СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы оценки учебной деятельности учащихся на уроках

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о некоторых формах и методах оценки учебной деятельности - оценка знаний учащихся в незнакомом классе, оценка работы учащихся в группах, привлечение консультантов из учащихся класса  к оцениванию одноклассников, взаимный опрос учащихся, разноуровневые задания. Особое место в статье уделено оценке учебной деятельности старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы оценки учебной деятельности учащихся на уроках»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Всем учителям известно, что к оценке деятельности учащихся следует подходить очень серьёзно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Контроль за выпол­нением заданий должен быть постоянным, из урока в урок, и желательно, чтобы была оце­нена работа всех ребят. Причём, оценка может быть выставлена и прокомментирована од­новременно как учителем, так и классом, и группой учащихся, и учеником-консультантом, который проводил индивидуальный опрос, и самим учеником. Таким образом, средняя оценка каждого ученика может быть высчитана на основе независимых пяти самостоятельных оценок по данной теме.

Оценка знаний учащихся в незнакомом классе

Многие учителя оказываются в затруднительном положении, когда им предстоит провести урок истории, обществознания в незнакомом классе и при этом проверить и оценить знания всех учеников, не прибегая к письменной работе. В 5-7-х работы учащихся классах как на первых уроках-знакомствах учителя с учени­ками, так и в течение учебного года успешно проходит фронтальный опрос с использованием яр­кого дополнения (разноцветных квадратов, кружков, звёздочек, бабочек и т. д.). Например, учитель объясняет новый материал по пунктам плана, записанного на доске. После каждого пункта учитель может задавать вопросы по только что изложенному (или прочитанному учащимися самостоятельно) материалу. Перед учениками ставится задание: давать краткие, исчерпывающие, логически правиль­но построенные ответы. Все ребята, которые знают ответ на поставленный вопрос, поднимают руку и получают, например, зелёный квадратик. А те ученики, которые вызываются учителем и озвучивают правильный ответ, получают красный квадратик. От вопроса к вопросу у ребят накапливается опре­делённое количество квадратиков, за которые они в конце урока получат определённое количество баллов и соответствующую оценку за урок. Чтобы не допустить обмана со стороны ребят, учитель предупреждает, что руку можно поднять только в том случае, если точно знаешь и можешь сформу­лировать ответ на поставленный вопрос, в противном случае все уже заработанные квадратики ученик вернёт учителю. ,

Учитель по примерному количеству вопросов, планируемых задать на уроке, может рассчиты­вать количество баллов на каждый квадратик. Например, зелёный квадратик - это полбалла, а крас­ный - один балл. Чтобы получить одну пятёрку. В конце урока ученик должен заработать или пять красных квадратиков, или десять зелёных. Для детей - это игра, им нравится. Они с удовольствием считают и свои квадратики, и квадратики соседа, сами называют свою оценку. Если оценка ученика не устраивает, то учитель может провести блиц-опрос (3-5 коротких вопроса по пройденному материалу, их может задать как учитель, так и одноклассники), который позволит оценить знания ребенка более точно.

Если это первый урок в данном классе и' учитель ещё не знает учеников, то удобнее идти от простых вопросов и заданий к более сложным, чтобы не испугать, не оттолкнуть тихих, скромных или не совсем уверенных в себе ребят. Когда видно, что весь класс включился в работу, можно постепен­но усложнять задания, чередуя их с простыми вопросами, а в конце урока дать самое сложное зада­ние, за выполнение которого можно получить в два раза больше квадратиков. Это помогает активи­зировать познавательную деятельность ребят и постепенно сместить акценты со стремления по­лучить много квадратиков к желанию узнать, открыть что-то новое и интересное.


Оценка работы учащихся в группах


Все преподаватели, вероятно, используют в процессе обучения групповую работу учащихся. На мой взгляд, это очень перспективный вид работы, который может использоваться как в среднем, так и в старшем звене, а также для работы с учащимися разного уровня подготовки. В работе по груп­пам ученики решают поставленную перед ними задачу, причём, каждый из них работает в первую очередь не на себя, а на группу, пытаясь внести свой посильный вклад в общее депо. В такой обста­новке комфортно, спокойно чувствуют себя и слабо подготовленные ученики. Они не теряются, а уча­ствуют в совместном поиске. Работа в группах создаёт отличные условия для активизации познавательной деятельности всех учеников. В ходе обсуждения ребята развивают культуру общения, уме­ние вести дискуссию, учатся слушать и слышать друг друга. Учитель в данном случае выступает как очень важная фигура. Он контролирует работу групп, помогает определить направление и стратегию поиска, умышленно создаёт «тупиковые» ситуации, которые требуют новых знаний, не подсказы­вает, а только направляет дальнейший поиск. Творческая и познавательная активность учащихся на таких занятиях очень высока. Но этот вид работы ставит проблему оценки знаний и каждого учаще­гося в отдельности. Для её решения я выдаю каждой группе две таблицы. Первую заполняет капитан по ходу работы группы. Он плюсами или баллами оценивает вклад каждого члена команды в выполнение каждого из заданий, при этом он может советоваться и с членами команды. Вторая таб­лица заполняется членами команды в конце занятия. Обе таблицы сдаются учителю, который вы­ставляет и комментирует оценки за урок. Причём, оценки могут получить не только члены победив­шей команды, но и другие ученики.

Таблица 1. Работа группы № 1


Список

Команды

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

1. Иванов





2. Петров





З.Сидоров





4. Смирнов





5. Жуков






Таблица 2. Оценка работы группы № 1

Фамилия,

имя ученика

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя






Оценка знаний учащихся среднего звена

Учащиеся среднего звена, как правило, тянутся к знаниям и чувствуют себя уже взрослыми. Что­бы помочь ребятам стать ещё любознательнее, ещё активнее и самостоятельнее, я использую, кроме традиционных, методы взаимного опроса, работу с консультантами и разноуровневые задания.


РАБОТА КЛАССНЫХ КОНСУЛЬ ТАНТОВ

Учитель готовит консультантов по отдельным вопросам темы. Все ребята получают планы­-памятки для оценки устного ответа на уроках истории.


План-памятка

  1. Внимательно выслушай ответ одноклассника.

  2. Отметь: чётко ли он отвечал на поставленный вопрос.

  3. Правильно ли были названы имена, фамилии, события, географические объекты, даты, верно ли были воспроизведены факты.

  4. Если нужно, дополни и исправь ответ одноклассника.

  5. Был ли сделан вывод в конце ответа.

  6. Оцени ответ одноклассника.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объёме. Речь гра­мотная, чёткая, лаконичная.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение несамостоятельное (наводящие вопросы, помощь товарищей), В' ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.


На уроке класс делится на группы. К каждой группе подходит консультант и объясняет свою тему, затем отвечает на все вопросы группы, опрашивает учеников группы, выставляет им оценки в индивидуальные листы контроля и переходит к следующей группе. Причём подпись рядом с оценкой в листе контроля накладывает на консультанта ответственность за уровень подготовки данного учени­ка. Консультанты могут просто проверять уровень подготовки одноклассников и выставлять им оценки.

Лист контроля Иванова Ивана

Класс 7 «А» Группа N 1. Тема «Власть и церковь»

Консультант

Вопрос

Оценка консультанта

Подпись консультанта











Взаимный опрос учащихся

Этот метод удобен тем, что ребят можно не пересаживать. достаточно дать им тему или вопрос и время для проверки знаний друг друга. Ребята, сидящие за одной партой, поворачиваются друг к другу, отвечают и ставят друг другу оценки, объективность которых может проверить учитель. Оценки также выставляются в индивидуальные листы контроля с подписью поставивших их учеников.

Разноуровневые задания

Задания для ребят, как на уроке, так и на дом могут быть разных уровней сложности. Это позволяет всем ученикам включиться в работу, выбрав себе задание по силам, и попробовать получить наивысшую оценку. Каждое правильно выполненное задание даёт ученику определённое количество баллов. Например, оценку «3» можно получить за 5—6 баллов, для этого ученик может выполнить 3 простых задания стоимостью 2 балла. Оценку «4» — за 11—12 баллов, выбрав и выполнив 3 задания посложнее стоимостью 4 балла. Оценку «5» — за 14—15 баллов, выполнив 3 сложных задания по 5 баллов.


Оценка учебной деятельности старшеклассников

Ни для кого не является секретом, что некоторые старшеклассники, готовясь целенаправленно для поступления в определённые учебные заведения, могут не уделять должного внимания отдельным предметам, которые им не нужно будет сдавать на вступительных экзаменах. Но при этом все хотят получить аттестат с положительными оценками. Ситуация осложняется и тем, что в старших классах появляются полугодовые оценки и ребята позволяют себе «немного отдохнуть», а к концу полугодия пытаются всё наверстать и исправить. Перед учителем в данном случае стоит задача не просто заставить ребёнка продолжать изучать свой предмет путём угроз и шантажа, а заинтересовать, помочь не потерять, а наоборот, повысить свой уровень грамотности и тем самым не уронить свой авторитет.

Для решения данной проблемы уже в течение многих лет я использую «Тематический оценочный лист». Он составляется по каждой теме, изучаемой в курсе истории или обществознания в 10—11-х классах. Перед началом изучения каждой темы я вывешиваю такой Лист в каждом классе и объявляю, что в нём будут фиксироваться все виды работ, выполненные учениками по данной теме. Сюда войдут ответы на уроке, выполнение индивидуальных заданий, работа по тестам, составление тестов, кроссвордов, чайнвордов, подготовка сообщений, участие в олимпиадах, викторинах, знание основного материала и т. д., при этом я напоминаю требования к каждому из видов деятельности (например, можно составить не более одного кроссворда или чайнворда и т.д.). За каждый вид деятельности предусматривается определённое количество баллов. Те ученики. которые набирают необходимое количество баллов, будут освобождены от сдачи зачёта по данной теме.

Чтобы определить количество баллов, которое нужно набрать ученикам, я умножаю количество уроков по данной теме на пять, так как основная группа ребят хотят иметь оценку «отлично». Например, если по истории России ХХ века в 11-м классе на тему «Россия в годы революций и гражданской войны» отводится 8 часов, то минимальное количество баллов — 40. Следовательно, для того чтобы получить «5», ученик должен заработать 40—45 баллов, «4» — 32—39 баллов, «З» — 24—31 балл.

11 «А» класс

Оценочный лист по теме «Россия в годы революций и гражданской войны»

Список класса

Знание

основного

материала


Сообщение по теме


Работа по тестам

Кроссворд

Доп.

задание повышенной сложности


Викторина

Оценки на уроках

Итоговая сумма

баллов












Знание основного материала даёт ученику 15 баллов;

подготовка сообщения по теме — 10 баллов; работа с тестами — 5 баллов;

составление тестов — 10 баллов;

составление кроссвордов, чайнвордов, ребусов — 10 баллов;

выполнение задания повышенной сложности — от 5 до 10 баллов; участие в викторине — от 10 до 15 баллов;

все оценки, получаемые на уроках, — это дополнительные баллы; в конце подсчитывается общая сумма баллов.

Если ученик хочет получит оценку выше, чем та, которую он смог заработать по количеству баллов, он может сдать зачёт по теме.

Такой вид работы приводит к повышению творческой и познавательной активности ребят. Они сами «зарабатывают» ту оценку, которую хотят получить. Теперь не возможно обвинить учителя в необъективности, в занижении оценки, так как «Тематический лист контроля» заполняется в течение всего периода изучения темы и каждый видит, что он сделал, как отвечал, сколько баллов набрал. Ребята могут самостоятельно анализировать проделанную работу, искать пути получения дополнительных баллов, что приводит их к активизации поиска новых знаний по предмету. Дух здорового соперничества стимулирует этот процесс.