СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы, способствующие повышению качества знаний на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что можно использовать на уроках гуманитарного цикла в целях повышения качества знаний?  

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы, способствующие повышению качества знаний на уроках русского языка»

  Методы и приемы, способствующие повышению качества знаний на уроках русского языка

Методы и приемы, способствующие повышению качества знаний на уроках русского языка

Качество знаний  систематичность системность осознанность  прочность   полнота  глубина гибкость конкретность обобщённость

Качество знаний

  • систематичность
  • системность
  • осознанность
  • прочность

  • полнота
  • глубина
  • гибкость
  • конкретность
  • обобщённость

Поможет ли гуманитарный, личностно-ориентированный урок добиться повышения качества знаний?   Гуманитарный урок – это  организованное педагогом духовное общение детей и взрослых, содержанием и смыслом которого является поиск научной истины, направленной на становление и развитие ребёнка как субъекта жизни.

Поможет ли гуманитарный, личностно-ориентированный урок добиться повышения качества знаний?

Гуманитарный урок – это

  • организованное педагогом духовное общение детей и взрослых, содержанием и смыслом которого является поиск научной истины, направленной на становление и развитие ребёнка как субъекта жизни.
 Уже из слова общение вытекает 4 показателя гуманитарного урока , которые помогают повысить качество знаний: 1. Эффективная мотивация учения ( ведь человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определённые мотивы для её выполнения) 2. Если появилась мотивация, значит создаётся положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. («Лексика», «Фонетика»)
  • Уже из слова общение вытекает 4 показателя гуманитарного урока , которые помогают повысить качество знаний:

1. Эффективная мотивация учения ( ведь человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определённые мотивы для её выполнения)

2. Если появилась мотивация, значит создаётся положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. («Лексика», «Фонетика»)

3. Возможность выразить и обосновать своё мнение по какой-либо проблеме, лучше ценностно-значимой. («Уголки») 4. Мнение каждого принимается как самоценность
  • 3. Возможность выразить и обосновать своё мнение по какой-либо проблеме, лучше ценностно-значимой. («Уголки»)
  • 4. Мнение каждого принимается как самоценность
Что можно использовать на уроках гуманитарного цикла в целях повышения качества знаний?
  • Что можно использовать на уроках гуманитарного цикла в целях повышения качества знаний?
Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
  • Работа с текстом
  • «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
  • • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
  • • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
  • Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла. Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом. Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
  • Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
  • Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.
  • Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
Прием «Корзина идей» Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла. Задание: А как вы понимаете выражение
  • Прием «Корзина идей»
  • Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
  • Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися). Вынести на доску идеи учащихся.
Приём «толстых» и «тонких» вопросов Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова. Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
  • Приём «толстых» и «тонких» вопросов
  • Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
  • Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
«Толстые» «Тонкие» Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...?

«Толстые»

«Тонкие»

Кто...? Что...? Когда...? Как звать...?

Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…?

Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...?

Примеры вопросов учащихся: - Почему повесть называется «Капитанская дочка»? - Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения? - Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева? - Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства? - Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
  • Примеры вопросов учащихся:
  • - Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
  • - Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?
  • - Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?
  • - Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?
  • - Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
Составление кластера Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:
  • Составление кластера
  • Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:
Синквейн Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
  • Синквейн
  • Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
  • Герасим
  • добрый, трудолюбивый
  • заботится, любит, работает
  • не должен страдать из-за жестокости людей
  • человек
Этапы работы по «усилению»  орфограммы Выделение трудной орфограммы. Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти? Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления». Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

Этапы работы по «усилению» орфограммы

  • Выделение трудной орфограммы.
  • Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
  • Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
  • Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
  • Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.
Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (игра “Слово спряталось”). Блокнот – «блок», т. е. несколько листов бумаги. Варежка – хорошо, что тут живет «еж», а не «ёж», а то как носить колючую варежку? Газета – тонка, как «газ» (искусственная ткань). Гастроном – можно ли купить в гастрономе несколько «астр»? Горизонт – «гори», «зонт»! Комар – как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и «омар»?

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (игра “Слово спряталось”).

  • Блокнот – «блок», т. е. несколько листов бумаги.
  • Варежка – хорошо, что тут живет «еж», а не «ёж», а то как носить колючую варежку?
  • Газета – тонка, как «газ» (искусственная ткань).
  • Гастроном – можно ли купить в гастрономе несколько «астр»?
  • Горизонт – «гори», «зонт»!
  • Комар – как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и «омар»?
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (игра “Слово спряталось”). свобода (обод) викторина (Виктор) яблоко (око) фиолетовый (ФИО-фамилия.имя,отчество; лет –сколько лет) экипаж (кипа) погода (год) эскалатор (скала) экспресс (пресс)

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (игра “Слово спряталось”).

  • свобода (обод)
  • викторина (Виктор)
  • яблоко (око)
  • фиолетовый (ФИО-фамилия.имя,отчество; лет –сколько лет)
  • экипаж (кипа)
  • погода (год)
  • эскалатор (скала)
  • экспресс (пресс)
«Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слов БАЛКОН — от слова балка (из Италии) — помост, устроенный на заложенных в стену балках. БОГАТЫЙ — слово связано со словом Бог. Прежнее значение слова было таково: «наделенный свыше всякими благами счастливец». ВЕРБЛЮД - прежнее название слова было «вельблуд» — «великий блудяга». ЛЯГУШКА - от слова ляга, означавшего «ляжка», «бедро». Бедра -- «ляжки» — характерные части тела этого животного, отсюда и название.

«Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слов

  • БАЛКОН — от слова балка (из Италии) — помост, устроенный на заложенных в стену балках.
  • БОГАТЫЙ — слово связано со словом Бог. Прежнее значение слова было таково: «наделенный свыше всякими благами счастливец».
  • ВЕРБЛЮД - прежнее название слова было «вельблуд» — «великий блудяга».
  • ЛЯГУШКА - от слова ляга, означавшего «ляжка», «бедро». Бедра -- «ляжки» — характерные части тела этого животного, отсюда и название.
Сказки об «упрямых» словах   Заяц  Давным-давно в лесу жил маленький длинноухий зверёк. Задние лапы были у него намного длиннее передних и при беге всегда их обгоняли. Из-за этого зверёк путался и падал. Тогда назвал он свои передние лапы

Сказки об «упрямых» словах

Заяц

Давным-давно в лесу жил маленький длинноухий зверёк. Задние лапы были у него намного длиннее передних и при беге всегда их обгоняли. Из-за этого зверёк путался и падал. Тогда назвал он свои передние лапы "Я", а задние "Ц". И стал он при беге командовать лапами: "За Я - Ц! За Я - Ц!" Получилось очень складно, а в лесу его так и прозвали - ЗАЯЦ.

Иллюстрация к правилу «О –Е после шипящих в суффиксах и окончаниях»

Иллюстрация к правилу «О –Е после шипящих в суффиксах и окончаниях»

Контрольная работа по теме «Правописание причастий» 7 класс.  Не – раздельно – желтый  Не – слитно – зелёный ёе – черный Н – красный  нн – синий и – коричневый

Контрольная работа по теме «Правописание причастий»

7 класс.

Не – раздельно – желтый

Не – слитно – зелёный

ёе – черный

Н – красный

нн – синий

и – коричневый

Ребусы

Ребусы

Обобщение темы

Обобщение темы

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: повышается обучаемость, улучшаются внимание, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать; развивается способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добы­вать знания, испытывают потребность в учебной де­ятельности; они самоорганизованы, спокойны, радостны, уверены в себе.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:

  • повышается обучаемость, улучшаются внимание, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
  • развивается способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал
  • формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добы­вать знания, испытывают потребность в учебной де­ятельности; они самоорганизованы, спокойны, радостны, уверены в себе.
Выводы : в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни .

Выводы : в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни .