МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
« Медиаобразование.
Роль в современном процессе обучения»
Работу выполнила педагог-психолог
МБОУ Михайловской СОШ
Бойко Ксения Александровна
Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники.
Незащищенными в информационном пространстве становятся дети, т.к. они часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов.
отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как:
- онлайн-насилие,
- мошенничество,
- порнография,
- получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни
повышение уровня эрудированности,
навыки общения с разными людьми
кинофильмы
реклама
теле- или
публичное
радиопрограмма
выступление
зашифрованное
послание
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей.
По её мнению И.В. Жилавской, «медиа» включают в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю
официальный
SMS-сообщение
документ
Медиа (media, massmedia) – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания записи,
копирования, тиражирования, хранения,распространения, восприятия информации и обмена ее между
субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)».
В России принято, что «медиаобразование» (англ. mediaeducation, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации .
Задачи медиаобразования
- подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации,
- научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется нормами международного права:
- ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.;
- Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.;
- Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г.,
- Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г.
- Европейской рамочной конвенцией о безопасномиспользовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками
- Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы:
- Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС
- Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
В России был принят Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
Согласно закону, доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1)побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2)способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5)оправдывающая противоправное поведение;
6)содержащая нецензурную брань;
7)содержащая информацию порнографического характера.
К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3)представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани .
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.
В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются ( ст. 6):
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетнего комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей
Кроме вышеперечисленных законов, безопасность детей регулируется следующими федеральными законами:
-ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1;
- ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1;
-ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и т.д.
В педагогической среде России сформировались модели медиаобразования:
- образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
- воспитательно-этическая модель- рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
- практико-утилитарная модель- практическое изучение и применение медиатехник;
- эстетическая модель - ориентирована прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
- социокультурная модель -социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
В России по целям все концепции медиаобразования
делятся на три группы.
1.Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность и т.д.
2. Оценочные – формирование критического мышления.
3.Коммуникативные–не только изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла.
В России в настоящее время официально медиаобразование как направление образования не принято. Не существует официально утвержденных программ по медиаобразованию, это направление не входит в новый Федеральный государственный образовательный стандарт.