Методы обучения при подготовке учащихся к олимпиадам
По сравнению с другими дисциплинами школьного курса, олимпиадная информатика имеет ряд своих особенностей. А именно:
задачи по информатике находятся на стыке нескольких дисциплин;
учащиеся разного возраста решают одни и те же задачи;
виртуозное знание языка программирования не является гарантом успешного выступления (даже на олимпиаде муниципального уровня).
Все эти аспекты должны быть учтены учителем при подготовке учащихся к олимпиадным соревнованиям.
Система подготовки к олимпиадам включает в себя:
1. Работу на уроках.
2. Внеурочная деятельность.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Индивидуальные занятия.
Основной формой организации учебного процесса в школах остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке учащихся к олимпиадам, мною проводятся следующие виды деятельности:
1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей.
2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.
3. Создаётся банк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.
4. Составляется план занятий по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов.
5. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.
6. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.
7.Участие в районных турах предметных олимпиадах.
Нельзя ребёнка ничему научить насильно. Чтобы добиться высоких результатов, его надо мотивировать, заинтересовать.
Мотивом к изучению информатики в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей.
Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности и, как следствие, увлеченности предметом.
Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству, обстановки учебного процесса. И, конечно, нельзя ограничивать процесс обучения рамками урока. Для достижения целей образования и развития способностей детей необходимо использовать внеурочную и внеклассную работу.
МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ.
1. Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
2. Прием второй: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
3. Прием третий: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.
4. Ролевой подход, деловая игра.
5. Решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
Вот некоторые из таких задач:
Пример. Шифр Цезаря
Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)
6. Игры, конкурсы.
7. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
8. Исследовательская деятельность учащихся в предметной области "Информатика".
Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики.
Но важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.
Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер, совершенно необходимы любому образованному человеку в современном обществе.