Формирование познавательной активности у детей с ЗПР
через проектную деятельность
Познание начинается с удивления.
Аристотель
Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования жизненной компетенции.
Познавательная компетентность дошкольника – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе обучения и воспитания, представляющее собой системное проявление более широких, углубленных знаний и представлений, умений оперировать этими знаниями и представлениями (рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать и пр.), желания расширять интересующую познавательную область.
Компетентность проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались, т.е. умением действовать в ситуации неопределённости.
Познавательная компетентность слагается из любознательности, познавательной активности, познавательной мотивации, самостоятельности и креативности.
Познавательная активность основывается на тесной связи с познавательными психическими процессами (вниманием, памятью, восприятием), единстве эмоционального и интеллектуального мышления.
Я работаю учителем – дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.
В познавательной деятельности ребенка с таким диагнозом наблюдается:
слабая память (замедленное запоминание, быстрое забывание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала)
недостаточная полнота и точность восприятия (поверхностное, ограниченное, фрагментарное, часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, не обдумывают информацию, которую воспринимают)
неустойчивость внимания (сниженная концентрация и объем внимания, быстрая утомляемость, «прилипание внимания», повышенная отвлекаемость)
медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость
недоразвитие социальной зрелости (слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому)
снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности
снижение познавательной активности (беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях, практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности)
нарушен контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу, редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Становится понятно, что важно вовлекать ребенка с ЗПР в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является технология проектной деятельности.
Чем же интересен метод проектов?
Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно – ориентированным обучением и его можно использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ.
Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.
В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя - дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, детей, родителей.
Педагоги помогают детям обнаружить проблему (возможна провокация этой проблемы), вызывают интерес к ней и вовлекают детей в совместный проект.
Дети поэтапно осуществляют практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Родители получают возможность принять участие в коррекционно-образовательном процессе. Каждая семья может проявить свои лучшие качества, таланты, дети испытывают чувство гордости за свою семью. Между родителями и педагогами складываются доверительные отношения, что немаловажно, поскольку без участия семьи воспитательно-образовательный процесс будет менее результативным.
Проектная деятельность позволяет решить следующие задачи:
Эффективно изучать познавательные способности воспитанников с ЗПР, проникать в их внутренний мир;
Свободно общаться с детьми, совместно обсуждать какие-либо действия;
Индивидуализировать работу по разным темам, опираясь на психофизические возможности детей;
Сблизить детей и взрослых между собой, что улучшает микроклимат группы.
Основные требования к использованию метода проекта:
в основе любого проекта лежит значимая для детей проблема, для решения которой требуется поиск;
проект – это «игра – всерьез»; результаты её носят познавательную значимость для детей и взрослых;
наряду с ясными, отчетливыми заданиями должна оставаться зона неопределенных заданий, с учетом зоны ближайшего развития детей;
обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Изучив данную технологию, можно сделать вывод, что использование метода проектов в работе с детьми с задержкой интеллектуального развития в полной мере невозможно.
Дети с ЗПР особенные, поэтому цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты нужно адаптировать, исходя из особенностей воспитанников.
Темы проектов должны основываться сначала на воспроизведении ближайшего окружения детей с ЗПР (игрушки, семья, детский сад и т.д.). Лишь после этого постепенно тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни (город, страна, космос и т.д.).
Особые требования необходимы в организации развивающей среды во время работы над проектом: предметно-развивающая среда должна быть максимально насыщена наглядным демонстративным и раздаточным материалом по теме проекта, чтобы ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений, а также стимулировать ребенка на развитие, активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
Исходя из особенностей психического развития ребенка - дошкольника, существуют следующие уровни развития проектной деятельности дошкольников:
Подражательно - исполнительский (от 3,5 - 4 до 5 лет)
Развивающий (конец 5-го года жизни)
Творческий (конец 6 и 7-го года жизни)
Проектная деятельность с детьми ЗПР осуществляется не на всех уровнях, поскольку, по возрастному показателю уровень психического развития детей коррекционной группы на порядок ниже, усвоение полученной информации проходит более длительный период времени.
Дети пяти - шести лет в коррекционной группе не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, а также из-за недостаточного интеллектуального уровня развития и плохой памяти. Значит, активная роль ложится на педагога. Осуществление проекта будет происходить на подражательно-исполнительском уровне.
С детьми шести - семи лет возможно использование II уровня осуществления проектной деятельности частично с корректировкой, потому что дети могут принять проблему и выделить ее, но не самостоятельно, а с помощью взрослого.
Затруднена защита проектов.
Ребенок с ЗПР не всегда способен рассказать о том, что узнал другим. А ведь нужно не просто рассказать, надо защитить, доказать свою точку зрения, выступить публично.