Трудное слово — НЕТ!
Социально-психологический тренинг- беседа
Цель занятия: формирование у подростков представления о пагубном влиянии ПАВ, потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи занятия:
Формировать негативное отношение к нарокгенным веществам и положительного отношения к здоровому образу жизни через разнообразные активные формы работы.
Обучать подростков приёмам отказа от предлагаемых наркотиков, табака и алкоголя.
Отрабатывать на практике приёмы бесконфликтного отказа от употребления ПАВ.
Показать наглядно изменения внешнего вида человека и его поведения под воздействием ПАВ, найти причин негативного влияния на организм человека.
Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Длительность занятия: 1час.
Форма проведения: интегрированное тренинговое занятие педагога-психолога и педагога-библиотекаря.
Возраст участников: подростки 11-14лет
Материалы для занятия: таблички с приёмами отказа от ПАВ; раздаточный материал-конструктор для создания фоторобота внешности человека здорового и разной степени зависимости; головки чеснока или мячи, которые изображают чеснок; цветная накидка; музыка для начала мероприятия, для игры «Вампиры», к сказке, к притче.
Ход занятия
1. Приветствие ведущего.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть; голубоглазых, кареглазых, сероглазых; блондинов, брюнетов, шатенов и рыжих... Но все мы разные не только внешне, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Однако объединяет нас одно общее желание — все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. Но иногда правильный путь только один и именно его надо найти среди множества других.
Жизнь — это выбор. Иногда ты даже не замечаешь, что тебе приходится это делать. Но бывают ситуации, от которых зависит твое будущее, и тебе самому решать, как поступить.
Мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча поможет вам сделать первый шаг в постижении сложной науки: как делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все усложняющемся мире.
2. Игра — знакомство. Игра-активатор «Вампиры».
Психолог: И, прежде чем приступить к такому важному, на наш взгляд, разговору нам нужно на него настроиться. Вначале давайте с вами познакомимся.
Игра «Ассоциация»
Называем своё имя и на первую букву своего имени называем ассоциацию к слову здоровье или всё что полезно для него. Н-р: Любовь — ловкость, Нина - настроение
Игра-активатор «Люди и вампиры»
По считалке или другим случайным образом 2-4 человека из группы назначаются «вампирами». Затем ведущий объясняет правила игры. «Вампиры» должны взяться за руки цепочкой. Их задача - замыкать цепочку в кольцо вокруг других игроков («людей»). Когда кто-нибудь из «людей» оказывается в кольце «вампиров», он сам становится «вампиром» и присоединяется к охоте на других «людей». Задача игроков - остаться «людьми».
(Если в начале игры «людей» слишком мало и есть опасность, что все они быстро превратятся в «вампиров», можно добавить в игру 2-3 чеснока (вместо чеснока можно использовать теннисные мячи или мягкие предметы) и объяснить, что «вампиры» должны убегать от того, у кого в руках чеснок ( по легенде, вампиры боятся чеснока). «Люди» могут перебрасывать чеснок друг другу в трудной ситуации. Игра проводится 5 - 10 минут.)
3. Сказка о братьях-Чародеях.
Библиотекарь: По большому счету наркотики, алкоголь, никотин те же самые «вампиры», которые превращают людей в своих рабов. Как утверждается в одной сказке началось это давным-давно. Послушайте её.
Как-то раз в стране Нездоровье, в его столице, собрались все злые волшебники и феи. Уселись они в огромном тронном зале, который пажи королевства украсили паутиной, сплетенной специально для этого случая самыми жирными пауками королевства, и гирляндами из когтей летучих мышей. Играл оркестр, состоящий из трех слепых сов и пяти раздувающихся от натуги жаб. На трон уселась фея Болезнь. Она взмахнула рукой и заговорила. Звуки ее пронзительного голоса гулко отдавались в коридорах дворца:
Мы собрались здесь с вами, дорогие коллеги, чтобы решить один очень важный вопрос. Мне кажется, давно настала пора завоевать нам не только отвратительное царство Здоровье, но и весь мир!
Как верно, как правильно! Давно надо было это сделать! — зашушукались колдуны и колдуньи.
Но сделать это нелегко. Ведь у Здоровья сильная армия, да и людишки просто так, без боя, не сдадутся. Нужно что-то придумать, — продолжала Болезнь.
И тогда вперед выступили три колдуна, закутанные н черные плащи с головы до пят.
Уважаемые дамы и господа, — начал один из них вкрадчивым голосом. — Позвольте нам, трем братьям Наркотику, Алкоголю и Никотину, предложить свой план. Он очень прост. Мы первыми отправляемся на завоевание человечества, чтобы сделать самое сложное — поработить людей. Затем мы пригласим и всех остальных, в первую очередь, конечно, наших прекрасных дам, — он отвесил поклон в сторону Болезни, Старости и Дряхлости.
А почему это вы первые отправитесь? — загалдели со всех сторон. — Вас, страшил в черных плащах, люди сразу же разоблачат.
Не разоблачат, — также вкрадчиво продолжал колдун. — Посмотрите! — и три брата одновременно распахнули свои плащи. По залу пронесся возглас изумления. Было чему удивляться, ведь внутренняя сторона одеяний колдунов была вышита изумительными шелками. Они сверкали на солнце волшебными красками, и казалось, что рисунок постоянно меняется.
Такими одеяниями мы обманем любого. Ведь являемся мы в образе прекрасного друга, утешающего в печали, веселящего в радости. Пройдет слишком много времени, прежде чем человек догадается, что за радужной стороной плаща скрываетесь вы — наши верные спутники: Болезнь, Нищета, Горе, — и колдун злобно захихикал.
В тронном зале царило молчание.
— План мне нравится, — в раздумье произнесла Болезнь. — Возможно, у него есть свои недочеты, но они могут быть исправлены в процессе работы. Итак, господа, не будем терять времени. В путь! Желаю вам удачи!
Тот же час братья оседлали коней и выехали из царства. Так началась борьба трех братьев со здоровьем и счастьем людей. С давних времен пытаются завоевать мир отвратительные колдуны.
На первый взгляд все злые чародеи совершенно разные. Однако раскидывают свои сети, запутывая в них жертву, совершенно одинаково. Вот послушайте, как это происходит. Вывернув свой волшебный плащ наизнанку, приходит колдун к человеку.
«Познакомься со мной, — предлагает он. Я смогу дать тебе то, чего никто не даст. Со мной ты забудешь про горе, неудачи, а если у тебя радость, то со мной она станет еще больше. Говорят, что я опасен? Ерунда! Посмотри на меня, что во мне опасного? И я не заставляю тебя дружить со мной вечно. Попробуешь один раз, ну, может, два — и хватит. Увидишь, ничего страшного не произойдет. Ну, смелее!».
4. Игра-проживание «Кулак»
Психолог: Давайте с вами представим, что злой колдун подошёл именно к вам. Соберите всю свою волю «в кулак» как можно крепче, чтобы противостоять чарам колдуна. Соблазняя вас, он будет пытаться разогнуть пальчики на руке. Чтобы он не смог этого сделать, вы должны противопоставить его соблазнам свои аргументы. Давайте попробуем.
Выбирается ребёнок. Поочерёдно пальцы на кулачке то разгибаются чародеем, то загибаются ребёнком. Н-р, чародей: «Тебе будет веселее и радостнее жить на этом свете!», а ребёнок: «Нет, это вредно для моего здоровья!» и т. д. Детям вначале помочь в случае затруднения. Далее на роль чародея тоже можно поставить ребёнка.
5. Знакомство и приёмами отказа от ПАВ.
Итак, в ходе этой игры мы убедились, что далеко не всегда легко найти правильные и весомые аргументы, чтобы сказать твёрдое «Нет!». Все приведенные вами аргументы отказа можно условно разделить на восемь групп.
На магнитной доске под названием мероприятия «Трудное слово «Нет!» постепенно размещаются таблички с приемами отказа от ПАВ.
«ПРИЕМЫ ОТКАЗА ОТ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПАВ»
1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании
человека, который согласен с вами, - это помогает получить
поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете
никого из них что-либо делать, так почему же они так
назойливы?
3. Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на каток, на танцы или еще что-нибудь придумать).
«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...
«Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеем гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).
Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
6. Игра «Составь фоторобот»
Библиотекарь: Но иногда человек не может устоять против такого соблазна. Действительно, думают иные, почему бы не попробовать разок. Коварные Братья лишь этого и ждут. Им нужно любой ценой пробраться в организм, для того чтобы разрушить его. Разрушение происходит не в раз, постепенно, но в конце концов такого человека легко можно определить даже в толпе.
Психолог: Наверняка вы тоже встречали таких людей в жизни и знаете как они выглядят. Итак, следующее задание: составить из пазлов фоторобот больного человека.
Группа разбивается на 3 подгруппы и каждой раздается конструктор с изображением отдельных элементов внешности четырех разных людей.
З
адание: путем сочетания отдельных элементов каждой подгруппе надо составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольной или наркотической зависимости (по принципу составления фоторобота).
(Каждая группа представляет свой фоторобот и обосновывает свой выбор)
Библиотекарь: Действительно, встречаясь с Черными Братьями, он постепенно теряет здоровье и силы. А значит, он уже не сможет быть надежной опорой для своих постаревших родителей, не сумеет защитить своих детей. Наоборот, этот человек сам постоянно нуждается в чьей-нибудь помощи.
Но человек, попавший в сети к дурману, теряет не только здоровье, но и волю. Он полностью подчиняется злобным чародеям. Его не будут радовать первый зимний снежок во дворе и новая книжка. Он забудет своих друзей, а слезинки на щеках мамы не огорчат его.
7. Притча «Всё в твоих руках». Заключительное слово ведущего.
Психолог: Закончить нашу встречу хочу притчей.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая улетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Всё в твоих руках!
Мораль такова: Ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И хочется надеяться, что оно будет правильным.
8. Рефлексия. Итоговый круг «Интересное-полезное».
Психолог: Большое спасибо всем! Вы очень активно и старательно работали. Я приглашаю вас снова собраться в круг для обсуждения нашего занятия. Давайте по очереди скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось ненужным? Каждый может сказать несколько слов.
Дети делятся впечатлениями о занятии, о тех вопросах, которые затронули их чувства всех больше.