Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
«Богородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида».
План – конспект
открытого урока
По теме: « Подвижная и неподвижная фурнитура сборочных единиц.»
Учитель столярного дела II категории
Каранов Руслан Андреевич
2013 - 2014 год
Тема: Подвижная и неподвижная фурнитура сборочных единиц.
Тип занятия: комбинированный урок.
Цель урока: научить учащихся различать подвижную и неподвижную фурнитуру.
Образовательные задачи:
- развитие знаний, умений, навыков при выполнении столярных работ;
- учить применять на практике знания, полученные на уроке;
- учить пользоваться технологической картой;
- расширить знания учащихся путем знакомства с новым материалом.
Коррекционно – развивающие задачи:
- коррекция и развитие связанной речи через ответы на вопросы учителя, составление плана работы, анализ выполненной работы, применение специальной терминологии;
- коррекция и развитие памяти при фронтальном опросе учащихся;
- коррекция и развитие зрительного восприятия (сравнение образца работы учителя и работы ученика, образцов материала);
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при выполнении практической работы;
- коррекция и развитие навыков самоконтроля при выполнении задания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение самостоятельного ориентирования в здании;
- воспитать учащегося ответственно относиться к заданию;
- воспитать навыки по правильному хранению, использованию инвентаря, материалов, спец. одежды;
- воспитывать соблюдать правила личной гигиены;
- воспитать соблюдать правила ОТ.
Оборудование:
- Доска: Тема урока, чертеж, технологическая карта, компьютерная презентация.
материал: бруски, ножовка, рубанок, напильник, наждачная бумага, дрель
напильник.
- для практической работы: бруски, ножовка, рубанок, наждачная бумага, стамеска, дрель.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Мы с вами продолжаем изготовление форточки, часть соединения вы уже выполнили, чтобы приступить к работе , давайте с вами повторим пройденный материал и ответим на вопросы.
3. Повторение пройденного материала
Вопрос: Из каких материалов изготавливают окна?
Ответ: Как правило окна изготавливают из дерева(дуб, сосна) или пластика(армированный профиль)
Вопрос: Что вместо стекла в окне использовали в древности?
Ответ: В древности вместо оконного стекла применяли бычий пузырь, а зимой ставили льдины.
Вопрос: Какое соединение применяют при изготовлении форточки?
Ответ: При изготовлении форточки используют угловое шиповое соединение.
Вопрос: Какой инструмент необходим при изготовлении форточки?
Ответ: При изготовлении форточки необходима пила, рулетка, карандаш,
рубанок, стамеска, дрель.
Вопрос: Правила безопасной работы пилой?
Ответ: Деталь необходимо закрепить в тисках или в зажиме, начинать запил потихонечку не спеша, свободная рука должна находиться на безопасном расстоянии.
4. Новый материал.
Cлово «фурнитура» встречается довольно часто, причем в разных сферах производства. Наиболее широко встречаются понятия «мебельная фурнитура», «швейная фурнитура» и «оконная фурнитура». Так что же такое – фурнитура?
ФУРНИТУРА - совокупность всех металлических и пластмассовых деталей в конструкции изделия мебели, без которых его существование невозможно. Мебельную фурнитуру изготавливают из металла и пластмассы, лицевая фурнитура может быть также из дерева, стекла, керамики.
Крепежная фурнитура предназначена для крепления и фиксации мебельных деталей. К крепежу, обеспечивающего подвижное взаимодействие элементов мебели, относят различного вида петли, направляющие, метабоксы, тандембоксы.
Мебельная петля - устройство, при помощи которого дверца крепится к каркасу мебельного изделия. Петли - важнейший элемент, обеспечивающий функционирование и надежность мебельной двери. Чаще всего встречаются латунные или латунированные петли (цинковые или стальные сплавы). Латунируется сверху, чтобы петля не ржавела и ее части лучше скользили. Часто мебельные петли покрываются эмалью разных цветов или другими составами, имитирующими бронзу, золото, хром. Самыми первыми петлями, наверное, были навесные петли, потом появились карточные, и сейчас в основном повсеместно используются четырехшарнирные (чашечные) петли. Современные четырехшарнирные петли, даже выпускаемые одной фирмой, отличаются конструкцией, многообразием назначения и внешним оформлением. Все их особенности обсуждать в коротком обзоре бессмысленно. Достаточно сказать, что каталог ведущего мирового изготовителя четырехшарнирных петель, немецкой фирмы Hettich, весит ровно 4 кг, а содержащееся в нем описание петель различных видов и типов занимает едва ли не четверть!
По типу крепления петли можно разделить на петли накладные, вкладные, полунакладные, сложные.
Накладные петли - это мебельные петли, у которых деталь, подлежащая открыванию, полностью закрывает торец несущей детали и находится под углом 90° к ней.
Вкладные петли - это мебельные петли, у которых внешняя плоскость детали, подлежащей открыванию, находится под углом 90° к несущей детали и в одной плоскости с ее торцом.
Полунакладные петли - данный вид мебельных петель используется в том случае, когда происходит установка двух противоположных петель на одну несущую деталь, при этом детали подлежащие открыванию закрывают торец несущей детали (каждая на равную половину в зависимости от модели использованной петли) и также находятся под углом 90° к ней.
Сложные петли - мебельные петли, у которых угол поворота при открывании может быть +-45°,+-30°, 180° и отличается от принятого за стандарт угла открывания в 95-110°.
Ношарнирные и рояльные петли (демонстрируются). Они просты в употреблении, легко крепятся, не требуют дополнительной настройки, имеют низкую стоимость. Однако в ряде случаев их применение может испортить внешний вид изделия
Теперь поговорим о направляющих.
Направляющие – это система выдвижения ящиков. Все системы выдвижения можно разделить на два типа:
1. Направляющие для обычных ящиков из ЛДСП или дерева;
2. Ящики, в конструкции которых имеются металлические детали (боковины, иногда задники)
Сейчас широко используются роликовые и шариковые направляющие.
Роликовые - просты в использовании и при правильной установке дают легкость открывания и закрывания ящиков. Преимущество роликовых направляющих, минимальная цена, высокая надежность механизма. Шариковые направляющие - высокотехнологичны, разнообразны, отличаются по сложности. Они позволяют полностью выдвигать ящики, обеспечивают плавность хода и бесшумное мягкое закрытие ящиков.
Метабоксы - боковины для ящиков эконом-класса. Метабоксы сделаны на базе роликовых направляющих.
Теперь поговорим о самой невидимой, но самой значимой мебельной фурнитуре, о креплениях.
К крепежу, обеспечивающего неподвижное взаимодействие элементов мебели относят разного рода стяжки, шурупы, конфирматы, шканты, саморезы, уголки и прочее.
Шкант - очень дешевая и простая деталь, на шкантах соединяется мебель небольших габаритов. При больших размерах изделий и соответственно увеличивающихся нагрузках, шканты уже не могут противостоять выдергиваниям.
Стяжка винтовая или стяжка-бочонок состоит всего их двух элементов: винта и "бочонка" - цилиндрической детали с поперечным резьбовым отверстием. Стяжка очень прочна, поскольку при затягивании винта образуются весьма большие усилия, большой ход стягивания.
Стяжка мебельный уголок.
Также очень простое по конструкции изделие: согнутая под прямым углом полоска металла с отверстием на одном его плече, и пазом - на другом.
Стяжка шурупная, или евровинт, или еврошуруп, или конфирмат - винт, обычно изготавливается из углеродистой стали евровинты с диаметром резьбы 7мм и длиной 50 или 70мм обеспечивает более прочное соединение.
Эксцентриковая стяжка – вид соединительной фурнитуры, который сочетает в себе малозаметность и высокую прочность соединения и обеспечивает возможность неоднократной сборки изделия.
Шуруп (происходит от немецкого Schraube) – винт, ввертываемый в дерево или другой мягкий материал, в котором шуруп сам формирует резьбу путем деформации материала.
Саморезы - крепежные изделия по форме соответствующие определению ШУРУП, но имеющие существенные конструктивные усовершенствования (прежде всего это форма резьбы, наконечника и шлица), выполненные из высококачественных материалов с различными коррозионностойкими и э ходе появился новый термин – САМОРЕЗЫ. Это понятие более точно показывает назначение и возможности новых шурупов, хотя на сегодняшний день оно и не узаконено соответствующим стандартом.
5.Выполнение практической работы.
А) Инструктаж по ОТ.
Б) Распределение рабочих мест и инструмента.
В) Фронтальная и индивидуальная работа с учащимися.
6. Подведение итогов урока. Анализ и самоанализ выполненной работы.
Уборка рабочего места.
7.Выставление оценок в журнал, дневник.
Самоанализ урока
Самоанализ урока по столярному делу в 9 «б» классе по теме « Неподвижная и подвижная фурнитура в сборочных единицах.»
Место урока в учебном плане: урок соответствует календарно-тематическому планированию из раздела «Мебельная фурнитура и крепежные изделия»
Тип урок: Комбинированный , рассчитанный на 40 мин.
Цели урока:
Образовательные задачи:
- развитие знаний, умений, навыков при выполнении столярных работ;
- учить применять на практике знания, полученные на уроке;
- учить пользоваться технологической картой;
- расширить знания учащихся путем знакомства с новым материалом.
Коррекционно – развивающие задачи:
- коррекция и развитие связанной речи через ответы на вопросы учителя, составление плана работы, анализ выполненной работы, применение специальной терминологии;
- коррекция и развитие памяти при фронтальном опросе учащихся;
- коррекция и развитие зрительного восприятия (сравнение образца работы учителя и работы ученика, образцов материала);
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук при выполнении практической работы;
- коррекция и развитие навыков самоконтроля при выполнении задания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение самостоятельного ориентирования в здании;
- воспитать учащегося ответственно относиться к заданию;
- воспитать навыки по правильному хранению, использованию инвентаря, материалов, спец. одежды;
- воспитывать соблюдать правила личной гигиены;
- воспитать соблюдать правила ОТ.
Структура урока
Урок спланирован из 6-и частей.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Объяснения нового материала.
4. Выполнение практической работы.
5. Подведение итогов урока. Анализ и самоанализ выполненной работы.
6. Выставление оценок в журнал, дневник.
Акцент урока Знания урока основываются на изучении предыдущих материалах.
Методы На уроке использовались индивидуальный и фронтальный опрос . Применялись образцы, наглядное пособие, компьютерная презентация.
Работоспособность На уроке работоспособность нормальная, темп работы средний, утомление на уроке не замечено.
Психологическая атмосфера урока Урок прошел тихо, спокойно без эмоциональных всплесков и психологических взрывов.
Поставленные цели Образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные достигнуты.