МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Всем учителям известно, что к оценке деятельности учащихся следует подходить очень серьёзно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Контроль за выполнением заданий должен быть постоянным, из урока в урок, и желательно, чтобы была оценена работа всех ребят. Причём, оценка может быть выставлена и прокомментирована одновременно как учителем, так и классом, и группой учащихся, и учеником-консультантом, который проводил индивидуальный опрос, и самим учеником. Таким образом, средняя оценка каждого ученика может быть высчитана на основе независимых пяти самостоятельных оценок по данной теме.
Оценка знаний учащихся в незнакомом классе
Многие учителя оказываются в затруднительном положении, когда им предстоит провести урок истории, обществознания в незнакомом классе и при этом проверить и оценить знания всех учеников, не прибегая к письменной работе. В 5-7-х работы учащихся классах как на первых уроках-знакомствах учителя с учениками, так и в течение учебного года успешно проходит фронтальный опрос с использованием яркого дополнения (разноцветных квадратов, кружков, звёздочек, бабочек и т. д.). Например, учитель объясняет новый материал по пунктам плана, записанного на доске. После каждого пункта учитель может задавать вопросы по только что изложенному (или прочитанному учащимися самостоятельно) материалу. Перед учениками ставится задание: давать краткие, исчерпывающие, логически правильно построенные ответы. Все ребята, которые знают ответ на поставленный вопрос, поднимают руку и получают, например, зелёный квадратик. А те ученики, которые вызываются учителем и озвучивают правильный ответ, получают красный квадратик. От вопроса к вопросу у ребят накапливается определённое количество квадратиков, за которые они в конце урока получат определённое количество баллов и соответствующую оценку за урок. Чтобы не допустить обмана со стороны ребят, учитель предупреждает, что руку можно поднять только в том случае, если точно знаешь и можешь сформулировать ответ на поставленный вопрос, в противном случае все уже заработанные квадратики ученик вернёт учителю. ,
Учитель по примерному количеству вопросов, планируемых задать на уроке, может рассчитывать количество баллов на каждый квадратик. Например, зелёный квадратик - это полбалла, а красный - один балл. Чтобы получить одну пятёрку. В конце урока ученик должен заработать или пять красных квадратиков, или десять зелёных. Для детей - это игра, им нравится. Они с удовольствием считают и свои квадратики, и квадратики соседа, сами называют свою оценку. Если оценка ученика не устраивает, то учитель может провести блиц-опрос (3-5 коротких вопроса по пройденному материалу, их может задать как учитель, так и одноклассники), который позволит оценить знания ребенка более точно.
Если это первый урок в данном классе и' учитель ещё не знает учеников, то удобнее идти от простых вопросов и заданий к более сложным, чтобы не испугать, не оттолкнуть тихих, скромных или не совсем уверенных в себе ребят. Когда видно, что весь класс включился в работу, можно постепенно усложнять задания, чередуя их с простыми вопросами, а в конце урока дать самое сложное задание, за выполнение которого можно получить в два раза больше квадратиков. Это помогает активизировать познавательную деятельность ребят и постепенно сместить акценты со стремления получить много квадратиков к желанию узнать, открыть что-то новое и интересное.
Оценка работы учащихся в группах
Все преподаватели, вероятно, используют в процессе обучения групповую работу учащихся. На мой взгляд, это очень перспективный вид работы, который может использоваться как в среднем, так и в старшем звене, а также для работы с учащимися разного уровня подготовки. В работе по группам ученики решают поставленную перед ними задачу, причём, каждый из них работает в первую очередь не на себя, а на группу, пытаясь внести свой посильный вклад в общее депо. В такой обстановке комфортно, спокойно чувствуют себя и слабо подготовленные ученики. Они не теряются, а участвуют в совместном поиске. Работа в группах создаёт отличные условия для активизации познавательной деятельности всех учеников. В ходе обсуждения ребята развивают культуру общения, умение вести дискуссию, учатся слушать и слышать друг друга. Учитель в данном случае выступает как очень важная фигура. Он контролирует работу групп, помогает определить направление и стратегию поиска, умышленно создаёт «тупиковые» ситуации, которые требуют новых знаний, не подсказывает, а только направляет дальнейший поиск. Творческая и познавательная активность учащихся на таких занятиях очень высока. Но этот вид работы ставит проблему оценки знаний и каждого учащегося в отдельности. Для её решения я выдаю каждой группе две таблицы. Первую заполняет капитан по ходу работы группы. Он плюсами или баллами оценивает вклад каждого члена команды в выполнение каждого из заданий, при этом он может советоваться и с членами команды. Вторая таблица заполняется членами команды в конце занятия. Обе таблицы сдаются учителю, который выставляет и комментирует оценки за урок. Причём, оценки могут получить не только члены победившей команды, но и другие ученики.
Таблица 1. Работа группы № 1
Список Команды | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 |
1. Иванов | | | | |
2. Петров | | | | |
З.Сидоров | | | | |
4. Смирнов | | | | |
5. Жуков | | | | |
Таблица 2. Оценка работы группы № 1
Фамилия, имя ученика | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя |
| | | |
Оценка знаний учащихся среднего звена
Учащиеся среднего звена, как правило, тянутся к знаниям и чувствуют себя уже взрослыми. Чтобы помочь ребятам стать ещё любознательнее, ещё активнее и самостоятельнее, я использую, кроме традиционных, методы взаимного опроса, работу с консультантами и разноуровневые задания.
РАБОТА КЛАССНЫХ КОНСУЛЬ ТАНТОВ
Учитель готовит консультантов по отдельным вопросам темы. Все ребята получают планы-памятки для оценки устного ответа на уроках истории.
План-памятка
Внимательно выслушай ответ одноклассника.
Отметь: чётко ли он отвечал на поставленный вопрос.
Правильно ли были названы имена, фамилии, события, географические объекты, даты, верно ли были воспроизведены факты.
Если нужно, дополни и исправь ответ одноклассника.
Был ли сделан вывод в конце ответа.
Оцени ответ одноклассника.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объёме. Речь грамотная, чёткая, лаконичная.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение несамостоятельное (наводящие вопросы, помощь товарищей), В' ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
На уроке класс делится на группы. К каждой группе подходит консультант и объясняет свою тему, затем отвечает на все вопросы группы, опрашивает учеников группы, выставляет им оценки в индивидуальные листы контроля и переходит к следующей группе. Причём подпись рядом с оценкой в листе контроля накладывает на консультанта ответственность за уровень подготовки данного ученика. Консультанты могут просто проверять уровень подготовки одноклассников и выставлять им оценки.
Лист контроля Иванова Ивана
Класс 7 «А» Группа N 1. Тема «Власть и церковь»
Консультант | Вопрос | Оценка консультанта | Подпись консультанта |
| | | |
| | | |
Взаимный опрос учащихся
Этот метод удобен тем, что ребят можно не пересаживать. достаточно дать им тему или вопрос и время для проверки знаний друг друга. Ребята, сидящие за одной партой, поворачиваются друг к другу, отвечают и ставят друг другу оценки, объективность которых может проверить учитель. Оценки также выставляются в индивидуальные листы контроля с подписью поставивших их учеников.
Разноуровневые задания
Задания для ребят, как на уроке, так и на дом могут быть разных уровней сложности. Это позволяет всем ученикам включиться в работу, выбрав себе задание по силам, и попробовать получить наивысшую оценку. Каждое правильно выполненное задание даёт ученику определённое количество баллов. Например, оценку «3» можно получить за 5—6 баллов, для этого ученик может выполнить 3 простых задания стоимостью 2 балла. Оценку «4» — за 11—12 баллов, выбрав и выполнив 3 задания посложнее стоимостью 4 балла. Оценку «5» — за 14—15 баллов, выполнив 3 сложных задания по 5 баллов.
Оценка учебной деятельности старшеклассников
Ни для кого не является секретом, что некоторые старшеклассники, готовясь целенаправленно для поступления в определённые учебные заведения, могут не уделять должного внимания отдельным предметам, которые им не нужно будет сдавать на вступительных экзаменах. Но при этом все хотят получить аттестат с положительными оценками. Ситуация осложняется и тем, что в старших классах появляются полугодовые оценки и ребята позволяют себе «немного отдохнуть», а к концу полугодия пытаются всё наверстать и исправить. Перед учителем в данном случае стоит задача не просто заставить ребёнка продолжать изучать свой предмет путём угроз и шантажа, а заинтересовать, помочь не потерять, а наоборот, повысить свой уровень грамотности и тем самым не уронить свой авторитет.
Для решения данной проблемы уже в течение многих лет я использую «Тематический оценочный лист». Он составляется по каждой теме, изучаемой в курсе истории или обществознания в 10—11-х классах. Перед началом изучения каждой темы я вывешиваю такой Лист в каждом классе и объявляю, что в нём будут фиксироваться все виды работ, выполненные учениками по данной теме. Сюда войдут ответы на уроке, выполнение индивидуальных заданий, работа по тестам, составление тестов, кроссвордов, чайнвордов, подготовка сообщений, участие в олимпиадах, викторинах, знание основного материала и т. д., при этом я напоминаю требования к каждому из видов деятельности (например, можно составить не более одного кроссворда или чайнворда и т.д.). За каждый вид деятельности предусматривается определённое количество баллов. Те ученики. которые набирают необходимое количество баллов, будут освобождены от сдачи зачёта по данной теме.
Чтобы определить количество баллов, которое нужно набрать ученикам, я умножаю количество уроков по данной теме на пять, так как основная группа ребят хотят иметь оценку «отлично». Например, если по истории России ХХ века в 11-м классе на тему «Россия в годы революций и гражданской войны» отводится 8 часов, то минимальное количество баллов — 40. Следовательно, для того чтобы получить «5», ученик должен заработать 40—45 баллов, «4» — 32—39 баллов, «З» — 24—31 балл.
11 «А» класс
Оценочный лист по теме «Россия в годы революций и гражданской войны»
Список класса | Знание основного материала | Сообщение по теме | Работа по тестам | Кроссворд | Доп. задание повышенной сложности | Викторина | Оценки на уроках | Итоговая сумма баллов |
| | | | | | | | |
Знание основного материала даёт ученику 15 баллов;
подготовка сообщения по теме — 10 баллов; работа с тестами — 5 баллов;
составление тестов — 10 баллов;
составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов — 10 баллов;
выполнение задания повышенной сложности — от 5 до 10 баллов; участие в викторине — от 10 до 15 баллов;
все оценки, получаемые на уроках, — это дополнительные баллы; в конце подсчитывается общая сумма баллов.
Если ученик хочет получит оценку выше, чем та, которую он смог заработать по количеству баллов, он может сдать зачёт по теме.
Такой вид работы приводит к повышению творческой и познавательной активности ребят. Они сами «зарабатывают» ту оценку, которую хотят получить. Теперь не возможно обвинить учителя в необъективности, в занижении оценки, так как «Тематический лист контроля» заполняется в течение всего периода изучения темы и каждый видит, что он сделал, как отвечал, сколько баллов набрал. Ребята могут самостоятельно анализировать проделанную работу, искать пути получения дополнительных баллов, что приводит их к активизации поиска новых знаний по предмету. Дух здорового соперничества стимулирует этот процесс.