Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стерлибашевская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка
«Индивидуально-дифференцированный подход
в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья
на уроках физической культуры»
Разработал: Каримов И.Р.
учитель физической культуры
с.Стерлибашево
Содержание
Введение
I. Основная часть
1. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы.
2. Индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках физической культуры в коррекционной школе.
II. Заключение.
III. Использованная литература.
IV. Приложение№1
V. Приложение №2.
Введение
Физическое воспитание занимает особое положение в системе коррекционно- воспитательной работы в школе, поскольку физическое состояние и двигательные возможности детей с нарушением интеллекта во многом определяют его общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.
Коррекция и развитие движений у детей с нарушением интеллекта является не только целью занятий физкультурой, но и необходимым условием успешного физического воспитания в целом.
Наше время предъявляет к школам требования, в соответствии с которыми в системе образования наиболее востребованным становится психолого- педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка с нарушением интеллекта на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любой школы.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально - психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Социальная и образовательная деятельность в настоящее время направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания психолого - социальной помощи детям и подросткам требует поиска новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой группе риска. Проблема индивидуального сопровождения школьников представляет сейчас наибольшую значимость для личностного развития школьников и состоит в следующем: в школах отсутствуют необходимые условия, обеспечивающие равные права на качественное образование, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
I. Основная часть
1. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы.
Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
С точки зрения дидактики, дифференцированный подход в обучении — это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента, а также комплекс методических, психолого — педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемерное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок» витии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей (В.И. Гладких, М.А. Данилов, В.А. Сухомлинский...)
Так, одним из направлений реализации принципа индивидуализации обучения в коррекционной школе является дифференцированный подход к учащимся, суть которого заключается в выделении типологических групп для проведения в них соответствующей коррекционно- компенсаторной работы.
Процесс физического воспитания в коррекционной школе направлен на решение таких задач, как коррекция и компенсация нарушений моторики, содействие оптимальному физическому развитию школьника, повышение его физической подготовленности, развитию двигательных качеств, закаливанию.
Особое место отводится коррекции умственных и физических недостатков посредством индивидуального подхода в обучении. Последовательное развитие двигательных возможностей учащихся позволяет обогатить арсенал физических упражнений и, благодаря этому, решать все более сложные задачи образовательно - воспитательного и коррекционно - развивающего характера.
Изучение моторики учащихся коррекционных школ выявило, что в произвольных движениях проявляется и функционирует взаимосвязь между внутренней (психической), и внешней (физической) деятельностью, то есть возникшие в сознании намерения реализуются во внешних двигательных актах, которые, в свою очередь, способствуют развитию психических функций и накоплению двигательного опыта. Анализ результатов исследований ряда авторов (В.М.Мозговой, Н.А.Козленко) дает основание для вывода о том, что при значительных индивидуальных возрастных различиях в развитии движений у учащихся коррекционной школы наблюдаются специфические инвариантные при различных формах умственной отсталости двигательные нарушения. На занятиях физическими упражнениями это проявляется прежде всего в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения действий, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции. Систематически выполняемые произвольные движения оказывают стимулирующее влияние на деятельность соответствующих отделов нервной системы. При этом за счет условно - рефлекторных связей в работу вовлекаются нервные механизмы. Большое значение имеет применение специальных упражнений и методических приемов, облегчающих учащимся понимание смысла действий, а также обеспечивающих доступность для восприятия и осознание ими признаков эффективности выполняемых двигательных заданий.
Учитель физической культуры вправе уменьшить или увеличить количество учебного времени для прохождения той или иной темы. Учитель должен дифференцированно оценивать знания учащихся, учитывая физические возможности школьников. На каждом занятии учитель должен видеть индивидуальные возможности учеников. Наблюдая за выполнением задания, необходимо оценивать не только то, как ученик выполняет упражнение, но и отмечать его реакцию на оценку результатов. У детей с нарушениями интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Школьники с низкими возможностями обучаемости не всегда могу принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны и могут отказаться от занятий. Учителю стоит учитывать психологические особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя их старания и усилия, затраченные школьниками на выполнение упражнений.
Успешность коррекционно-воспитательной работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям.
Оценка уровня физического состояния детей по методу антропометрических стандартов (А. Г. Дембо и др.), основанному на вариабельности признаков соматического развития, позволяет при дифференциации учащихся на типологические группы использовать показатели развития двигательной сферы, а также данные клинических и психологических исследований.
Результаты исследований физического развития, качественных и количественных характеристик двигательной деятельности школьников можно оценивать по 10-бальной системе методом экспертных оценок, выставляемых на медико-педагогическом консилиуме. Показатели физического развития оцениваются в сравнении со средними параметрами данной возрастной популяции детей с ОВЗ. Группы не могут быть стабильными по составу, а при их комплектовании должны учитываться конкретные возможности каждого ученика.
Характеризуя типологические группы учащихся, необходимо отметить следующее.
Ученики первой группы (10-14% от общего количества учеников в классе) имеют физическое развитие и двигательные способности выше средних показателей учащихся вспомогательных школ и находятся на уровне средних показателей учеников массовых школ. У них ее наблюдаются соматические отклонения, они быстрее Других овладевают умениями и навыками, могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их переносят и быстро после них восстанавливаются (организм достигает исходного состояния).
У учащихся, отнесенных ко второй типологической группе (45-52%), отмечается, как правило, среднее физическое развитие, средний уровень двигательной подготовленности. На уроках физической культуры они медленнее, чем ученики первой группы, овладевают двигательными умениями и навыками. У них отмечаются сопутствующие основному дефекту соматические заболевания, нарушения осанки, стопы. Наблюдения за этой группой показали, что они могут выполнять достаточно высокие нагрузки, но по сравнению со школьниками первой группы несколько хуже их переносят, медленнее восстанавливаются.
Учащиеся третьей группы (28-35%) характеризуются средним или ниже среднего уровнем физического развития и двигательных способностей, у них часто отмечается непропорциональность форм тела. Они медленнее овладевают двигательными умениями и навыками, чем дети, отнесенные ко второй группе. Практически все страдают соматическими заболеваниями.
Ученики четвертой группы (4-10%) чаще всего обладают уровнем физического развития ниже среднего, могут овладеть лишь элементарными умениями и навыками. Наличию основного дефекта сопутствуют различные соматические заболевания, отмечаются энурез, ожирение, эписиндром, головные боли, головокружение.
2. Индивидуально-дифференцированный подход к детям с отклонениями в развитии на уроках физической культуры в коррекционной школе.
Показатели физического развития оцениваются в сравнении со средними параметрами данной возрастной популяции детей обучающихся в коррекционных школах. Группы не могут быть стабильными по составу, а при их комплектовании должны учитываться конкретные возможности каждого ученика. И их характеризуют в типологические группы учащихся (Приложение №1).
Чтобы отнести ученика к той или иной группе учитель должен знать ученика, его особенности и возможности.
У специалистов, занимающихся рассматриванием вопроса паспортизации здоровья населения, нет единодушного мнения о содержании паспорта здоровья, т. е. о том, какие параметры состояния организма должны быть в нем отражены, каким образом он должен использоваться. Ведь ту же медицинскую карту в поликлинике или карту во врачебно-физкультурном диспансере тоже можно считать паспортом здоровья, хотя он и свидетельствует в большей мере о наличии тех или иных заболеваний.
Школьной практике преподавания физической культуры нужен такой документ, который:
- был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям;
- концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения (можно начать и с детского сада, а продолжить после окончания школы);
- был бы тесно связан со сдачей экзамена по физической культуре.
Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка. Показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры, показатели физической подготовленности — только учителем физической культуры; эти показатели регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорта. Показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год.
Паспорт дает возможность в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка и его здоровья. Это представляет интерес и для родителей ребенка.
Кроме того, и ученик может увидеть себя со стороны, в сравнении со сверстниками, а это, возможно, будет стимулировать желание работать над собой, систематически заниматься физической культурой, что поможет сформировать здоровый образ жизни.
Следует подумать о том, чтобы в сферу забот о здоровье ребенка были включены все учителя школы, ибо функциональное развитие ребенка — дело не только учителя физической культуры.
Предполагается, что на основе данных, отраженных в паспорте здоровья, будет строиться содержание физического воспитания детей, профилактические мероприятия в школе (Приложение №2).
Поэтому работа по осуществлению индивидуального подхода с учащимся начинается со сбора данных в «Паспорт здоровья и физического развития» и наблюдением за учащимся на уроках, за выполнением заданий, за качеством выполнения упражнений и т.д. и их фиксация учителем. Это всё позволит учителю определить индивидуально-типологические свойства учащихся, поэтому результаты наблюдений заносятся в специальный дневник.
Дневник индивидуального наблюдения
Ф.И. учащегося (пример)
Дата рождения.
Источник получения данных | Целевая сторона физической деятельности | Исполнительная сторона физической деятельности | Энергетическая сторона физической деятельности |
Учителя, воспитатели, психолог, логопед, родители | Плохо читает, самостоятельно прочитанное не понимает. Нуждается в дополнительной помощи. | Самостоятельно не выполняет упражнения, не соблюдает правила игры. | Послушна. Часто отвлекается. Управляемость проявляется к концу занятия. |
После анализа полученных данных определяется типологическая группа, к которой относится учащийся.
После проведения диагностических обследований на каждый класс заводится типологическая карта, в которой ученик отнесен в определенную группу.
Дифференциация учащихся 5 класса на типологические группы
по предмету «Физическая культура»
(на начало _________ учебного года).
№ | Ф.И. учащегося | Группа |
| | 2 |
| | 3 |
| | 1 |
| | 2 |
| | 4 |
Учитель для каждой группы определяет меры педагогического воздействия: темп работы, объём задания, формы и методы обучения.
Отнесенность ученика к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученик развивается и может переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Заключение
Опираясь на сохраненные свойства учащихся и возможности их развития, дифференцированный подход ставит своей основной целью исправление наиболее нарушенные показатели физического развития, а значит дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы. В результате одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащийся быстрее продвигается в своем развитии.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Но необходимо отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход не заменяет фронтальную работу. Одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей учащихся. Перед учителем всегда стоит задача: на каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы – задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают.
Оценочная успеваемость не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей.
В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат, а за любые продвижения в развитии, за соблюдение правил в игре, по ТБ, за степень самостоятельности при выполнении задания, за умение пользоваться спортивным инвентарем т.д.
Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к физической деятельности.
Использованная литература:
1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с (стр. 339-342).
2. Дульнев Г.М. основы трудового обучения во вспомогательной школе. Просвещение, 1969.
3. Ерёменко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1985.
4. Певзнер М.С. «Дети – олигофрены» - М.: Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 1959.
5. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М. 1965.