СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод границ или метод оценки

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для подготовки выпускников к ЕГЭ предлагаю коллегам разработку урока «РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ГРАНИЦ или МЕТОДОМ ОЦЕНКИ». Решение уравнений методом оценки лучше рассмотреть в 10 классе, рассмотрев решение тригонометрических уравнений. В 11 классе следует рассмотреть решение показательных и логарифмических уравнений. Считаю необходимым, познакомить учащихся с возможностями применения ограниченности различных функций. А ученик вправе выбирать каким методом решать предложенные задания .

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Разработка урока по математике (алгебра 10 класс).


Тема: «Решение уравнений методом оценки (методом границ)».


Цели урока:

-образовательные:

  • привести в систему знания учащихся по теме «Тригонометрические уравнения»,

  • научить решать уравнения методом оценки, т.е. углубить знания учащихся по теме.

-развивающие:

  • развитие умений учащихся сравнивать, анализировать и применять в изменённой ситуации полученные знания.

-воспитательные:

  • воспитание потребности в знаниях,

  • выработка желания глубины проникновения в предмет.

-методическая цель урока:

  • реализация вариативной части учебного плана.


Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности (эпиграф урока (приложение 1, 1 слайд), постановка перед учащимися целей урока, сообщение плана урока).


  1. Актуализация опорных знаний:


а) устная работа


1. Назвать типы тригонометрических уравнений и методы их решения (приложение 1, 2 слайд)


предполагаемые ответы:


Тип уравнения

Методы решения

На что обратить внимание учащихся

Аналитический метод

простейшие тригонометрические уравнения


по формулам

вспомнить частные случаи решения тригонометрических уравнений

тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным


-метод введения новой переменной,

- разложение на множители

область допустимых значений новой переменной

однородные тригонометрические уравнения 1 и 2 степени

деление обеих частей уравнения на cos x, cos2 x

(sin x, sin2 x)

cos x ≠ 0, cosх ≠ 0,

sin x ≠ 0, sin2 x ≠ 0

Функционально-графический метод


2. составить алгоритм решения следующих уравнений (приложение 1, 3 слайд)


  1. Изучение нового материала.


Изучение нового материала начинается с проблемной ситуации – решить уравнения

(приложение 1, 4 слайд):


1. cos x = 1+ x2


(это уравнение решено графически в учебнике А.Г. Мордковича для 10-11 кл., 2007г.[6], § 10, стр.52, пример 1) (Рисунок 1)

Решение этого уравнения методом оценки не вызывает трудностей у учащихся:

Е(cos x)=[-1; 1], Е(1+ x2)= [1; +∞], значит равенство (cos x = 1+ x2) выполняется, если 1+ x2 =1 и cos x=1. Решая уравнение, 1+ x2 =1, получаем корень х=0 (cos 0=1).

Ответ: х=0.


2. sin 2x + cos x = 2


-1 ≤ sin 2x ≤ 1, -1 ≤ cos x ≤ 1. Делаем вывод, что cos x =1 и sin 2x =1. Решая уравнение cos x =1, получаем х= 2πк, кZ. Для уравнения sin 2x =1 (sin(2∙2πк)≠1) х= 2πк не является решением.

Ответ: нет решений.

3. sin(π∙cos 2x) = 1


π∙cos 2x=+2πк, кZ

cos 2x=+2к, учитывая, что -1 ≤ cos 2 x ≤ 1, получаем неравенство -1 ≤ +2к ≤ 1, -≤ к ≤, т.к. кZ, отсюда следует, что к=0.

cos 2х =+2∙0, cos 2х =, х= ± + πп, п Z


  1. Отработка первоначальных навыков решения уравнений методом оценки.


Каждому ученику предлагается карточка с набором уравнений и даётся на обдумывание способа решения 5-7 мин, затем необходимо обсудить подходы к решению уравнений. Если в этом есть необходимость, уравнения, вызвавшие затруднения разбираются у доски, но целесообразно дать детям самостоятельно попытаться решить данные уравнения.

Подобрать уравнения можно из различной литературы, в зависимости от подготовленности детей.


Я предлагаю следующие уравнения:


  1. cos x = 1+ sinx

  1. cos6 х + sin3х + 4 sin 9х = 7

  1. cos (7 πх) =х2-6х+10

  1. tg sin х) = -

  2. sin х + sin 5х=2

  3. (cos  - 2 sin х) sin х + ( 1+ sin  - 2 cos x ) cos x = 0

V. Домашнее задание.


А.Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. Задачник, 2007 г.» [5]

№ 183(а,б), 186(в), 209(а,в,г)- решить методом оценки.


VI. Подведение итогов урока.


Литература:


1. «Математика в школе» № 3-1999 г. статья А.А. Аксёнова «Решение задач методом оценки».

2. М.И. Сканави «Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы», Москва «ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2002.

3. В. М. Говоров, П.Т. Дыбов, Н.В. Мирошин, С.Ф. Смирнова «Сборник конкурсных задач по математике для поступающих в ВУЗы», Москва «ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2003.

4. КИМы ЕГЭ 2006 г.

5. А.Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. Задачник, 2007 г.»

6. А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. Учебник, 2007 г.»





Рис. 1


Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

Тригонометрические уравнения Уравнение представляет собой наиболее серьёзную и важную вещь в математике.    О.Лодж

Тригонометрические уравнения

Уравнение представляет собой наиболее серьёзную и важную вещь в математике.

О.Лодж

    Задание . Составьте алгоритм решения уравнений.

    Задание . Составьте алгоритм решения уравнений.

    • 2 cos x+1 = 0
    • sin x+2 = 0
    • sin x+0 , 5 = 0
    • 2 sin x-2 = 0
    • 3cos 2 x-10cos x +3 = 0
    • cos 2 x – 2 cos x = 0
    • sin 2 x – 16 = 0
    • cos 3x + sin 3x = 0
    • 6sin 2 x – sin x cos x- cos 2 x = 3
    • sin 2x + cos x = 2
    Решение уравнений с использованием ограниченности функций y = cos x и y = sin x

    Решение уравнений с использованием ограниченности функций y = cos x и y = sin x

    • cos x = 1+ x 2 sin 2x + cos x = 2 sin( π∙ cos 2x) = 1
    • cos x = 1+ x 2 sin 2x + cos x = 2 sin( π∙ cos 2x) = 1
    • cos x = 1+ x 2 sin 2x + cos x = 2 sin( π∙ cos 2x) = 1
    • cos x = 1+ x 2 sin 2x + cos x = 2 sin( π∙ cos 2x) = 1
    • cos x = 1+ x 2
    • sin 2x + cos x = 2
    • sin( π∙ cos 2x) = 1