СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Метопредметные связи в физической культуре".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Метопредметные связи в физической культуре".»

Статья из опыта работы

"Метопредметные связи в физической культуре".


В программе по физической культуре за 2019 год нет раздела «Межпредметные связи». Но, физическая культура в школе – общеобразовательный предмет, и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Сложнее состоит со знаниями, с теорией. Задача учителя – раскрыть учащимся смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок.

Реализация межпредметных связей обеспечивает формирование целостного представления учащихся о явлениях природы, делает их знания более глубокими и действенными.

 В основу таких занятий должны быть положены межпредметные связи, которые позволяют вычленять главные элементы содержания образования, предусматривать развитие системообразующих идей, понятий, приёмов учебной деятельности. Интеграция даёт возможность  показать «мир в целом».

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе, поэтому необходимо строить обучение, осуществляя взаимозвязь учебного материала уроков физической культуры с содержанием других предметов. Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе,  для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении  с учетом новых программ и требований реформы школы. Педагог обеспечивает взаимосвязь естественно - научного и общественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников.  С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач.

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий, законов для изучения разных объектов.




Формы межпредметных связей

1. По составу:

1) Содержательные

2) Операционные

3) Методические

4) Организационные

2. По направлению

1) односторонние,

2) двусторонние,

3) многосторонние

Прямые; обратные, восстановительные

3. По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)

Временной фактор

1) Хронологические

2) Хронометрические

1) Преемственные

2) Синхронные

3) Перспективные

1) Локальные

2) Среднедействующие

3) Длительно действующие


Типы межпредметных связей

по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук

по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям

по использованию педагогических методов и приемов

по формам и способам организации учебно- воспитательного процесса

Функции межпредметных связей

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

 Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных.


Методики проведения учебной и массовой физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся:

практические межпредметные уроки («физическая культура – русский язык», «физическая культура – математика», «физическая культура – история», «физическая культура – биология» и другие, основанных на взаимосвязи с общеобразовательными предметами;

теоретические классно - внеурочные формы (урок физической культуры – спортивный праздник; спортивные соревнования «Баскетбол», городские спортивные соревнования «мини-футбол», «Лёгкая атлетика», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и других, основанных не только на школьной учебной программе по физической культуре.

 Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Обучая учащихся прыжкам в длину с разбега, помимо основных знаний по предмету (значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления различных препятствий, способы развития скоростно - силовых качеств и другие) опираемся на законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, на законы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знания дополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозора учащихся.

 С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся : построение в одну шеренгу и колону (это прямая) – знакомство с понятием прямой; колоны по два по три связаны с первыми представлениями о параллельных прямых; перестроение в круг – с окружностью; расчёт по порядку - с порядковыми номерами; ходьба в обход (ходьба не срезая углов) – с прямоугольником и т.д. Что же касается уроков географии, то все экскурсии, прогулки и туристские походы, как форма физическими упражнениями, предусматривают задачи , связаны с материалом уроков географии – составления плана с помощью топографических знаков, карты их элементов, функция карт по масштабу (6 класс); уроки гражданственности и духовности: природа Донбасса, Донбасс мой – родной город (6 класс). В 5 классах при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья» необходимо уделять особое внимание вопросам гигиены, давать представление об органах человеческого организма, их положение с целью помочь учащимся воспринимать организм человека как единое целое.

Полезно показать взаимосвязь биологии, анатомии и физиологии. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). В программе по биологии ученики знакомятся со скелетом, познают значение правильной осанки, получают сведения о мышцах, их укреплении с помощью физическими упражнениями, изучают кровообращение, сердце и его укрепления, орган дыхания, орган чувств. Большое значение придаётся режиму труда и отдыха. В связи с наличием таких сведений предусматривается взаимосвязь с физической культурой. Так при изучении теоретических сведениях по физической культуре используются эти знания при сообщении материала об утренней гигиенической гимнастики, её значение, закаливание при помощи водных процедур, гигиены одежды во время занятий физическими упражнениями. Раскрывая вопросы дыхания, питания во время выполнения упражнений, рассказывая о двигательном режиме школьника.

Это позволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой, выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опыт учащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяют осуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса к физической культуре. На уроке физкультуры закрепляются знания анатомии и физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие. На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом анатомии и физиологии терминологией. Практика выявляет недостаточное понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля нагрузок, отсюда чрезмерные тренировки с гантелями, езда на велосипеде "до упаду". Такое обучение биологии и физической культуре ведет к уменьшению оздоровительного содержания этих предметов.

Связывая преподавание с историей, учитель реализует принцип историзма. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность научных событий, взглядов, идей.

 Связь с литературой. При выполнении строевых упражнений  можно вспомнить басню : где щука, рак и лебедь действуют по своему.

Без знаний информатики, учащиеся не могут создавать свои работы на компьютере (презентации, проекты, буклеты).


Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Повышается результативность физической подготовленности при сдаче контрольных нормативов. В своей работе я применяю межпредметные связи, начиная с начальной школы. Я подбираю темы уроков, подвижные игры, эстафеты, из реальной жизни детей и полученных знаний на других уроках.

Привожу пример некоторых содержаний учебного материала уроков по физической культуре.

6 класс. Строевые упражнения: выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», повороты на месте и в движении. Перестроение в колону по два, по три и обратно.

Математика 6 класс: «Геометрические фигуры»: прямоугольник, окружность, прямая, угол. Порядковые числа.

Легкая атлетика. Бег по прямой, бег с преодолением препятствий. Метание.

Математика. Прямая, знакомство с ломанной линией. Измерение длины.

В 7 классе начинается изучение нового предмета «Физика». Очень важно, чтобы при изучении нового, учитель физики поддерживал предметную связь с уроками физической культуры, приводя примеры отдельных видов упражнений предусмотренной программой по предмете «Физическая культура» и наоборот.

Ещё пример: метание малого мяча и гранаты на дальность.

Физика II закон Ньютона. Зависимость дальности полёта от угла вылета снаряда.

Применения законов динамики. Знакомство с неравномерным движением. Равномерное движение.

8 класс. Влияние физических упражнений на организм.

Анатомия, физиология,гигиена. Условия сохранения здоровья человека. Высшая нервная деятельность. Рефлексы (безусловные, условные),образование и биологическое значение условных рефлексов и т.д.

Характерная черта работы учителей начальных классов – многопредметность . Это вызывает определённые трудности в организации и проведения учебно-воспитательного процесса. Одновременно данная специфика открывает широкие возможности для осуществления межпредметных связей, в том числе между предметом «Физическая культура».

Так, на уроках физической культуры в начальных классах можно проводить подвижные игры и эстафеты с элементами изученного материала по математике, русскому языку, природоведению и т.д.

1.Закрепление умение считать от 1 до 10 .

«Эстафета с флажками» - 1 класс

«Кто начнёт первым» - 1-2 класс

«Посадка картофеля» 1 класс

2.Игровые задания на внимание с элементами математических действий.

Понятие «Чётное - Нечётное» - 1-3 класс

«Быстро по местам» - 1-3 классы.

«Найти число» - 3-4 классы.

3. Сравнение чисел. Получение нового числа прибавлением ещё одного к предыдущему.

«Найти меньшее число» - 3-4 классы

«Найти большее число» - 3-4 классы

«Мишень» 1 классы.

4. Закрепление навыков быстрого выполнения математических действий.

«Вызов номеров» 1-4 классы

«Шишки, жёлуди, орехи» - 2-4 классы.

5. закрепление умение делить циферблат часов на часы и минуты, а круг – на градусы и сектора.

«Часы» 1-4 классы.

«Поворот в круге» 1-4 классы.

Предлагаемые игры используются не только на уроках физкультуры, но и при проведения «часа здоровья» во время физкультурных занятиях в группе продлённого дня.

Таким образом, осуществляя на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения с другими общеобразовательными предметами, учитывая ранее приобретённые учениками знания, умения, навыки по данным дисциплинам можно проводить уроки на высоком уровне реализовывая принцип активности и развивая познавательность, поддерживая интерес школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и развивая познавательную активность учащихся в процессе обучения двигательным действиям.

Опыт имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, увеличения количества специальных знаний и их углубление как по теории и методике физической культуры, так и из смежных с ней областей. Позволяет учащимся более полно и глубоко осмыслить изучаемый программный материал.

Нетрадиционные формы занятий способствуют плодотворной и эффективной деятельности учащихся, поддерживают интерес к предмету и повышают мотивацию к учению. Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, они учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.

Научной и методической основами опыта в процессе обучения является необходимость перестройки физического воспитания и его преобразования в развивающую, открытую, гуманистическую систему в которой высшей степенью является ученик с его индивидуальными особенностями.

Уровень новизны носит творческий характер. Обобщенный передовой педагогической идеей опыта является не шаблонность и разнообразие урока, а именно воспитание у школьников интереса к занятиям физической культурой. Используя сюжетно-игровой (в начальной школе), соревновательный (в среднем звене) и интегрированный способ в старшем звене. Данный опыт очень прост и мобилен в использовании, так как доступен и не требует специального оборудования. Таким образом, опыт может быть использован в школе на разных этапах и уровнях в процессе обучения на уроке, в группе продленного дня и занятиях во внеурочное время.




Литература

  1. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Нар. образование, 1985.

  2. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью в основу обучения. – Нар. образование, 1979, №5. 

  3. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989

  4. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. — М.: Просвещение, 1985.

  5. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. — М.: Просвещение, 1985.

  6. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. — М.: Просвещение, 1986.

  7. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. — М.: Просвещение, 1987.

  8. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1986.

  9. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1989.

  10. .Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Просвещение, 1998. стр.73

  11. Арефьев В.Г., Столитенко В.В. Физическое воспитание в школе. М.: Просвещение, 1997