СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы смыслового чтения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы смыслового чтения»

Презентация практических достижений профессиональной деятельности Колганова Наталья Сергеевна  учитель русского языка и литературы  Шилокшанской СОШ  Образование: высшее педагогическое АГПИ им.А.П.Гайдара Имеющаяся категория: нет Стаж педагогической работы: 7 лет  Профессиональное кредо: Я-Учитель! И это самое главное звание, которым я горжусь!

Презентация практических достижений профессиональной деятельности

Колганова Наталья Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Шилокшанской СОШ

Образование: высшее педагогическое

АГПИ им.А.П.Гайдара

Имеющаяся категория: нет

Стаж педагогической работы: 7 лет

  • Профессиональное кредо:
  • Я-Учитель! И это самое главное звание, которым я горжусь!
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности   Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность  - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.  Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.  «Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное, вот в чем главное». К.Д.Ушинский

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность  - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

  • «Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное, вот в чем главное».
  • К.Д.Ушинский

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно–исследовательские условия: изучение работ психологов и педагогов Проблема смыслового чтения нашла свое отражение в научных трудах таких авторов как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А. Мосунова, А.Г.Асмолов,М.П.Воюшина,Т.Д.Полозова и др. Ведущими российскими педагогами апробированы современные технологии, методики чтения . Методические условия:  изучение научно – педагогической литературы, изучение интернет-ресурса; курсы повышения квалификации; разработка уроков, тестов к произведениям, участив в литературных конкурсах и олимпиадах.  Организационно–педагогические условия:  изучение опыта коллег РМО, выступления на ШМО; педагогических советах школы; участие в педагогических сообществах в сети Интернет.

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно–исследовательские условия:

изучение работ психологов и педагогов

Проблема смыслового чтения нашла свое отражение в научных трудах таких авторов как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А. Мосунова, А.Г.Асмолов,М.П.Воюшина,Т.Д.Полозова и др.

Ведущими российскими педагогами апробированы современные технологии, методики чтения . Методические условия:  изучение научно – педагогической литературы, изучение интернет-ресурса; курсы повышения квалификации; разработка уроков, тестов к произведениям, участив в литературных конкурсах и олимпиадах.

Организационно–педагогические условия: изучение опыта коллег РМО, выступления на ШМО; педагогических советах школы; участие в педагогических сообществах в сети Интернет.

Актуальность личного вклада Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требования к уровню читательской грамотности отражены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией « и планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам..» Успешность изучения курса русский язык, литература обеспечивает результативность обучения по другим предметам Противоречия между: 1.Ростом потока информации: интернет, телевидение и снижением интереса к чтению(к книге). Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии. 2. Потребностью в формировании навыков смыслового чтения как средства развития познавательной компетенции и недостаточной технологической проработкой этой проблемы в условиях традиционного обучения. 3. Чтением самих родителей, т.к. читают мало, являясь отрицательным примером для детей.

Актуальность личного вклада

Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Требования к уровню читательской грамотности отражены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией « и планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам..»

Успешность изучения курса русский язык, литература обеспечивает результативность обучения по другим предметам

Противоречия между:

1.Ростом потока информации: интернет, телевидение и снижением интереса к чтению(к книге). Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии.

2. Потребностью в формировании навыков смыслового чтения как средства развития познавательной компетенции и недостаточной технологической проработкой этой проблемы в условиях традиционного обучения.

3. Чтением самих родителей, т.к. читают мало, являясь отрицательным примером для детей.

Теоретическое обоснование личного вклада Планируемые результаты освоения программы по литературе в соответствии с требованиями ФГОС Личностными результатами  изучения предмета «Литература» являются – чувство прекрасного – умение  чувствовать  красоту и выразительность речи,  стремиться  к совершенствованию собственной речи; –  любовь и уважение  к Отечеству, его языку, культуре; –  устойчивый познавательный   интерес  к чтению, к ведению диалога с автором текста;  потребность  в чтении. –  осознание и освоение  литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия…

Теоретическое обоснование личного вклада

  • Планируемые результаты освоения программы по литературе в соответствии с требованиями ФГОС
  • Личностными результатами  изучения предмета «Литература» являются
  • – чувство прекрасного – умение  чувствовать  красоту и выразительность речи,  стремиться  к совершенствованию собственной речи;
  • –  любовь и уважение  к Отечеству, его языку, культуре;
  • –  устойчивый познавательный   интерес  к чтению, к ведению диалога с автором текста;  потребность  в чтении.
  • –  осознание и освоение  литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия…
 Цель педагогической деятельности :   создать условия для формирования читательской грамотности школьников на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности через использование современных подходов к обучению.    Задачи: 1.Изучить и проанализировать современные подходы к развитию читательского интереса и читательской грамотности обучающихся 2.Подобрать эффективные методы и приемы обучения, направленные на формирование навыков чтения и читательского интереса 3.Наметить план действий по данной проблеме 4.Через оценку достигнутых результатов проанализировать эффективность используемых педагогических условий

Цель педагогической деятельности : создать условия для формирования читательской грамотности школьников на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности через использование современных подходов к обучению.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать современные подходы к развитию читательского интереса и читательской грамотности обучающихся

2.Подобрать эффективные методы и приемы обучения, направленные на формирование навыков чтения и читательского интереса

3.Наметить план действий по данной проблеме

4.Через оценку достигнутых результатов проанализировать эффективность используемых педагогических условий

Ведущая педагогическая идея Включение учащихся в активные виды деятельности на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности, через разработку системы методов и приемов по формированию читательской грамотности, как условия успешной социализации личности в обществе. «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». А.Н.Толстой

Ведущая педагогическая идея

  • Включение учащихся в активные виды деятельности на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности, через разработку системы методов и приемов по формированию читательской грамотности, как условия успешной социализации личности в обществе.
  • «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
  • А.Н.Толстой
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Место в структуре образовательного процесса Участие в литературных конкурсах Внеурочная деятельность Урочная деятельность Творческая деятельность (подготовка к праздникам, выставки рисунков) Подготовка к участию в литературных конкурсах Ведение читательского дневника

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Место в структуре

образовательного процесса

Участие в литературных конкурсах

Внеурочная деятельность

Урочная деятельность

Творческая деятельность (подготовка к праздникам, выставки рисунков)

Подготовка к участию в литературных конкурсах

Ведение читательского дневника

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования  Технология и условия реализации 1 этап- констатирующий Сентябрь 2022 г. – проведение диагностики по выявлению начального уровня сформированности читательской грамотности и анкетирования «Читательская активность» в 6 классе 2этап –формирующий Декабрь- май 2022-2023г.г. -применение комплекса методов и приемов для формирования читательской грамотности. 3 этап- контролирующий Апрель, май 2023 г. – выявить уровень сформированности читательской грамотности

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Технология и условия реализации

  • 1 этап- констатирующий
  • Сентябрь 2022 г. – проведение диагностики по выявлению начального уровня сформированности читательской грамотности и анкетирования «Читательская активность» в 6 классе
  • 2этап –формирующий
  • Декабрь- май 2022-2023г.г. -применение комплекса методов и приемов для формирования читательской грамотности.
  • 3 этап- контролирующий
  • Апрель, май 2023 г. – выявить уровень сформированности читательской грамотности
Методы и приемы смыслового чтения Методы и приемы по формированию навыков смыслового чтения: жужжащее чтение, режим щадящего чтения, многократное чтение отдельных эпизодов, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста; чтение с остановками; чтение с вопросами; чтение и комментарий трудных слов. Лингвистическая сказка; Прием «Письмо с дырками(пробелами); Тонкие и толстые вопросы; Написание сиквейна; «Верите ли вы?»; эйдос-конспект ( раскрыть-нарисовать образ бабушки из рассказа В.Распутина «Уроки французского»). Участие в литературных конкурсах

Методы и приемы смыслового чтения

Методы и приемы по формированию навыков смыслового чтения: жужжащее чтение, режим щадящего чтения, многократное чтение отдельных эпизодов, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста; чтение с остановками; чтение с вопросами; чтение и комментарий трудных слов.

Лингвистическая сказка; Прием «Письмо с дырками(пробелами); Тонкие и толстые вопросы; Написание сиквейна; «Верите ли вы?»; эйдос-конспект ( раскрыть-нарисовать образ бабушки из рассказа В.Распутина «Уроки французского»).

Участие в литературных конкурсах

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Сказка о корнях –гор- и -гар-» Проблемный вопрос: При каком условии происходит чередование корней –гор- и –гар-? Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа- ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения –ГОР.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Сказка о корнях –гор- и -гар-»

Проблемный вопрос:

  • При каком условии происходит чередование корней –гор- и –гар-?

Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа- ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.

И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда.

С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения –ГОР.

ПРИЕМ «Письмо с дырками(пробелами)» Составление рассказа о существительном по опорным словам. 1)Имя сущ. обозначает…Отвечает на вопросы.. Начальная форма сущ. - ..падеж ..числа. 2) Имена сущ. Имеют следующие постоянные признаки … или…Относятся к..или.., или..роду, к….или..,илисклонению. Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки.. Существительные изменяются по..и…. 3) В предложении имя сущ. может быть как…,…,…,……,…. Имя сущ. Не является членом предложения, если…

ПРИЕМ «Письмо с дырками(пробелами)»

  • Составление рассказа о существительном по опорным словам.

1)Имя сущ. обозначает…Отвечает на вопросы..

Начальная форма сущ. - ..падеж ..числа.

2) Имена сущ. Имеют следующие постоянные признаки

… или…Относятся к..или.., или..роду, к….или..,илисклонению.

Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки..

Существительные изменяются по..и….

3)

В предложении имя сущ. может быть как…,…,…,……,….

Имя сущ. Не является членом предложения, если…

Использование приема «Письмо с дырками» ( в 9 классе») 9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.

Использование приема «Письмо с дырками» ( в 9 классе»)

  • 9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ?
  • Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
  • определение. Напишите сочинение – рассуждение на
  • данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами
  • определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два
  • примера-аргумента, подтверждающих Ваши
  • рассуждения: один пример – аргумент приведите из
  • прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного
  • опыта.
  • На мой взгляд, взросление - это (способность, умение
  • человека)…. ……..Только ……………..люди
  • смогут…………………………….. Докажу своё
  • суждение примерами.
Прием «Написание сиквейна»   Составление сиквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Прием «Написание сиквейна»

  • Составление сиквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
 Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны   диапазон новизна Состоит в Он предполагает использование методов и приемов смыслового чтения не только на уроках литературы и русского языка, но и на других предметах: родной русский язык, родная русская литература, математика с целью понимания прочитанного. -регулярном использовании методов и приемов; -применении их не только на уроках, но и во внеурочной деятельности; -в освоении новой нетрадиционной форме литературного челленджа, с использованием компьютерных технологий.

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

диапазон

новизна

Состоит в

Он предполагает использование методов и приемов смыслового чтения не только на уроках литературы и русского языка, но и на других предметах: родной русский язык, родная русская литература, математика с целью понимания прочитанного.

-регулярном использовании методов и приемов;

-применении их не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;

-в освоении новой нетрадиционной форме литературного челленджа, с использованием компьютерных технологий.

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Инструментарий, используемый для выявления читательской грамотности:

1.Тест «Какой я читатель?»

2.Анкета «Читательская активность»

3.Панкова О.Б. «Диагностика сформированности читательской грамотности» (начало учебного года, 1 полугодие – ученики 6 класса)

Результаты теста «Какой я читатель?»: из 18 человек-

3 чел. –читатель-романтик, хорошо бы таких читателей было побольше;

4 чел. -читатель по настроению; остальные – для них чтение не на первом месте.

Результаты анкетирования «Читательская активность»:

Читать дети не любят. Читают редко или иногда(73%), а еще когда их заставляют(13%).Взрослые не слушают чтение детей, т.к. одни читают про себя, а вторые-читают по выходным, когда взрослые заняты. Несколько человек (7) вспомнили название последней прочитанной недавно книги, остальные не смогли вспомнить, когда и что они читали.

Следовательно, мною была проведена работа над развитием и совершенствованием навыков осознанного чтения в течение полугода. Я думаю, что используя данные методы и приемы, мы в конечном итоге сможем получить «читающего ученика».

Результативность профессиональной педагогической деятельности Результаты обследования читательской грамотности обучающихся 6 класса по методике Панковой О.Б.(сентябрь 2022, январь 2023, май 2023) Уровни читательской грамотности: ниже базового, базовый, повышенный. Вывод: у детей на начальном этапе результат низкий, т.к. наблюдаются трудности в способе чтения и понимании прочитанного, на втором этапе есть улучшение. Выше названные методы и приемы имеют эффективность в формировании читательской грамотности.     Сентябрь2022 Уровень   Январь 2023   Уровень Ниже базового (25 баллов)- 11 чел.  Уровень Май 2023   ниже базового (44 балла) -8 чел. Ниже базового (20-26 баллов) – 7 чел.;   ниже базового (40-47 баллов)- 9 чел. - Базовый (63 балла)-3 чел.   - -

Результативность профессиональной педагогической деятельности

  • Результаты обследования читательской грамотности обучающихся 6 класса по методике Панковой О.Б.(сентябрь 2022, январь 2023, май 2023)
  • Уровни читательской грамотности: ниже базового, базовый, повышенный.
  • Вывод: у детей на начальном этапе результат низкий, т.к. наблюдаются трудности в способе чтения и понимании прочитанного, на втором этапе есть улучшение. Выше названные методы и приемы имеют эффективность в формировании читательской грамотности.

 

  Сентябрь2022

Уровень

  Январь 2023

  Уровень

Ниже базового (25 баллов)- 11 чел.

Уровень

Май 2023

  ниже базового (44 балла) -8 чел.

Ниже базового (20-26 баллов) – 7 чел.;

  ниже базового (40-47 баллов)- 9 чел.

-

Базовый (63 балла)-3 чел.

  -

-

 Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты:   Учебный год Конкурс На уровне образовательной организации   участники 2019-2020 Конкурс стихов «Читаем стихи Ф.И.Тютчева» призёры «Неделя детской и юношеской книги» 2019-2020 На муниципальном уровне  1 4 Муниципальный конкурс чтецов «Читаем Лермонтова» 35 3 2021-2022   участники   призёры   Конкурс сочинений(эссе) 3  2020-2021 На всероссийском, международном уровне   15 «Без срока давности» Конкурс сочинений(эссе) 3 2020-2021   3 участники  Муниципальный конкурс чтецов «Позови меня, Родина!»   призёры    «Мир профессии» 1 2020-2021 1 3   3   Муниципальный конкурс юных чтецов «Живая классика»   18   2 2021-2022   1   2022-2023   1 Конкурс стихов «Строки, опаленные войной» 6         2 2019-2020      Конкурс стихов «Осенняя фантазия»     7        6   25 8       2 1   7 3 5 1          2       1  2             

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты:

Учебный год

Конкурс

На уровне образовательной организации

 

участники

2019-2020

Конкурс стихов «Читаем стихи Ф.И.Тютчева»

призёры

«Неделя детской и юношеской книги»

2019-2020

На муниципальном уровне

1 4

Муниципальный конкурс чтецов «Читаем Лермонтова»

35

3

2021-2022

 

участники

 

призёры

 

Конкурс сочинений(эссе)

2020-2021

На всероссийском, международном уровне

  15

«Без срока давности»

Конкурс сочинений(эссе)

3

2020-2021

  3

участники

Муниципальный конкурс чтецов «Позови меня, Родина!»

 

призёры

 

«Мир профессии»

1

2020-2021

1 3

  3

 

Муниципальный конкурс юных чтецов «Живая классика»

 

18

  2

2021-2022

  1

 

2022-2023

  1

Конкурс стихов «Строки, опаленные войной»

6

 

 

  2

2019-2020

 

 

Конкурс стихов «Осенняя фантазия»

 

  7

 

 

 

6

 

25

8

 

  2

1

 

7

3

5

1

 

 

 

 

2

 

 

  1

2

 

 

 

 

 

 

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Адресная направленность Педагогам-мастерам Начинающим педагогам Выступление на педагогическом совете . Выступление на заседании ШМО Публикации на интернет-порталах

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Адресная направленность

Педагогам-мастерам

Начинающим педагогам

Выступление на педагогическом совете .

Выступление на заседании ШМО

Публикации на интернет-порталах

Литература Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с. Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В.Беляева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017 -256 с. Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009 Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов/  Издательство:  «Рос. гос. проф.-пед. ун-та», 2003. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.

Литература

  • Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с.
  • Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В.Беляева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017 -256 с.
  • Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
  • Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
  • Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009
  • Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
  • Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов/  Издательство:  «Рос. гос. проф.-пед. ун-та», 2003.
  • Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.