Что можно использовать на уроках гуманитарного цикла в целях повышения качества знаний?
Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы, способствующие повышению качества знаний на уроках русского языка»
Методы и приемы, способствующие повышению качества знаний на уроках русского языка
Качество знаний
- систематичность
- системность
- осознанность
- прочность
- полнота
- глубина
- гибкость
- конкретность
- обобщённость
Поможет ли гуманитарный, личностно-ориентированный урок добиться повышения качества знаний?
Гуманитарный урок – это
- организованное педагогом духовное общение детей и взрослых, содержанием и смыслом которого является поиск научной истины, направленной на становление и развитие ребёнка как субъекта жизни.
- Уже из слова общение вытекает 4 показателя гуманитарного урока , которые помогают повысить качество знаний:
1. Эффективная мотивация учения ( ведь человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определённые мотивы для её выполнения)
2. Если появилась мотивация, значит создаётся положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. («Лексика», «Фонетика»)
- 3. Возможность выразить и обосновать своё мнение по какой-либо проблеме, лучше ценностно-значимой. («Уголки»)
- 4. Мнение каждого принимается как самоценность
- Что можно использовать на уроках гуманитарного цикла в целях повышения качества знаний?
- Работа с текстом
- «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
- • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
- • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
- Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
- Пример: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
- Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карандашом.
- Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
- Прием «Корзина идей»
- Пример 1: урок «Неизвестный Грибоедов», стадия реализации смысла.
- Задание: А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися). Вынести на доску идеи учащихся.
- Приём «толстых» и «тонких» вопросов
- Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.
- Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов. Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.
«Толстые»
«Тонкие»
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...?
Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…?
Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...?
- Примеры вопросов учащихся:
- - Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
- - Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения?
- - Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?
- - Почему Пушкин выбрал для своего произведения тему именно Пугачевского восстания? Почему его так волнует тема предательства?
- - Почему в конце произведения стоит конкретная дата? и др.
- Составление кластера
- Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:
- Синквейн
- Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
- Герасим
- добрый, трудолюбивый
- заботится, любит, работает
- не должен страдать из-за жестокости людей
- человек
Этапы работы по «усилению» орфограммы
- Выделение трудной орфограммы.
- Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
- Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
- Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
- Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.
Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (игра “Слово спряталось”).
- Блокнот – «блок», т. е. несколько листов бумаги.
- Варежка – хорошо, что тут живет «еж», а не «ёж», а то как носить колючую варежку?
- Газета – тонка, как «газ» (искусственная ткань).
- Гастроном – можно ли купить в гастрономе несколько «астр»?
- Горизонт – «гори», «зонт»!
- Комар – как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и «омар»?
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (игра “Слово спряталось”).
- свобода (обод)
- викторина (Виктор)
- яблоко (око)
- фиолетовый (ФИО-фамилия.имя,отчество; лет –сколько лет)
- экипаж (кипа)
- погода (год)
- эскалатор (скала)
- экспресс (пресс)
«Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слов
- БАЛКОН — от слова балка (из Италии) — помост, устроенный на заложенных в стену балках.
- БОГАТЫЙ — слово связано со словом Бог. Прежнее значение слова было таково: «наделенный свыше всякими благами счастливец».
- ВЕРБЛЮД - прежнее название слова было «вельблуд» — «великий блудяга».
- ЛЯГУШКА - от слова ляга, означавшего «ляжка», «бедро». Бедра -- «ляжки» — характерные части тела этого животного, отсюда и название.
Сказки об «упрямых» словах
Заяц
Давным-давно в лесу жил маленький длинноухий зверёк. Задние лапы были у него намного длиннее передних и при беге всегда их обгоняли. Из-за этого зверёк путался и падал. Тогда назвал он свои передние лапы "Я", а задние "Ц". И стал он при беге командовать лапами: "За Я - Ц! За Я - Ц!" Получилось очень складно, а в лесу его так и прозвали - ЗАЯЦ.
Иллюстрация к правилу «О –Е после шипящих в суффиксах и окончаниях»
Контрольная работа по теме «Правописание причастий»
7 класс.
Не – раздельно – желтый
Не – слитно – зелёный
ёе – черный
Н – красный
нн – синий
и – коричневый
Ребусы
Обобщение темы
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
- развивается способность к переносу полученных интеллектуальных навыков на незнакомый материал
- формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованы, спокойны, радостны, уверены в себе.
Выводы : в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни .