Второй возможности произвести первое впечатление не представится.
(Генри Р. Мильор. Менеджмент: достижение цели)
От знакомства, от первого впечатления друг о друге (учителя и учеников) зависит очень много. Мы надеемся, что, по крайней мере, некоторые из изложенных ниже рекомендаций будут полезны учителю-новичку.
Во время первой встречи с детьми восприятие движется по определенным ступенькам. Можно даже составить простую схему восприятия.
Фактор | Вопрос | Впечатление |
Одежда и наружность | Соответствует ли случаю их одежда? Со вкусом ли одеваются? Производит ли впечатление наружность? | Подходящая к случаю, стильная одежда усиливает впечатление. |
Осанка (поза) | Умеют ли они держаться? Спокойны ли они? Ведут ли себя с достоинством? Производят ли здоровое впечатление? | Твердый, уверенный вид предполагает внутреннюю силу, усиливает впечатление. |
Поведение | Знают ли они, чего именно хотят? Уверены ли они в себе или ведут себя вызывающе? Четко ли излагают свои потребности? Смогут ли постоять за себя? | Умение производить впечатление, уверенность в себе увеличивают вероятность получить требуемое. |
Личное общение | Доступны ли они? Есть ли у меня контакт с ними? Видят ли они во мне человека? | Личный контакт усиливает влияние. |
Вознаграждение | Будет ли какая-либо выгода для меня? Устроят ли они мне неприятности, если с ними неприятности, если с ними плохо обойтись? Признают ли они меня? | Ожидание вознаграждения делает человека более поддающимся влиянию. |
Подумайте о своем внешнем виде. Одежда имеет гораздо большее значение, чем мы привыкли считать. Помните о трех критериях: одежда должна соответствовать случаю, быть практичной и опрятной. Не забывайте «принцип метрдотеля». Не только вы, но и вас оценивают по определенному алгоритму: внешний вид, поза (осанка), поведение, личный контакт, вознаграждение. Главное, чтобы ученики увидели вашу уверенность в себе.
Ценности – это выбор того, что, по нашему мнению, является важным и стоящим. Профессия педагога, во-первых, как некоторые другие, требует четкого выбора, четкого определения ценностей. Во-вторых, эта профессия обязательно включает в себя вынесение суждений о том, что важно, что – нет. Для наших воспитанников, учеников.
Наверное, вообще почти все ценности для учителя можно свести к одной – человек (учитель-ученик) и поставить вопросы широко: нужно ли уважать любого человека (ученика)? Можно ли оставаться равнодушным, если вы видите унижение другого человека? Различаете ли вы унижение, по сути, и по форме (невоспитанность)? Должен ли учитель быть сдержанней, чем ученик? Должен ли учитель заботиться о сохранении своего человеческого достоинства?
Как вырабатывать уверенность в себе
«Спокойная уверенность в сочетании с наружной скромностью – вот та золотая середина, которой необходимо придерживаться» (Лорд Честерфилд. Из письма к сыну. Цит. по кн.: Брей Рикк. Как жить в ладу с собой и миром? – М.: Школа-Пресс, 1992. – с. 66)
Уверенность в себе – по менеджментским определениям – это качество, которое демонстрируют люди, знающие, что они чувствуют и чего они хотят, действия которых, выражающие их взгляды, четки и ясны, которые не позволяют себе прибегать к обходным путям, открыто выражают свою позицию (Вудкок и Френсис).
Вот почему мы говорим, что уверенность в себе – это черта человека с определившимися ценностями, с ясной позицией.
Плохая самопрезентация: молодой человек смутно, слишком эмоционально, а потому неубедительно и внешне противоречиво выражает свои мысли.
Недооценка себя: сравнивая себя с опытными коллегами, молодой учитель приходит к выводу о своей некомпетентности (в предмете, в общении). Кроме того, здесь могут играть роль какие-либо обстоятельства (поступки, отношения), из-за которых человек считает себя «недостойным» хорошего отношения окружающих, а поэтому неуверен сам.
Недостаток практики: человек просто не пытается (или недостаточно пытается) быть уверенным. Он не следит за собой, махнул рукой на себя.
Способ Джеймса
Один из самых «легких» способов стать уверенным в себе рекомендует Уильям Джеймс. Этот американский психолог, один из кумиров Карнеги (последний его часто цитирует), рассуждает:
«Кажется, что действие следует за чувством, но на самом деле действие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем воли, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем.
Итак, превосходный сознательный путь к обретению бодрости, если ваша подлинная бодрость утрачена, заключается в том, чтобы сидеть с бодрым видом, действовать и говорит так, словно вы уже проникнуты бодростью. Если такое поведение не побудет вас испытывать бодрость, то ничто иное в данном случае вам не поможет.
Менеджеры указывают, что начало самоизменения (от неуверенности к уверенности) – в установлении причин, источников неуверенности. Надо понять, выражаясь языком психологов, смысл неуверенности. Почему я стал неуверенным? Из-за сверхопеки родителей? Из-за того, что всегда был меньше и слабее и неуверен в классе перед учениками? Я боюсь, что они будут насмехаться, издеваться? Боюсь, что не оценят меня? Я тревожусь, что дети не осилят материал, который я преподаю? Я думаю, что недостаточно компетентен, чтобы преподнести материал? И т.д.
Анализ общей причины и смысла неуверенности подсказывает каждый раз свой путь ее преодоления. Ученики уважают и слушаются тех учителей, кого привыкают слушаться. «Поэтому, - цитируем, - начинающим учителям очень важно предъявлять поначалу те требования, которые дети не могут не выполнить, чтобы они привыкли повиноваться».
Правило: человек становиться таким, каким видят его другие. Поэтому – уважайте его, верьте в него, внушайте ему сознание его значительности, создавайте репутацию, которую он будет стараться оправдать.
Четыре приема по организации класса на уроке:
Акцентируйте (то есть выделяйте, делайте на них ударение) во фразе важные слова, подчиняйте им менее важные.
Меняйте тон голоса: то повышайте, то понижайте его.
Меняйте темп речи, произнося быстро не очень значительные слова и медленнее – важные.
Делайте паузу до и после важных мыслей.