СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы и приемы развития творческих способностей студентов ССУЗов»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методразработке исследуются современные методы и приемы работы преподавателя иностранных языков, используемые для повышения качества образования и развития мотивации студентов.

Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы развития творческих способностей студентов ССУЗов»»

ГОБУ СПО ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»








Методическая разработка

«Методы и приемы развития творческих способностей студентов ССУЗов»






Выполнила:

Преподаватель немецкого языка

Коденцева Е.Ф.



Россошь 2019



Содержание

  1. Введение------------------------------------------------------------------------------3

  2. Методы и приемы развития творческих способностей студентов ССУЗов-------------------------------------------------------------------------------5

2.1.Что такое творчество?

2.2.Развитие творческой деятельности студента при изучении дисциплины «Иностранный язык»

2.3.Учебно-исследовательская работа студентов как одна из форм развития творческих способностей студентов

2.4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка.

  1. Заключение--------------------------------------------------------------------------12

  2. Приложения-------------------------------------------------------------------------14

  3. Список использованной литературы------------------------------------------21



















Введение

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда , способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача каждого педагога нынешнего поколения. Сейчас изменился контингент студентов, и далеко не в лучшую сторону. Студенты стали более пассивными, их мало интересуют не только общеобразовательные предметы, но даже дисциплины специализации по которой они учатся. В то же время студенты умело пользуются широким информационным пространством. Однако то, что они получают из СМИ, не всегда полезно (хотя и очень интересно). В данной ситуации для формирования специалиста-профессионала «нового поколения» сегодня невозможно без внедрения новых форм и методов преподавания.

Социокультурные и социально-экономические изменения в стране, обусловили необходимость обращения педагогической науки и практики к проблемам развития творческих способностей в профессиональной подготовке будущего специалиста. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Выпускник современного среднего специального учреждения-специалист должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

В связи с этим основной задачей педагога стала задача вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого студента, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования и примененя.












Методы и приемы развития творческих способностей студентов ССУЗов

Что такое творчество?

Согласно Википедии ,1 «Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.» Творчество основано на желании сделать что-то, чего еще никто не делал и сделать это по-новому, лучше. Иначе говоря это стремление вперед, к прогрессу, к совершенству. Следовательно, главное направление развития специального образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность студента, его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность. Система профессиональной подготовки по развитию творческих способностей студентов ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.








Развитие творческой деятельности студента при изучении дисциплины «Иностранный язык»


Активизация мыслительно-творческой деятельности студента при изучении дисциплины «Иностранный язык» происходит через применение таких форм и методов обучения как: интеллектуальные и ролевые игры, работа с источниками, написание эссе, учебно-исследовательская работа ,применение мультимедийных и интерактивных технологий.

Творческую деятельность студентов я стараюсь развивать как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Основой аудиторной деятельности является самостоятельная деятельность студентов по решению проблемных задач занятия, поставленных студентом.

Например, изучая тему “Die Berufsausbildung’ на заключительном этапе изучения данной темы я даю задания:

Написать эссе на тему « Как я выбрал свою профессию»

Рассказать о преимуществах выбранной мной профессии;

Найти информацию и рассказать о выдающихся личностях своей профессии

При изучении темы “Mein College” это могут быть следующие задания:

С опорой на заданный текст составить и рассказать о своем колледже;

Составить презентацию о нашем колледже;

Сделать презентацию о своем отделении по специальности.

Студенты старшей ступени обучения занимаясь профильно-ориентированным изучением немецкого языка работают над проектами «Немецкая кухня», «Здоровое питание» и т.п. (см. Приложение 1)






Учебно-исследовательская работа студентов как одна из форм развития творческих способностей студентов


Огромное значение для развития творческих способностей студентов имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа студентов. Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствует формированию новых знаний.

Помимо занятия, студенты могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в самостоятельных заданиях исследовательского характера. Учебно-исследовательская работа студентов традиционно проводится в нашем колледже.

В течение полугодия студенты под руководством преподавателя занимаются исследованиями по выбранной ими теме, результаты своей деятельности представляются в «День науки», который традиционно проводится в феврале.

Работа в этот день идет по секциям, каждая секция объединяет предмет одного направления, например « Секция гуманитарных дисциплин», «Секция специалистов молочного отделении» и т.д.

Победители в каждой секции представляют свои работы на студенческой конференции, конференции проводятся на местном уровне, районном или областном.

По иностранным языкам в последние годы мы представляли свои работы по темам:

  1. « Исследование воды в Воронежской область. Сравнение с Германией» Это была интегрированная работа с «Секцией химиков» . Студенты брали пробы воды в разных районах области, проводили исследования по разным критериям и используя интернет-ресурсы, статистические данные сравнивали ее с водой из разных федеральных земель Германии.

  2. «Городу Россошь-90 лет».Занимаясь этим проектом работа шла по 5 направлениям:

  • Система образования в нашем городе

  • Главные улицы нашего города

  • Промышленные предприятия нашего города

  • Выдающиеся люди нашего города

  • Памятники в городе Россошь.

Результаты работы были представлены в виде докладов с презентациями на конференции.

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.




Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка.


Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к подготовке специалистов. Большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам студента – вот современные условия образовательного процесса.

Высокие запросы невозможно удовлетворять, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий.

Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные и, в частности, на мультимедиа и интерактивные технологии.

Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т. д.) в ходе учебного процесса.

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность.

Использование средств информационных технологий является требованием современности, которое касается всех сфер жизнедеятельности, в том числе и производственных процессов. Одним из ключевых требований, предъявляемых к современному специалисту, является владение как техникой общеофисного назначения (телефон, факс, компьютер, принтер, копировальные аппараты), различными информационными технологиями (компьютерные базы данных, Internet, e-mail), так и программными средствами специализированного производственного назначения. Только в этом случае человек сможет рационально использовать информационные процессы в производственных масштабах, а также существенно облегчить решение текущих задач, возникающих в работе и жизнедеятельности.

Будущему специалисту, которому предстоит жить в информационном обществе, следует не только овладеть необходимой информацией и приемами программирования, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Интерактивная доска и система оперативного контроля знаний совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажёрных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы,). Поэтому современный педагог должен помимо прочего владеть не только знанием своего предмета, но и информационно-коммуникационными технологиями. В настоящее время проблема использования интерактивной доски на уроках немецкого языка обусловлена тем, что нет программного обеспечения для уроков именно немецкого языка. Это связано, прежде всего, с тем, что немецкий язык в учебных заведениях вытесняется английским языком. Но по аналогии с программным обеспечением уроков английского языка можно все же использовать все возможности интерактивной доски, просто преподавателю надо самому разрабатывать многие виды работ. Я с успехом использую интерактивную доску для проведения тестов, представления и тренировки новой лексики, аудирования, презентаций, просмотра видео- и аудиофайлов. . Использование мультимедийных и интерактивных технологий при подготовке и проведении уроков дают мне возможность:

  • развивать творческие способности студентов на учебных занятиях;

  • индивидуализировать учебный процесс (приспособить его к индивидуальным особенностям студентов);

  • организовать учебный процесс с учетом различных способов деятельности;

  • компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;

  • усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;

  • активизировать познавательную деятельность студентов.


Заключение


В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создания думающих машин, на которые ᴨȇрекладываются всё более сложные функции, подающиеся формализации. Это освобождает человека для творческой деятельности. В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность студента, его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

В связи с этим, основной задачей педагога я считаю прежде всего, вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого студента, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это стремление работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это использование свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная задача среднего специального образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста. Здесь главным выступает то, что будущий специалист в процессе профессиональной подготовки должен самостоятельно реализовать свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности студента. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности, специалиста, востребованного на рынке труда .


























Приложение 1

Открытое занятие по немецкому языку

по теме: «Россия и Германия в сравнении»

Тема урока: Россия и Германия в сравнении.

Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции студентов в рамках обозначенной темы.

Задачи: Практические-активизировать лексику по теме; совершенствовать навыки чтения, говорения.;развивать умения систематизировать обобщать полученную информацию;

образовательные- расширять страноведческий кругозор;знания по профессии;

развивающие- расширять эрудицию студентов, их общий лингвистический кругозор, формировать умение работать в группах;

воспитательные-содействовать формированию культуры общения; любознательности и желания познать иноязычную культуру.



Ход урока:

I. Приветствие.

II. Определение темы урока:

Unser heutiges Thema heißt „Russland und Deutschland im Vergleich“

III. Активизация активного словаря.

Повторение лексики:

sich erstrecken

multinationaler

der Feiertag

erkunden

die Einwohner

kirchliche Feiertage

reichen

die Staatsform

staatliche Feiertage

herstellen

Russische Fõderation

Weihnachten

zerfallen

die Regierung

Silvester

stilllegen

das Heimatland

Ostern

wachsen

das Nachbarland

Adventssontag

gewinnen

dia Bodenschãtze

Weihnachtskranz

Russland

die Sowjetunion

die Kerze

Deutschland

die Sowjetzeit

der Tannenbaum

Europa

die Rohstoffen

Heiligabend

Asien

sparen

Weinachtsgebäck

Westen

sparsam

die Süssigkeiten

Osten

die Kenntnisse

die Ostereier

Süden

hoch entwickelt

der Osterhase

Norden

an die Macht kommen

die Küche

der Staat

die Wirtschaft

die Weihnachtsküche

die Stadt

das Jahrhundert

die Osterspeise


Устный опрос: L-St.

Аукцион: Ich verkaufe eine “5” für das letzte Wort zum Thema.










IV. Работа с текстом.

Ihr habt zu Hause einen Text gelesen. S.240-244.

Der Text war groß, darum werden wir den Text nicht lesen, aber machen einige Übungen.

1. Ihr habt einige Kärtchen bekommen. Dort steht die Frage: Was ist richtig?

Карточки-задания: Что правильно?

2 колонки, информацию занести в нужную колонку.


Устный опрос: Was ist richtig?

2. Frage-Antwort.

  1. Ist Russland ein multinationaler Staat?

  2. Welche Nationen leben dort?

  3. Wie viel Menschen leben in Russland?

  4. Welche Nationen leben in Deutschland?

  5. Wie viel Einwohner leben in Deutschland?



3. Lückentext- заполнить пропуски в тексте подходящими по смыслу словами.


4. Соответствия: «Соседние страны»

Интерактивная презентация «Nachbarländer“














5. Соответствия: Страна-полезные ископаемые.

Интерактивная презентация.


6. Вопрос-ответ.

Sind Deutschland und Russland hochentwickelte Länder?

Was wird in Deutschland hergestellt?

Ist Deutschland das größte Automobilhersteller Europas?

Welche Automobilhersteller sind weltbekannt?

7. Озаглавить части текста, составить план пересказа.

V. Поисковое чтение.

Wir lesen den Text durch und erzählen auf russisch was in Sowjetunion wurde zum ersten mal entdeckt worden.

S. 244. Üb. 25.

Lest 2 letzten Sätze , übersetzt und beantwortet die Frage.

VI. Wir sprechen heute noch über Feste und Feiertage Deutschlands und Russlands.

  • Welche Feiertage in Russland kennt ihr?

  • Welche Feiertage kennt ihr, die in Deutschland man feiert?

Weihnachten

  1. Wann feiert man dieses Fest?

  2. Ist es ein religiöses Feiertag?

  3. Was ist das Symbol dieses Festes?

  4. Was isst man traditionell an diesem Tag?

Neujahr

  1. Wann feiert man dieses Fest?

  2. Wie nennt man es in Deutschland?

  3. Was ist das Symbol dieses Festes?

  4. Nennen sie traditionelle Getränke und Speisen?

Ostern

  1. Wann feiert man dieses Fest?

  2. Was schenkt man zueinander an diesem Tag?

  3. Was ist das Symbol dieses Festes?

VII. Und jetzt prüfen wir ihre Hausaufgabe.

Ihr zeigt uns die Vorbereitung der traditionellen Speisen Deutschlands und Russlands zum Weihnachten, Neujahr und Ostern.

Студенты представляют рецепты приготовления традиционных блюд рождественской, новогодней и пасхальной кухни в презентациях и рассказывают о способах их приготовления.









VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.




Литература:


  1. Брушлинский, А.В. К психологии творчества / А.В. Брушлинский. - М., 1967

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 1991.

  3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М., 1986..

  4. Радомский В.М. Психолого-педагогические методы развития творческого потенциала студентов и воспитания творческих личностей. Самарский государственный технический университет.-2010.

  5. Солопова Н.А. Проектная методика в профильном обучении /– 2005. - №3. – 380с.

1 http://ru.wikipedia.org/wiki

19