
Использование алгоритмов на занятиях по истории
Методические материалы
Курск
2014
Использование алгоритмов на занятиях по истории. Методические материалы./ О.Н. Барзенкова. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК». – Курск, 2014. – 20 с.
Методические материалы представляют собой сборник памяток-алгоритмов при работе студентов с текстовой и учебной информацией на учебных занятиях и для самостоятельной внеаудиторной работы.
Предназначены для педагогических работников, мастеров производственного обучения и студентов начального и среднего профессионального образования.
Методические материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии социальных дисциплин ОБОУ СПО «КАТК» протокол №7 от 10 марта 2014 года.
Автор: О.Н. Барзенкова – преподаватель истории
Рецензент: Иванова И.Л. – преподаватель, председатель цикловой комиссии социальных дисциплин ОБОУ СПО «КАТК»
© ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж», 2014.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
1. Алгоритмы как средство обучения…………………………….................5-13
Памятка-алгоритм по требованиям к качеству речи…………………………..5
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать………5
Памятка-алгоритм по составлению плана-конспекта…………………………5
«Как работать с параграфом учебника»………………………………………..6
«Как работать с книгой»………………………………………………………..6
Памятка-алгоритм по составлению тезисов……………………………………7
Памятка-алгоритм по работе с выписками……………………………………..8
Памятка по составлению «сюжетной» таблицы………………………….........9
Памятка по преобразованию текстовой информации в схематическую……..9
Рекомендация по написанию реферата на историческую тему……………….9
2. Алгоритм как предмет усвоения знаний…………………………………14-18
Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах…………………………..14
Памятка-алгоритм для характеристики войн………………………………….14
Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности…………….15
Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции…………………….15
Памятка-алгоритм для характеристики революционных выступлений..........16
Памятка-алгоритм для характеристики крестьянских восстаний……………16
Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений…………17
Памятка-алгоритм к характеристике общественного строя………………......17
Памятка-алгоритм к изучению государственного устройства……………......17
Памятка-алгоритм для характеристики политического строя государства….18
Заключение………………………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………………….20
Введение
Данные методические материалы представляют собой сборник памяток-алгоритмов при работе студентов с текстовой и учебной информацией на учебных занятиях и для самостоятельной внеаудиторной работы.
Алгоритмы - это система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи; это своеобразная схема усвоения знаний. Подобные логические схемы устных и письменных ответов, рецензий и т. п. помогают студентам усваивать исторический материал.
Таким образом, алгоритмы являются в определенной степени эффективным дидактическим средством формирования учебной деятельности студентов и усвоения знаний.
Опыт показывает, что многие правила и рекомендации представляют для студентов немалую практическую ценность. Конечно, нельзя организовать изучение истории только на основе памяток — это привело бы к схематизации, к чрезмерному упрощению. Чтобы избежать этого, памятки надо рассматривать не как адресованные студенту предписания, строго определяющие работу на уроках и дома, а как рекомендации, рассчитанные на творческое применение. В этом случае использование памяток может облегчить труд преподавателя и студентов, положительно повлиять на его результаты.
В данных методических материалах представлены учебные алгоритмы двух видов: алгоритм как средство обучения и алгоритм как предмет усвоения знаний. Данные методические материалы можно использовать не только преподавателям, но и мастерам производственного обучения.
1. Алгоритмы как средство обучения
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЯМ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ
1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
4. Правильность и чистота речи.
5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ) УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ
1. Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
3. Определите вывод, который будете доказывать.
4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод и систематизируйте их.
6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
7. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА
1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).
2. Прочтите весь текст целиком.
3. Вы делите в нем логически законченные части и в каждой из них - основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.
4. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.
5. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.
«КАК РАБОТАТЬ С ПАРАГРАФОМ УЧЕБНИКА?»
1. Прочитай весь параграф, прилагаемые документы, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях, "пропустив" их через свое сознание.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи, термины.
3. Составь развернутый план - он облегчит подготовку домашнего задания. В отличие от простого развернутый план не только содержит перечисление вопросов, но и раскрывает основные идеи текста, может включать выдержки из него, схемы, таблицы.
4. Постарайся связать материал параграфа с тем, что видел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Найди исторические аналогии и составь ассоциации, постарайся все прочитанное представить образно. (Помни, что образная память - самая прочная)
6. Свяжи материал с изученным ранее.
7. Проверь, знаешь ли ты материал темы, мысленно перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
8. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа.
«КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ»
1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы, разработав предварительно свою систему символов. При её отсутствии для проработки текста книги можно использовать маркировку «Инсерт». По мере чтения текста делаются следующие пометки на полях: «V» – я это знал, «+» - это для меня новое, «» - это противоречит моим знаниям, «?» - не понял, есть вопросы.
А после прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками граф таблицы.
«V» - уже знал | «+» - новое | «» - думал иначе | «?» - не понял, есть вопросы |
| | | |
В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
2. Старайся читать бегло, но внимательно.
3. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными событиями, фактами. Не бойся с автором вступить в заочный спор.
4. Сделай записи о том, что показалось особенно важным.
5. Запиши свои идеи и мысли, родившиеся в ходе чтения книги.
Наиболее краткой формой записи является план. Но более сложной и более совершенной формой записи, чем составление плана, являются тезисы.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕЗИСОВ
1. Тезисы – сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения или подготовляемого выступления. Если произведение небольшое, необходимо изучать его в целом, если большое – изучить по главам и разделам. Затем, когда будут ясны основные идеи, их кратко и последовательно излагают в виде пунктов.
2. Особенностью тезисов является их утвердительный характер.
3. В тезисах сосредотачивается самое главное, выводы и обобщения, в них меньше доказательств, иллюстраций и пояснений. Если записывают только утверждение чего-либо, такой тезис называют простым, а сложным тезисом будет выражение главной мысли, содержащее, кроме утверждения, ещё и краткое её доказательство.
4. Тезисы не должны повторять дословно текста, но в ряде мест могут быть близки к нему, воспроизводя некоторые характерные выражения автора, важные для понимания хода мыслей.
5. Часто тезисы формулируются самим автором как выводы и обобщения в заключение книги или в разделах книги. Нередко тезисы выделяются в тексте другим шрифтом.
6. Рекомендуется делать тезисные записи своими словами, причем можно записывать один абзац за другим, учитывая смысловую связь между ними, но в большинстве случаев следует составлять сводный тезис, сложный по форме. При этом объединяются несколько утверждений, тесно связанных между собой.
Для повторения, освежения в памяти прочитанного, для мобилизации своих знаний, когда необходимо в короткий срок вспомнить изученный материал удобно пользоваться выписками.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО РАБОТЕ С ВЫПИСКАМИ
1. Выписки – это записи текста из книги: теоретических положений, статистических данных, имеющих по мнению читателя важное значение.
2. Каждую выписку необходимо снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы. Это нужно, чтобы впоследствии можно было быстро найти в книге соответствующее место.
3. Целесообразно выписывать из книги только такие места, в которых содержится самое главное, суть вопроса.
4. Выписки должны быть ориентированы на изучение произведения в целом, а не отдельных его местах, поскольку положения, вырванные из общего контекста, понимаются нередко совсем не так, как этого хотел автор.
5. Выписки бывают дословными (цитаты) и «свободные», когда мысли автора излагаются своими мыслями. Следует учесть, что большие отрывки, которые трудно цитировать, целесообразнее в краткой форме переложить своими словами, но яркие и важные места лучше выписать дословно.
6. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если её берут из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки. Ставят их и в конце цитаты, если из предложения опущены последние слова.
7. Выписки рекомендуется хранить в картотеке, конвертах или папках, на которых следует обозначить общую тему.
ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ «СЮЖЕТНОЙ» ТАБЛИЦЫ
Читая учебный текст, студент делает пометки, создавая “скелет” («сюжет») текста. Затем на основе прочитанного текста он заполняет колонки «сюжетной» таблицы.
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
| | | | |
ПАМЯТКА ПО ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СХЕМАТИЧЕСКУЮ
Основой для составления схем являются личности, даты исторических событий, определения понятий, иерархическое расположение чего (или кого) - либо.
В схеме должно быть минимум текста.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Термин «реферат» в переводе с латинского означает «краткое письменное изложение сущности какой - либо проблемы».
Однако в современном понимании реферат — это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения автора на рассматриваемую проблему.
Процесс написания реферата состоит из нескольких этапов.
1. Выбор темы и постановка проблемы.
Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность. Тема реферата не должна быть слишком широкой (например, «Отечественная война 1812 года») или слишком узкой, посвящённой каким - то частным вопросам. Одновременно с темой реферата продумывается его проблематика. Общеизвестно, что главный вопрос любого исторического исследования это вопрос «Почему?» Реферат также должен содержать попытку ответа на этот вопрос в рамках выбранной темы. Например, если тема реферата «Начальный период Отечественной войны 1812 года», то главной проблемой работы должен быть поиск ответа на вопрос о причинах поражений русской армии в начале войны.
2. Сбор материала по выбранной теме.
После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Студентам можно посоветовать познакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в Интернете. Необходимо заострить внимание студентов на том, что по современным требованиям сведения из Интернета относятся к источникам информации, однако не следует пытаться найти в Сети реферат на заданную или близкую к ней тему и просто скопировать его. Такая «работа» ничего, кроме вреда, не принесёт студенту, а любой опытный преподаватель в состоянии отличить интернетовский реферат от написанного самим воспитанником.
3. Составление плана.
Определение содержания реферата позволит уже на начальной стадии работы составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, в котором объясняется причина выбора темы исследования и даётся хотя бы краткий обзор литературы и других источников; двух-пяти пунктов основной части, которые могут иметь подпункты и заключения, где делается обоснованный вывод по поставленной проблематике исследования. Не забудьте чеховскую мысль о том, что краткость - сестра таланта, при составлении формулировки пунктов плана: они должны быть ясными, чёткими, краткими.
4. Работа над текстовой частью реферата.
Прежде чем писать текст, прочитайте выбранную литературу, составьте конспект наиболее значимых мест, полностью запишите в виде цитат мысли авторов, с которыми вы хотите поспорить или, наоборот, взять для основы своего исследования. Обдумайте порядок изложения, продумайте объём реферата. Как правило, объём реферата - 8- 10 страниц текста, не считая титула, примечаний и списка использованной литературы. При компьютерном наборе используется стандартный шрифт «Times New Roman», 12-й кегль, полуторный интервал.
5. Оформление реферата.
Приводим образец титульного листа.
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский автотехнический колледж»
«Начало Отечественной войны»
Выполнил студент(ка) группы ОП-12
Петров Михаил Михайлович
Руководитель: преподаватель истории
Барзенкова Ольга Николаевна
Курск
2014
Название учебного заведения приводится в точном соответствии с круглой гербовой печатью учебного заведения: Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курский автотехнический колледж».
Цитаты, приводимые без изменения, берутся в кавычки и должны иметь ссылку на источник. Номер ссылки ставится в круглых скобках сразу же после цитаты. Например, «Цена отступления русской армии в начальный период войны с французами была немалой - в боях погибли тысячи солдат и офицеров (1). Сноска расшифровывается в конце работы под рубрикой «Примечания». Примечания
1. Иванов Н.С. Первые победы. М., 1999. С. 28.
6. Завершается реферат примечаниями и списком использованной литературы.
Список использованной литературы должен состоять не менее чем из пяти наименований книг, не являющихся учебниками или учебными пособиями. Сначала указываются первичные источники (документы, мемуары и т.п.), а затем вторичные: научные монографии и статьи в журналах и газетах.
Библиографические описания источников следует располагать в алфавитном порядке фамилий авторов под номерами.
Названия городов, где изданы книги, приводятся полностью, за исключением Москвы, Ленинграда и Санкт-Петербурга, которые сокращаются как М., JL, СПб.
Приводим образец примерного списка использованной литературы в обычном школьном реферате.
Список использованной литературы
1. Лубянка в дни битвы за Москву: Материалы органов госбезопасности СССР. М., 2002.
2. Микоян А.И. Так было: Мемуары. Воронеж, 1999.
3. Борисов Ю.С. Эти трудные 20 - 30-е годы//Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди/Под общей редакцией А. Тинкулькина. М., 1989. С. 121 -157.
4. Горелов м., Новин Р. Наш ужас//Независимая газета. 1995. 22 июня.
5. Городецкий Г. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на Советский Союз: Пер. с англ. СПб., 1999.
6. Мусатов B.JI. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы// Новая и новейшая история. 1993. №1. с. 18- 43.
7. Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог. JL, 1956.
2. Алгоритм как предмет усвоения знаний.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ
1. Причина и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил;
планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
повод к войне и ее начало;
основные этапы и главные сражения;
окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЙН
1. Международная обстановка накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие стороны и коалиции.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа.
б) основные сражения и события.
в) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Герои и полководцы.
9. Новинки стратегии, тактики, военной техники, использованные на войне.
10. Условия мирного договора, перемирия.
11. Военные и политические итоги.
12. Составление исторических аналогий с ранее изученным, поиск сходств и различий.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их решения.
3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ О РЕВОЛЮЦИИ
1. Причины революции.
2. Задачи революции (“зеркально” причинам).
3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
7. Итоги революции.
8. Значение: а) международное, б) внутреннее.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕВОЛЮЦИОННЫХВЫСТУПЛЕНИЙ
1. Обстановка в государстве накануне революционного выступления.
2. Время и место выступления.
3. Связь с другими событиями.
4. Причины.
5. Социальный состав участников.
6. Требования, лозунги, цели.
7. Методы борьбы (митинг, стачка, восстание и т.п.).
8. Масштабы выступления.
9. Уровень организованности.
10. Имена участников, руководителей.
11. Развитие событий, основные этапы.
12.Значение выступления, его результаты.
13. Исторические аналогии с ранее изученным материалом, найдите общее и различное.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕСТЬЯНСКИХ ВОССТАНИЙ
1. Обстановка в государстве накануне восстания.
2. Причины восстания.
3. Движущие силы восстания.
4. Лидеры и их исторический портрет.
5. Цели, требования восставших.
6. Районы восстания.
7. Ход восстания, его основные этапы. Сражения.
8. Итоги восстания и его значение.
9. Свое личностное отношение к восстанию.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ НА СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.
2. Определите черты сходства и различия.
3. Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этих этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделайте все необходимые выводы из приведенного сравнения.
5. Свои действия вы можете оформить в текстовую таблицу:
Линии сравнения | Общее | Различное |
| | |
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
1. Уровень развития производительных сил.
2. Производственные отношения.
3. Тип и форма государства.
4. Уровень развития культуры, науки, распространение образования.
5. Положение личности в обществе.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1. Интересы каких классов защищало государство. Каковы были его задачи.
2. Какой была форма правления.
3. Как устроено управление в центре и на местах.
4. Какие перемены в сравнении с более ранним периодом произошли в устройстве государства. Чем они были вызваны.
5. С именами каких исторических деятелей связаны возникновение и подъем данного государства.
6. Каковы были причины и последствия его подъема или упадка.
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВА
1. Форма правления.
2. Какой класс (часть класса, сословие, социальная группа) находится у власти.
3. Политическое устройство государства:
а) глава государства, его полномочия;
б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
в) судебные органы;
г) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной властей.
4. Права граждан (подданных).
а) избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и
т.д.);
б) политические права и свободы;
в) личные права и свободы;
с) возможность использования провозглашенных законом прав.
5. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов реализации, степени влияния на общество, положение в политической системе).
6. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития.
Заключение
Практика показывает, что работа с текстом с использованием алгоритмов способствует формированию культуры умственного труда: развивает последовательность, обоснованность суждений; умений сжато, точно и четко формулировать свои мысли; повышает культуру речи и письма. Другими словами, систематически и целенаправленно формирует, развивает и совершенствует у студентов общеучебные компетенции, определяющие результативность учебной деятельности.
Данные методические материалы будут полезны студентам при работе с текстовой информацией как на учебных занятиях, так и для самостоятельной внеаудиторной работы.
Библиографический список
1. История России. Конец XVII – XIX вв. 10 класс/ автор-составитель Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2005 г.
2. История России XIX – XX вв. 11 класс: Поурочные планы/ автор-составитель Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2003 г.
3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 11 класс: Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.