации): содержательно-информационные и организационно-методические. Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу научных знаний, отраженных в программах биологических курсов, на фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Так, в обучении биологии и химии преподаватели могут использовать данные о химическом составе человеческого тела.
Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. Эти понятия широко используются при изучении процессов ассимиляции и диссимиляции. При этом они углубляются, конкретизируются на биологическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер. Ряд общебиологических понятий отражают такие сложные процессы живой природы, которые невозможно раскрыть даже на первом этапе их введения без привлечения физико-химических понятий. Так, понятие фотосинтеза сложилось в науке в результате изучения этого процесса физиологией растений и пограничными науками - биофизикой и биохимией.
Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения обучающимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения биологических функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.
Межпредметные связи — одна из актуальнейших проблем современной теории обучения и воспитания. Они возникли в связи с необходимостью повышения эффективности педагогического процесса по всем учебным дисциплинам средней школы. Объединяют биологию с естественно-научными и другими учебными дисциплинам» в единый комплекс. Количество знаний, заимствованных из других дисциплин, называется межпредметной емкостью. Она определяется качественным показателем, то есть оптимальностью и эффективностью в учебном процессе.
Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей; они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала. Опыт работы с межпредметными и внутрипредметными связями, можно применять в преподавании всех других учебных дисциплин.
Межпредметные связи биологии правильно перестраивают качественно не только содержание, но и методы, и формы работы. Возрастает вместе с тем и мировоззренческое значение знаний и происходит рост познавательных возможностей учащихся. Используется классификация закономерностей развития понятий, сведений, умений, навыков, которая вскрывает связи между ними, способствует осуществлению их в учебно-педагогическом процессе.
Итак, овладение основными идеями наук, изложенными в учебных дисциплинах, возможно изучением этих узлов на основе межпредметных связей. Напоминанием, не случайных и не слишком расширенных и не заранее ограниченных, а объективно необходимых для раскрытия основных положений параграфа, темы, курса. Отсюда, становятся понятными связи вопросов дисциплин, группы дисциплин, разных групп дисциплин. При этом для учителя и учеников вовсе не имеет значения откуда получены знания. Важно, что они получены и помогают глубокому и осмысленному приобретению понятий, сведений, умений и навыков.
Знания, заимствованные из других предметов, служат или созданием основы для формирования внутрипредметных законов, теорий, понятий, методов (прямая связь), или углублением, обобщением и систематизацией имеющихся знаний (обратная связь), или созданием межпредметных «стыковых» знаний. Они действенны в познавательном и воспитательном значении. Межпредметные связи являются многосторонними и равноправными. При этом происходит всестороннее сотрудничество и координация деятельности учителей, формируется целостный педагогический процесс, устанавливается единство требований учителей, их творческое содружество. Все это обеспечивает решение многообразных вопросов обучения и воспитания, позволяет снизить субъективный подход в учебном процессе, сосредоточить внимание на установление связей с производством, с практикой коммунистического строительства, углубить познания, расширить творческую инициативу учащихся, формировать многосторонние познавательные интересы, решать мировоззренческие проблемы и современные вопросы знаниями различных предметов в связи с жизнью. Они же допускают большую гибкость в выборе форм, методов и приемов и в использовании технических и других средств обучения.
В наше время политехнического обучения и профориентации учитель должен быть всесторонне развитым теоретически, чтобы правильно научно понимать и объяснять явления природы, и практически — чтоб показать ученику, как узнавать и определять растения и животных, как гербаризировать и препарировать, как поставить школьный и лабораторный производственный эксперимент, наблюдать в природе, уметь правильно осуществлять политехническое обучение, трудовое и экологическое воспитание, профориентацию, создать в соответствии с требованиями на предприятиях любого производства необходимые санитарно-гигиенические условия, организовать службу техники безопасности, охрану труда .и т. п.
Наука биология является основой агрономии, зоотехники, медицины. Школьная биология отражает эту связь через элементы политехнического обучения и связи с жизнью.
Методика биологии рассматривает преподавание как единый процесс обучения и воспитания, осуществляемый школьными дисциплинами, как целостную систему их содержания с формами, приемами преподавания, как систему связей между дисциплинами, или межпредметную связь.
Только такая система учебно-воспитательного процесса постепенно развивает у учащихся биологические понятия, мышление, мировоззрение, умения и навыки.
Связи методики преподавания биологии с другими школьными дисциплинами, уже предполагает необходимость межпредметных связей всех наук, учебных дисциплин и их методик. Только поняв эту связь, можно осознать необходимость и сущность межпредметных связей школьной дисциплины биологии с другими учебными дисциплинами.
Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс выполнения, и ее результат- все требует от учащихся максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации, книжки покетмоды. Например, экологический урок по биологии в 6 классе тема «Хранители воды». Учащиеся изготовляют карманные книжки покетмоды по готовым шаблонам. Учащиеся, делают это с удовольствием, что способствует формированию более высокого уровня развития и мотивации.
Во время урока невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мотивирует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
В качестве примера
11 класс. Бинарный урок: химия + биология по теме: "Деятельность человека, как экологический фактор" и «Загрязняющие вещества»
Абрамова Марина Викторовна, учитель химии
Журавлева Лариса Анатольевна, учитель биологии
Цель проведения: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе.
Задачи урока: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) — изменения в окружающей среде (последствия) — реакции биологической системы (результат). Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с законами драматургии, с позиции историзма. Также продолжать развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Подготовительный этап. Это занятие требует от учителей совместно с учащимися серьезной предварительной работы. Необходимо предварительно объединить обучающихся в 3 группы и распределить между группами среды, подвергающиеся загрязнению. Выступающие при характеристике деятельности человека должны применять исторический подход, давать причинное объяснение экологических явлений с опорой на принцип системности, в соответствии с которым биологические системы и общество (человек) рассматриваются в единстве. Подбирая факты, характеризующие экологическую проблему, следует учитывать их соответствие глобальному, региональному и местному уровням рассмотрения экологической проблемы; доступность для понимания школьниками; авторитетность источника информации. Региональный подход (уровень государства) позволяет обращаться к ученику как к будущему гражданину своей страны; глобальный уровень в наибольшей мере ориентирует на понимание общечеловеческой значимости экологических проблем. Сочетание разных уровней конкретизации создает предпосылки для активной умственной деятельности по установлению причинных и иных зависимостей, способствует поиску путей разрешения противоречий между обществом и природой, желанию личным участием способствовать сохранению и улучшению среды нашей жизни. По ходу выступлений, выделение узловых моментов, формулирование главных тезисов, объяснение новых терминов позволяет учащимся следить за изложением материала, понимать и запоминать учебный материал.
Этапы урока:
1. Мотивация урока и актуализация темы.
2. Сообщения с презентациями каждой группы.
3. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Мотивация урока и актуализация темы.
Вступительное слово учителей:
Учитель биологии: Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие:
во-первых, оно включает в себя два урока; во-вторых, занятие по 2 предметам - химия + биология. По биологии, изучая тему “Деятельность человека как экологический фактор”, мы рассматриваем деятельность человека как антропогенный фактор воздействия на окружающую среду, по химии, изучая загрязнение окружающей среды, мы отмечаем влияние деятельности человека на окружающую среду. И сегодня мы с вами соединим знания по обоим предметам в единое целое, проанализировав деятельность человека как экологический фактор. Итак, тема урока “ Деятельность человека как экологический фактор” и «Загрязняющие вещества»
Учитель химии: И в третьих, мы присутствуем с вами на уроке, где каждая группа выполняет свою роль, подготовив материалы и видеофакты. Эпиграфом нашего слушания звучат слова великого Генриха Гейне, вдумайтесь в них:
“… что есть человек?
Откуда он пришел?
Куда пойдет?”
2. Выступления групп
Учитель биологии: Итак, человек - это молодой биологический вид. Умственные способности позволили ему завоевать свою нишу в биосфере. Но давайте посмотрим что, сотворил “великий человеческий разум” с живой оболочкой Земли!
Человек научился строить жилище - хижины на 10-12 человек, научился жить в любом климате. Потребности людей росли, и разум человеческий делал свое дело. Возникло и развивалось земледелие и одомашнивание животных, которые сопровождались вырубкой лесов, выпасом скота, заготовкой корма, что привело к изменению биосферы и других экосистем в еще большей степени. Восемь с половиной тысяч лет назад была сделана первая плавка металла (в Южной Турции). Началось развитие ремесел, затем промышленности.
Новым этапом взаимодействия общества и природы стало появление городов, рост технической вооруженности человека. Люди, благодаря своему разуму, приобрели способность осваивать мир универсально и очень быстро, удовлетворяя свои потребности, преобразовывать экосистемы природы. Вывод: За очень короткий период времени деятельность человека приобрела глобальный характер и стала особым сверхмощным экологическим фактором существования живого в биосфере.
Для доклада приглашается 1-я группа: загрязнение почвы.
Приглашается 2-я группа: загрязнение воды.
Заслушаем 3-ю группу: загрязнение воздуха.
1.Человек сокращает территории, занимаемыми естественными экосистемами:
- 9-12 % поверхности суши распаханы;
- 22-25% поверхности суши составляют полностью или частично окультуренные пастбища;
- 458 экваторов - такова длина дорог на планете;
- 24 км на каждые 100 км2- такова густота дорог;
по данным ООН в одних лишь промышленно-развитых странах, под бетоном строящихся автострад, населенных пунктов, промышленных предприятий и других построек ежегодно исчезает более 3 тысяч км кв естественных ландшафтов, а возникают ландшафты антропогенные.
2.Учитель химии: Человек потребляет продукцию суши, уменьшая долю естественных потребителей
- Биомасса человечества и домашних животных составляет 15-20 % к биомассе наземных животных, однако человек и домашние животные потребляют 1/ 4 растительной продукции суши
3. Человек истощает запасы энергии, накопленные в “тупиках” биосферы, т. е. полезные ископаемые:
- Для удовлетворения своих потребностей человек в год извлекает около 100 млрд. тонн руды, горючих ископаемых и другого сырья, что составляет 25 тонн на каждого жителя планеты. При этом 96-98% добываемого сырья идет в отходы;
- выбрасывает в океан 6 млрд. тонн твердых отходов, от 69-90 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в биосферу, 20 млрд. тонн углекислого газа в атмосферу, что ведет к концентрации опасных химических элементов в воздухе, почве, воде. Вывод очевиден, человек, используя ресурсы Земли, глобально загрязняет биосферу.
Учитель биологии: Какова же реакция биосферы на эти загрязнения?
Гибель особей и сокращений численности популяций. Лоси, олени, косули и кабаны, птицы и насекомые гибнут на дорогах под колесами автотранспорта. Полевые работы приводят к гибели тетеревов, зайцев, перепелов в большей мере, чем охота. Миллионы перелетных птиц сгорает в газовых факелах, где сжигают отходящие газы при добыче нефти. Животные гибнут в разливах нефти, на проводах и опорах линий электропередач (степные орлы, могильники, беркуты и др.), при проглатывании пластмассовых предметов, плавающих в море (морские черепахи) в рыболовных сетях (дельфины, тюлени, водоплавающие птицы).
Учитель химии: В результате своей жизни и деятельности человек создает очень много загрязняющих веществ, которые, попадая в огромных количествах в атмосферу, образуют с водой кислотные дожди. Кислая дождевая вода, попадая в почву, снижает ее плодородие, подавляя жизнедеятельность бактерий, снижая численность дождевых червей. Серная и сернистая кислоты вместе с другими веществами загрязняют все во мне: реки, озера, грунтовые воды, леса, поля.
- загрязняющие вещества влияют на эмбрионы, развивающееся зародыши живых существ, отравляя их, вызывают уродства и ненормальности в развитии организма.
- Под воздействием загрязняющих веществ сокращаются сроки жизни - в особенности долгоживущих видов, которые накапливают в организме опасные концентрации загрязнителей.
Человеком уничтожено 75% млекопитающих и 76% птиц из числа исчезнувших видов. Таким образом, очень быстрыми темпами у всех на глазах происходит гигантское обеднение моего генофонда вследствие вымирания видов, сокращения их популяционного разнообразия и численности особей во всех сокращающихся по территории популяциях. Человек действительно сверхмощный разрушающий фактор и прогноз тех негативных изменений, вносимых им в мои системы очень и очень пугающий (см. рисунок).
Вывод по рисунку: раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу. Но люди должны знать и помнить о том, что если биосферы не станет, не станет и их!!!
История: Да, действительно, истоки деятельности человека по охране природы уходит в глубокую древность. Ранее природоохранная деятельность носила преимущественно запретительный характер. Но запретительные меры приносили лишь временные результаты, и в ХХ веке их стало не достаточно, чтобы сберечь жизнь на планете. На современном этапе для сохранения генетического разнообразия человек старается сочетать природоохранные меры на местах обитания видов и вне их.. Людьми создаются специальные центры размножения редких видов: банки генов, ботанические сады, зоопарки, коллекции и рыбоводные заводы. Сейчас в мире семь видов млекопитающих сохранены только в зоопарках, в природе их нет. Последняя лошадь Пржевальского на воле погибла в Монголи. Но она осталась в зоопарках и сейчас их уже около трехсот. Наших амурских тигров на воле около двухсот. А в зоопарках - вдвое больше.
Человек в разных частях Земли создал, продолжает создавать специальные центры размножения и выживания: многовидовые – Аскания Нова (Украина), зоопарк Джеральда Дарелла на о. Джерси (Великобритания), по группе видов - Окский Журавлиный Питомник (Россия), Норфолк - разведение фазанов (Великобритания). Кроме того Человек организовал охраняемые территории: заповедники, заказники, природные парки и др., где сохранение видов растений и животных осуществляется на месте их обитания.
Подведу итог: не все люди безответственны! Значительная часть из них убежденные, компетентные, обладающие чувством и сознанием моральной ответственности за состояние окружающей среды. Эти люди преодолевают реальные сложности и проблемы, вступают в противоборства с экологически невежественными, безграмотными и безответственными людьми, которые, к сожалению, зачастую обладают реальной властью.
Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро стал вопрос быть или не быть человеку на Земле. Зависит это, прежде всего от самого человека и от того, как он изменит свое поведение! Многие виды деятельности человека можно считать особыми экологическими факторами, которые получили название антропогенных. Масштаб действия антропогенных факторов в последнее время становится сопоставимым с действием геологических сил. Ну, а об этом, вы слышали.
Я обещаю, что мы постараемся перестать думать и говорить о природе только в категории обладания, покорения, срывания всяческих покровов. Научимся понимать величие нетронутой природы, вечность и ее свободу: осознаем, наконец, что мы все ее лишь малая часть.
Вывод Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. А в чем-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: когда наши города станут чистыми, красивыми? Как определить степень загрязнения окружающей среды в районе школы? Какими экологическими правами обладает гражданин? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей выбросами промышленных отходов? Как спасти наши родники, реки и водоемы, животный и растительный мир от гибели? Какими должны быть основы экологических знаний? Поэтому, каждый из нас из людей должен правильно отвечать на все эти вопросы и быть в первую очередь Созидателем, а в меньшей мере разрушителем.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель: Мы поставили много вопросов, над которыми следует задуматься. Мы бы хотели, чтобы ваше отношение к этой проблеме вы показали в виде “экспресс-плакатов”. На это дается 7 минут.
Итоги урока: Выставка плакатов и оценивание работы групп.
Бинарный урок химии-биологии в 10-Б классе
Наши учителя-естественники Журавлева Лариса Анатольевна (учитель биологии) и Абрамова Марина Викторовна (учитель химии) в ходе декады естественных наук вновь порадовали учащихся нестандартным бинарным внеклассным мероприятием, на этот раз под названием « Что таится в нашей чашке». Они познакомили детей с историей чая, как напитка, родиной этого дерева как вида. Учащиеся заполнили анкеты, которые ученики-эксперты обработали и составили графики. Были продемонстрированы разные сорта чая в сухом и заваренном виде, которые ребята смогли продегустировать. На занятии была и практическая часть: с помощью лакмусовых бумажек нужно было определить какой сорт чая имеет более высокую кислотность и значит лучше утоляет жажду. Затем изучили химический состав чая и убедились, что его не напрасно используют при лечении простудных и желудочных заболеваний, пьют утром как тонизирующее средство и источник витаминов. После чая обсудили свойства и сорта кофе, который тоже смогли попробовать. В итоге занятия мы пришли к выводу, что и чай и кофе пить можно и нужно, главное - знать меру, т.е. не больше 3-4 чашек в день. На этой оптимистической ноте учащиеся допили напитки и поблагодарили учителей за познавательное и полезное во всех отношениях занятие.
Мой многолетний опыт использования интегрированных уроков биологии с различными дисциплинами показал несомненный интерес учащихся к такой форме работы, существенно возрастает активность всех учеников класса на подобных уроках. Групповые формы работы позволяют ученикам достичь лучших результатов, получить хорошие оценки, что также стимулирует их к активной подготовке своих заданий. В качестве примера привожу конспекты и описания нескольких бинарных уроков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, межпредметные связи обогащают знания, повышают их значимость, системность, мобильность и прочность. Они отражают дидактическое единство знаний, усиливают их мировоззренческое значение. Хорошо продуманные межпредметные связи обеспечивают большую осмысленность знаний учащимися, более легкое их усвоение.
Кроме того, «учет при, тематическом планировании межпредметных связей помогает, с одной стороны, избежать дублирования учебного материала, а с другой, лучше подготовить учащихся к применению знаний, усвоенных на уроках по другим предметам!». Необходимость межпредметных связей биологии с другими дисциплинами доказывается тем, что сама методика преподавания ее тесно связана с другими учебными предметами и науками и требует, чтобы учитель школьных биологических дисциплин имел большую эрудицию.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. И еще, хочется дополнить, что учет и само использование межпредметных связей способствуют обучению учащихся применению понятий, знаний, умений на практике, в жизни.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни обучающихся.
Список литературы
1. Аббасова, Р.К. Формирование научных понятий у старшеклассников на основе межпредметных связей (гуманитарный цикл) Текст.: дис. . канд. пед. наук / Р.К. Аббасова.- Алма-Ата, 1991.
2.Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.
3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения,-М.: Просвещение, 1989.
4.Вернадский, В.И. Живое вещество Текст. / В.И. Вернадский. М.: Советская Россия, 1978.
5. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение,1985.
6.Губин, В.В. Межпредметные связи физики с биологией в старших классах общеобразовательной школы Текст.: дис. . канд. пед. наук / В.В. Губин. Челябинск, 2002.
7.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. М.: Издательский цент «Академия», 2004.
8. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.
10. Литвинова Н.П. «Межпредметные связи при изучении дисциплин в СПО» СПО № 12 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики"
Гришина Л.Н., учитель математики высшей категории,
Журавлева Л.А., учитель биологии высшей категории
УУД:
Личностные
расширение знаний о растениях нашего края,
воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни, экологии;
Познавательные
закрепление практических умений и навыков вычисления процентов;
развитие познавательного интереса к вычислению процентов и пропорции;
Регулятивные
Коммуникативные
закрепить навыки участия в продуктивном диалоге;
развивать умения самовыражения.
Тип урока: Урок применения знаний и умений.
Оборудование:
интерактивная доска;
презентации;
карточки с заданиями;
оценочный лист группы;
природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры;
давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше.
ХОД УРОКА
1. Мобилизующий этап.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков)
- Давайте мысленно пройдём по полю, на котором можно встретить множество растений.
- Чем обеспечивают человека и животных множество растений?
Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами, являются основой жизни. (Ответ учащихся во время показа 4 слайда презентации).
- Когда, в какой период, люди испытывают недостаток витаминов и чем можно восполнить?
Ответ учащихся во время показа 5 слайда презентации.
2. Целеполагание (вспомнить – узнать – научиться).
Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать наши растения. (Ответ учащихся во время показа 6 слайда презентации).
1. УСТНЫЙ СЧЁТ (задание проектируется на экран)
- Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы учеников во время показа 7 слайда презентации).
Какие растения растут у нас?
№ 1 Задание.
- Определите процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов.
(Работа ребят сопровождается показом- проверкой и чтением слайдов презентации 8- 12 с доски).
СБОР №1 | СБОР №2 | СБОР №3 |
Шиповник – 50% | крапива (листья) –0,3 | шиповник – 45% |
Малина (плоды) –Х% | рябина (плоды) – Х | брусника (плоды) –15% |
| | Крапива – Х% |
СБОР №4 | СБОР №5 |
Шиповник – 0,25 | смородина чёрная (плоды) –10% |
Малина – 0,25 | крапива – Х% |
Смородина чёрная | шиповник – Х% |
(листья) –Х | морковь посевная – Х% |
3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
2. ОТГАДАЙ!
Проект 1. (Краткосрочный частично-поисковый проект ученика).
О важности правильного питания уже 100 лет назад говорил мудрый врач Авиценна. В настоящее время люди едят растительной пищи непростительно мало: овощей в три раза меньше нормы, фруктов – в 4раза.
- Попробуйте назвать растение, с помощью чего можно приготовить салат уже ранней весной.
№ 2 (Работа ребят сопровождается показом и чтением 13 слайда презентации).
Задание. Ученики решают задания группами. (Работа ребят сопровождается показом и чтением 14- 16 слайдов презентации).
Полученные ответы заменяют буквами.
1) 11/12 • 7/22; | 4) 2,6 • 1,3; | 7) 21/5 : 11; |
2) 5/21 • 42; | 5) 11/7 : 51/3; | 8) (7/8) х = 1/4; |
3) 5,6 : 3,5 | 6) 21/7 : 111/14; | 9) 60 : 11/2. |
| | |
Д | К | А | М | О | В | И | У | Н | Ш | Ч | Ю |
10 | 40 | 3 14 | 13 15 | 1 6 | 3,38 | 2 7 | 8 5 | 6 5 | 1,4 | 1 5 | 2 9 |
(Ребята смотрят на 17 слайд презентации на доске и подчёркивают буквы).
Пока ученики выполняют- расшифровывают слово.
Проект 2. «Про одуванчик». (Краткосрочный исследовательский познавательный проект ученика).
Это растение – растёт на лугах, в полях и садах, около дорог. Цветёт жёлтыми цветами в апреле-мае. Листья содержат витамины С и Е, каротины, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. В пищу используют почти всё растение. Из молодых листьев делают салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи, более старые употребляют как шпинат. Чтобы удалить горечь, их вымачивают в соленой воде 20-30 минут. Цветочные почки маринуют и заправляют солянки, винегреты, блюда из дичи. Из жареных корней готовят заменитель кофе.
Проверяем ответы. Это – одуванчик. Одуванчик – лекарственное растение, потогонное, отхаркивающее, успокаивающее, жаропонижающее, улучшает общее состояние организма.
(Работа ребят сопровождается показом и чтением 18 слайда презентации).
Из одуванчика можно приготовить вкусный и полезный салат: рецепт на слайде.
Листья одуванчика выдержать в подсолённой воде 30 минут, затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиком. Заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить вареным яйцом.
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(Ребята выполняют упражнения под музыку с презентацией 19- 28 слайды).
4. Коммуникация.
- Каково основное свойство пропорции?
Смотрим на экран.
(Презентация «Пропорция»).
Крайние члены. | Свойство пропорции. | Пример. |
А : В = С : Д | А • Д = В • С | 8 : 2 = 12 : 3 |
Средние члены. | | |
Устно: все ли пропорции составлены правильно? Если верно – хлопаем в ладоши, не верно – поднимаем руки. (Примеры по очереди проектируются на экран)
3:6=2:4 | 4:6=2:3 | 3:6=4:2 | 6:3=2:4 |
6:2=4:6 | 6:4=3:2 | 6:3=4:2 | 8:4=2:3 |
- А что вы знаете о комнатных растениях?
- Есть ли от них какая-нибудь польза?
Проект 3. (Краткосрочный познавательный проект ученика).
Конечно, растения и цветы не только создают уют и украшают нашу квартиру, но и очищают воздух. Например, есть такой цветок ТУЯ и он на 67% снижает количество микробов в комнате.
№ 3
Задание. (Работа ребят сопровождается показом- проверкой и чтением слайдов презентации 29- 30 с доски).
Вычислите, сколько процентов снижают количество микробов в комнате всем нам известные комнатные цветы, как хризантема, герань или бегония. ХРИЗАНТЕМА – какой процент составляет число 33 от 50? (66%)
ГЕРАНЬ – какой процент составляет число 0,86 от 2? (43 %)
Задача. Подсчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления икры, если за основу хотите взять 1,5кг лука. (Ученики производят расчёты).
Ответ:1,5 лука, по 2кг огурцов и моркови.
5. Взаимоконтроль и взаимопроверка.
4. ТЕСТОВАЯ РАБОТА.
На каждой парте группы лежат карточке с девяти уравнениями и тремя вариантами ответа. На слайде презентации записаны буквы. Ученики после решения уравнений и взаимопроверки выходят к доске и подчёркивают свою букву.
Теперь все вместе прочтём, какие слова получились на доске: ВСЕ УМНИЦЫ!
6. Рефлексия. Самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
Слайд 35: Давайте мы будем любить окружающую нас природу, беречь и охранять её!
16