Презентация практических достижений профессиональной деятельности
Колганова Наталья Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Шилокшанской СОШ
Образование: высшее педагогическое
АГПИ им.А.П.Гайдара
Имеющаяся категория: нет
Стаж педагогической работы: 7 лет
- Профессиональное кредо:
- Я-Учитель! И это самое главное звание, которым я горжусь!
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.
- «Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное, вот в чем главное».
- К.Д.Ушинский
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно–исследовательские условия:
изучение работ психологов и педагогов
Проблема смыслового чтения нашла свое отражение в научных трудах таких авторов как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А. Мосунова, А.Г.Асмолов,М.П.Воюшина,Т.Д.Полозова и др.
Ведущими российскими педагогами апробированы современные технологии, методики чтения . Методические условия: изучение научно – педагогической литературы, изучение интернет-ресурса; курсы повышения квалификации; разработка уроков, тестов к произведениям, участив в литературных конкурсах и олимпиадах.
Организационно–педагогические условия: изучение опыта коллег РМО, выступления на ШМО; педагогических советах школы; участие в педагогических сообществах в сети Интернет.
Актуальность личного вклада
Читательская грамотность является одним из планируемых результатов обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Требования к уровню читательской грамотности отражены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией « и планируемых результатах освоения основных учебных программ по всем предметам..»
Успешность изучения курса русский язык, литература обеспечивает результативность обучения по другим предметам
Противоречия между:
1.Ростом потока информации: интернет, телевидение и снижением интереса к чтению(к книге). Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии.
2. Потребностью в формировании навыков смыслового чтения как средства развития познавательной компетенции и недостаточной технологической проработкой этой проблемы в условиях традиционного обучения.
3. Чтением самих родителей, т.к. читают мало, являясь отрицательным примером для детей.
Теоретическое обоснование личного вклада
- Планируемые результаты освоения программы по литературе в соответствии с требованиями ФГОС
- Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются
- – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- – устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
- – осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия…
Цель педагогической деятельности : создать условия для формирования читательской грамотности школьников на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности через использование современных подходов к обучению.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать современные подходы к развитию читательского интереса и читательской грамотности обучающихся
2.Подобрать эффективные методы и приемы обучения, направленные на формирование навыков чтения и читательского интереса
3.Наметить план действий по данной проблеме
4.Через оценку достигнутых результатов проанализировать эффективность используемых педагогических условий
Ведущая педагогическая идея
- Включение учащихся в активные виды деятельности на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности, через разработку системы методов и приемов по формированию читательской грамотности, как условия успешной социализации личности в обществе.
- «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
- А.Н.Толстой
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Место в структуре
образовательного процесса
Участие в литературных конкурсах
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность
Творческая деятельность (подготовка к праздникам, выставки рисунков)
Подготовка к участию в литературных конкурсах
Ведение читательского дневника
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Технология и условия реализации
- 1 этап- констатирующий
- Сентябрь 2022 г. – проведение диагностики по выявлению начального уровня сформированности читательской грамотности и анкетирования «Читательская активность» в 6 классе
- 2этап –формирующий
- Декабрь- май 2022-2023г.г. -применение комплекса методов и приемов для формирования читательской грамотности.
- 3 этап- контролирующий
- Апрель, май 2023 г. – выявить уровень сформированности читательской грамотности
Методы и приемы смыслового чтения
Методы и приемы по формированию навыков смыслового чтения: жужжащее чтение, режим щадящего чтения, многократное чтение отдельных эпизодов, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста; чтение с остановками; чтение с вопросами; чтение и комментарий трудных слов.
Лингвистическая сказка; Прием «Письмо с дырками(пробелами); Тонкие и толстые вопросы; Написание сиквейна; «Верите ли вы?»; эйдос-конспект ( раскрыть-нарисовать образ бабушки из рассказа В.Распутина «Уроки французского»).
Участие в литературных конкурсах
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Сказка о корнях –гор- и -гар-»
Проблемный вопрос:
- При каком условии происходит чередование корней –гор- и –гар-?
Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа- ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения –ГОР.
ПРИЕМ «Письмо с дырками(пробелами)»
- Составление рассказа о существительном по опорным словам.
1)Имя сущ. обозначает…Отвечает на вопросы..
Начальная форма сущ. - ..падеж ..числа.
2) Имена сущ. Имеют следующие постоянные признаки
… или…Относятся к..или.., или..роду, к….или..,илисклонению.
Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки..
Существительные изменяются по..и….
3)
В предложении имя сущ. может быть как…,…,…,……,….
Имя сущ. Не является членом предложения, если…
Использование приема «Письмо с дырками» ( в 9 классе»)
- 9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ?
- Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
- определение. Напишите сочинение – рассуждение на
- данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами
- определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два
- примера-аргумента, подтверждающих Ваши
- рассуждения: один пример – аргумент приведите из
- прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного
- опыта.
- На мой взгляд, взросление - это (способность, умение
- человека)…. ……..Только ……………..люди
- смогут…………………………….. Докажу своё
- суждение примерами.
Прием «Написание сиквейна»
- Составление сиквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет размышлять по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
диапазон
новизна
Состоит в
Он предполагает использование методов и приемов смыслового чтения не только на уроках литературы и русского языка, но и на других предметах: родной русский язык, родная русская литература, математика с целью понимания прочитанного.
-регулярном использовании методов и приемов;
-применении их не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;
-в освоении новой нетрадиционной форме литературного челленджа, с использованием компьютерных технологий.
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Инструментарий, используемый для выявления читательской грамотности:
1.Тест «Какой я читатель?»
2.Анкета «Читательская активность»
3.Панкова О.Б. «Диагностика сформированности читательской грамотности» (начало учебного года, 1 полугодие – ученики 6 класса)
Результаты теста «Какой я читатель?»: из 18 человек-
3 чел. –читатель-романтик, хорошо бы таких читателей было побольше;
4 чел. -читатель по настроению; остальные – для них чтение не на первом месте.
Результаты анкетирования «Читательская активность»:
Читать дети не любят. Читают редко или иногда(73%), а еще когда их заставляют(13%).Взрослые не слушают чтение детей, т.к. одни читают про себя, а вторые-читают по выходным, когда взрослые заняты. Несколько человек (7) вспомнили название последней прочитанной недавно книги, остальные не смогли вспомнить, когда и что они читали.
Следовательно, мною была проведена работа над развитием и совершенствованием навыков осознанного чтения в течение полугода. Я думаю, что используя данные методы и приемы, мы в конечном итоге сможем получить «читающего ученика».
Результативность профессиональной педагогической деятельности
- Результаты обследования читательской грамотности обучающихся 6 класса по методике Панковой О.Б.(сентябрь 2022, январь 2023, май 2023)
- Уровни читательской грамотности: ниже базового, базовый, повышенный.
- Вывод: у детей на начальном этапе результат низкий, т.к. наблюдаются трудности в способе чтения и понимании прочитанного, на втором этапе есть улучшение. Выше названные методы и приемы имеют эффективность в формировании читательской грамотности.
Сентябрь2022
Уровень
Январь 2023
Уровень
Ниже базового (25 баллов)- 11 чел.
Уровень
Май 2023
ниже базового (44 балла) -8 чел.
Ниже базового (20-26 баллов) – 7 чел.;
ниже базового (40-47 баллов)- 9 чел.
-
Базовый (63 балла)-3 чел.
-
-
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты:
Учебный год
Конкурс
На уровне образовательной организации
участники
2019-2020
Конкурс стихов «Читаем стихи Ф.И.Тютчева»
призёры
«Неделя детской и юношеской книги»
2019-2020
На муниципальном уровне
1 4
Муниципальный конкурс чтецов «Читаем Лермонтова»
35
3
2021-2022
участники
призёры
Конкурс сочинений(эссе)
3
2020-2021
На всероссийском, международном уровне
15
«Без срока давности»
Конкурс сочинений(эссе)
3
2020-2021
3
участники
Муниципальный конкурс чтецов «Позови меня, Родина!»
призёры
«Мир профессии»
1
2020-2021
1 3
3
Муниципальный конкурс юных чтецов «Живая классика»
18
2
2021-2022
1
2022-2023
1
Конкурс стихов «Строки, опаленные войной»
6
2
2019-2020
Конкурс стихов «Осенняя фантазия»
7
6
25
8
2
1
7
3
5
1
2
1
2
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Адресная направленность
Педагогам-мастерам
Начинающим педагогам
Выступление на педагогическом совете .
Выступление на заседании ШМО
Публикации на интернет-порталах
Литература
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с.
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В.Беляева. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017 -256 с.
- Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
- Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
- Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. - М., 2009
- Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html
- Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов/ Издательство: «Рос. гос. проф.-пед. ун-та», 2003.
- Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.