Методы и приемы подготовки к устному собеседованию на уроке русского языка
Цели:
поделиться методами и приёмами, которые я использую при подготовке к устному собеседованию по русскому языку.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование представленному опыту работы;
2. Продемонстрировать методы и приемы работы с текстом;
3. Прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;
4. Отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе .
Устное собеседование включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух(максимальное количество баллов – 2)
2) пересказ текста с включением цитаты (максимальное количество баллов – 4).
Общее количество баллов за речевое оформление 1 и 2 задания составляет 4 балла.
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем (максимальное количество баллов – 3)
4) диалог с экзаменатором-собеседником (максимальное количество баллов – 2).
Общее количество баллов за речевое оформление 3 и 4 задания составляет 4 балла.
По итогам устного собеседования ученик может получить 19 баллов
Проблемы, возникающие у девятиклассников при прохождении итогового собеседования :
1.Пересказ текста с дополнительным привлечением информации
2.Длинные паузы в речи, искажения в произношении имён собственных и терминов.
3.Фактические ошибки.
4.Пропуски важных микротем текста.
5. Включение в пересказ высказывания и использование способов цитирования в речи.
Методы для подготовки к устному собеседованию :
1.Орфографические разминки.
2. Грамматические пятиминутки .(Я раздаю карточки со скороговорками: ребята читают 3 раза( медленно ,быстро , очень быстро).
3. Рифмованные « запоминалочки» , орфоэпические разминки (Чтобы речь была грамотной ,нужно правильно ставить ударение)
4. Метод «Дискуссия». (Дискуссия –это обмен мнениями. Во время дискуссии высказываться может каждый желающий. Ребята высказывают свое мнение ,используя такие выражения : « Я считаю», « Я думаю», «На мой взгляд» и « По моему мнению»).
« Орфоэпические запоминалочки»
- На стене — смотрите! — новый стиль граффИти !
- За труд не нужно забывать учителей премировАть .
- Из Парижа привези нам на окна жалюзИ , И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты !
- Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй .
- Исинбаевой взятА была и эта высота.
- Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт !
- Всем известны с детства от капризов срЕдства .
- Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв !
- Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт !
- Всем раздали фанты — розовые бАнты .
- Помни: тот счастливее, кто душой красИвее !
- Подарила дочке длинную цепОчку .
- Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный !
- Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый !
- По поведению видно, что вам сейчас завИдно .
- Аладдин был в ступоре: джинна он откУпорил !
Прием «Пятиминутка выразительного чтения»
:
Прием «Монологическая минутка»
Примерные вопросы :
Что такое доброта?
Важным ли качеством человека является для вас доброта?
Легче ли жить, когда вас окружают добрые люди?
Зачем нужны перемены в школе?
Любите ли вы путешествовать ? Почему?
Прием «Соотнесите понятие с определением »
Дружба любовь к Родине, преданность
своему Отечеству,народу.
Патриотизм отношение между людьми на
основе симпатии,уважения,
общих интересов
Доброта сила воли,решимость,способность
побеждать свои страхи и идти вперед.
Сила воли качество человека,характеризующее
бескорыстным стремлением улучшить
мир
Прием «Опишите фотографию»
КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ? Помочь в описании фото помогут следующие вопросы: ● Кто изображён на фотографии? ● Как он выглядит? ● Какое у него выражение лица? ● Где он находится? ● Когда было сделано фото? ● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок? ● Чем он занят? ● О чём он, возможно, думает? ● Какие чувства он, скорее всего, испытывает? ● Что больше всего привлекает в фотографии? ● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?
Задание 3. Монологическое высказывание
- ПРИМЕРНЫЙ ШАБЛОН ОПИСАНИЯ ФОТОГРАФИИ 1. Передо мной интересная фотография. 2. Я думаю, что на ней изображён(а) … (поход / рыбалка / последний звонок и т.д.) 3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее. 4. Перед нами … (школьный двор / зал музея / комната и т.д.) (Если это улица или природа, то описать погоду и время дня). 5. Мне кажется, фотографию сделал …(учитель / родитель / друг ребят, которые изображены на фото). 6. На фотографии мы видим … (девочек / двух юношей / много выпускников) 7. Они … (описать внешний вид, одежду, чем заняты) 8. Их лица (его лицо, её лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что … 9. Я считаю, что снимок получился удачным и атмосферным. 10. Мне понравилась эта фотография, потому что она чётко передаёт чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Задание 4. Диалог
Особенности задания:
- По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме.
- Вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала.
- Это естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником.
- В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.
- Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность.
- Должна учитываться речевая ситуация.
«Монологическая минутка» для учителей
- 1.Хотели бы Вы попробовать себя в роли учителя другого предмета? Какого?
- Что Вам больше (не) нравится в Вашей профессии?
- Самая смешная / грустная школьная ситуация ,в которой Вы оказались?
… .