Методическая разработка классного часа
Тема: «Поленово - прекрасный уголок
Тульской земли»
2013г.
Цели мероприятия:
Способствовать духовно- нравственному воспитанию студентов, всестороннему развитию будущего специалиста.
Расширить и углубить знания студентов о Тульском крае и его выдающихся личностях.
Стимулировать интерес студентов к познанию прекрасного.
Формировать у студентов доступные умения и навыки художественной деятельности.
Развивать творческую активность студентов.
Ход проведения классного часа:
Ведущий: Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в широких массах и разрешившего их с блеском, равного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем.
Ведущая: Василий Дмитриевич Поленов происходил из дворянской семьи. После окончания гимназии он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета в 1853 году и одновременно в качестве вольно слушателя посещал Академию Художеств. В 1871 году он закончил Академию с большой золотой медалью, получив тем самым право на заграничную поездку. Он отправился в Италию, Францию и Германию. В 1876 году по возвращении в Россию ему присвоили звание академика. В 1878 году он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1882-1895 годах Поленов преподавал в московском училище живописи, ваяния и зодчества из его мастерской вышли многие крупнейшие художники рубежа 19- 20 веков.
В 1892 году Поленов был удостоен звания профессора, а через год избран действительным членом Академии художеств. В 1905 году он вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела мирной демонстрации 9 января.
В своем имении Борок (ныне Поленово) Тульской области Поленов создал художественный музей.
Ведущий: Сегодня мы приглашаем вас на небольшую экскурсию в этот удивительный уголок Тульской области. И начинаем знакомство с дома художника.
В.Д. Поленов как архитектор (рассказывает студентка колледжа)
При выборе участка под усадьбу и при ее создании Василий Дмитриевич неуклонно соблюдал три основных требования, необходимы для успеха дела. Во-первых, нужно загодя составить четкое, продуманное до мельчайших подробностей, мнение о том, в какой именно усадьбе нуждается семья. Во- вторых, следует мысленно представить себе еще до начала строительства, как будет выглядеть дом и его окружение не только в день окончания стройки, но и через десять, двадцать, тридцать лет. И, наконец, в третьих, целеустремленно, качественно, скоро, но отнюдь не суматошно, а следуя мудрому правилу «поспешай не торопясь», осуществлять все ранее задуманное.
Посмотрим, как Поленов выполнял эти три условия.
В 1887 году, когда участок для усадьбы не был не то что приобретен, но еще даже не найден, Василий Дмитриевич уже знал, что ему нужно. В письме жене он писал: «Мечтал я об домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство, и терраса, а над этим будет живописная мастерская и твой маленький кабинет.»
Теперь, проходя по музею, диву даешься - насколько точно Поленов описал дом, построенный лишь пять лет спустя (в 1892 году). Такому острому «внутреннему зрению», такой прозорливости позавидовал бы и опытный архитектор.
Выбор участка для «поместьица», - это итог продолжительных, тщательных и разборчивых поисков, длившихся без мала три года. Проплывая на пароходе по Оке осенью 1887 года, Поленов залюбовался живописным уголком на крутом правом берегу реки у небольшого села Бехово. «Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше - вверх по течению. Вот где бы нам поселиться.» - писал он жене. «Если буду жив-здоров, то проедусь по Оке от Серпухова до Алексина. Может быть и найду что-нибудь.»
Надежды Василия Дмитриевича сбылись. Побывав в последующие два года несколько раз в Бехове, Поленовы купили в начале 1890 года запущенную усадебку захудалой помещицы Саблуковой с принадлежавшими ей восьмьюдесятью десятинами земли. Жребий был брошен, и наступил второй этап поисков - выбор места для постройки дома.
Это требовало продуманного и осторожного подхода. Чтобы предоставить себе время и возможность без спешки подыскать наиболее подходящее место для постройки дома, Поленов поставил в Старом Бехове бревенчатый одноэтажный с мансардой домик, поселился в нем весной 1890 года всей семьей и в течение лета обдумывал, вероятно, все возможные и невозможные варианты размещения дома.
Место, на котором он в конце концов остановился, свидетельствует о том наличии у Василия Дмитриевича острого и верного «внутреннего зрения», о котором мы говорили как об обязательной предпосылке удачного выбора. Не имей Поленов такой прозорливости, вряд ли выбрал бы он для постройки дома голый песчаный бугор, покрытый в ту осень жесткой порыжевшей стерней сжатого ржаного поля. Достаточно взглянуть на хранящуюся в музее фотографию усадьбы в начале 1980-х годов, когда бугор не был еще озеленен, чтобы в этом убедиться.
Но Поленов уверенно шел к намеченной цели. Одновременно с постройкой дома он взялся за преображение голого бугра. Насколько ему это удалось, судить сегодня нетрудно - такого красивого уголка, как утопающая в зелени усадьба Дома-музея, не скоро найдешь в не обиженной красотой природе средней полосы России.
Ведущая
Любимым временем года Василия Дмитриевича Поленова была осень. Он часто говорил, что июнь, июль и август мало интересны для художника- пейзажиста, потому что в природе безраздельно господствует зеленый цвет (по его образному выражению, «все, как из ушата, облито зеленью»). И только с приходом сентября, когда золото осенних берез оттеняет темную зелень елей, подчеркивает пурпур и багрянец осиновой листвы, наступает самое благодатное время для живописца. Василий Дмитриевич обычно цитировал стихи одного из своих любимых поэтов - Федора Ивановича Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Осень в жизни художника - величественная и наполнена высоким эстетическим содержанием.
Осенней теме посвящены лучшие пейзажные полотна Поленова. Таков «Ранний снег», давно ставший хрестоматийным в теории рисунка, - первая большая вещь, написанная им с высоты беховского холма в первый год жизни на Оке. Такова «Осень в Абрамцеве» - образ осеннего увядания в природе, исполненный раздумий о бренности сиюминутного перед ликом вечности. Картина писалась в очень трудное время тяжелых переживаний после безвременной смерти двухлетнего сына-первенца Феди. В семье Поленова она всегда называлась «Федюшкино воспоминание». Такова знаменитая «Золотая осень», в которой автор поднимается до высот этического повествования о прекрасном облике Родины.
Ведущая:
Два музыкальных инструмента - небольшое пианино и принадлежавшая композитору С.И. Танееву фисгармония, а также сделанный по рисунку художника большой дубовый готический шкаф, предназначенный для хранения нот, нотной бумаги и графических работ, свидетельствуют об увлеченности Поленова музыкой. Музыка занимала в его жизни и творчестве заметное место. Он, не имея специального музыкального образования, был талантливым композитором-дилетантом. В кабинете устраивали музыкальные вечера, домашние концерты, музыка звучала здесь очень часто.
Студент читает стихотворение Марины Цветаевой:
Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами.
Все так же сонными лугами Лениво движется Ока.
Колокола звонят в тени,
Спеша удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.
О дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты И замком царственный сарай.
Куда ушли, в какую даль вы? Что между нами пролегло? Все также сонно тяжело Качаются на клумбах мальвы.
Ведущий:
И никогда, даже в самые тяжелые времена кажущейся безнадежности, не переводились цветы в доме. И в самые жестокие морозы цветут до сих пор зимние кливии, кактусы и темно-красные амарилисы. Этот цветок, расцветающий как правило в декабре, перед новым годом, Василий Дмитриевич шутливо называл «декабристом». Ежегодное цветение «декабриста», совпадающее с днями зимнего солнцеворота, воспринималось как призыв к свету, приветствие нарастающего дня. Приветствие приближающейся весне и грядущему лету с его заботами.
Студентка:
В доме над Окой есть одна скромная, но примечательная традиция. В любое время года во всех его комнатах есть цветы. В а начале осени, пока не пришла пора зацвести кактусам, кливиям, пышные букеты кленовых листьев, ветки туи и рябиновые гроздья, а то и просто голые ветки берез поселяются в доме. На подоконниках, между летними и зимними рамами ложится слой зеленого мха (до весны), а по нему пунцовые ягоды барбариса или боярышника.
С появлением новых проталин, с наступлением весны, с голубым простором окского половодья приходят в музей прекрасные веточки вербы. Внимательно и как будто немного изумленно во все глаза глядят на картины желтые цветы мать-и-мачехи, а в мае появляется один из самых удивительных и долгожданных гостей дома - лесной ландыш.
Летом все разнотравье окской поймы поселяется в старом доме, и нет предела разнообразию букетов. Цветы в музейных залах - улыбка сегодняшнему дню, память о прошлом и приветствие будущему. Особенно трогают эти букеты тех, кто помнит зиму 1941-1942 годов. Через Поленово прошла линия фронта. После освобождения Тарусы от немцев в доме музея не было ни одного стекла. На паркетных полах библиотеки лежали глубокие сугробы снега. Цветов в доме не было.
Тем радостней становится, когда приходят в него весенние фиалки, нежная ветреница, незабудки и наполняет комнаты своим пряным запахом взбитая пена черемухи и летней таволги.
В жаркие дни середины лета в доме живут полевые ромашки и милые васильки.
%
Жизнь музея - жизнь цветов, жизнь всех окружающих его растений.
Студент- рассказ о татарнике:
С особым почетом всегда встречают в музее алые цветы колючего татарника-чертополоха. В. Д. Поленов называл его «Хаджи-Муратом». Вспомним начало этой повести Л.Н. Толстого:
«Я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок.. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, - он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна... «Экая энергия! - подумал я - Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».
Автора поразили жизнеутверждающая стойкость растения и его мужественная борьба за право цвести на краю полевой дороги. Стойко живет и традиция цветов в музейных залах. Живет уже более ста лет. Она - от красоты родной земли. И жизнь ее - дело умелых и добрых рук красивых людей.
Ведущий:
Оригами - старинное японское искусство складывать фигурки из бумаги путем перегибания, разрезания, комбинирования и конструирования разного рода изображений декоративного характера.
Вещи переживают людей. Нередко судьба их становится завидна: многим суждено сделаться памятниками культуры прошлого. Судьба эта может пролить свет на интереснейшие события, давно забытые стечения обстоятельств.
%
Более ста лет назад бережно хранятся в известной «семейной витрине» поленовского музея птички, сделанные из бумаги Львом Николаевичем Толстым для детей художника. Ехавшая в Москву 18 ноября 1896 года семья Поленова села на станции Тарусской в вагон пассажирского поезда. Случайно в этом же вагоне оказался Л.Н. Толстой, ехавший в Москву с дочерью. Сын художника, будущий первый директор музея его имени Дмитрий Васильевич Поленов, тогда десятилетний мальчик, в тот же день описал дальнейшее: «... Это был Лев Николаевич Толстой и Мария Львовна. Он сказал: «Какая веселая компания!» Тогда мама сказала: «Граф, отец этих детей вам знаком». Он спросил: «Кто же?» Мама сказала: «Поленов». Он сказал: «Очень рад. Я вам покажу свой талант». Он взял бумаги и стал делать что-то. Он сделал птицу, которую дергают за хвост и она машет крыльями».
Птички, сделанные Толстым, хранятся под стеклом музейной витрины. Встречаться с Толстым Поленову приходилось и впоследствии, но память о первой встрече оставила след - музейный экспонат. Можно смело сказать, что «толстовские птички» знакомы соням тысяч людей. Более ста лет - срок немалый.
Студентам дарятся сувениры .
Ведущая:
О традициях музея рассказывает студент колледжа:
Одна из наиболее ярких традиций поленовского музея - театральная. По мысли строителя Аббатства, оно должно было стать помимо художественной и декоративной мастерской складом театрального реквизита и театральнопрокатным пунктом. Впоследствии этот замысел осуществился. Старшая дочь художника Екатерина Васильевна вспоминала: «Отец всегда горячо любил театр. Известна его культурно-просветительная работа в Москве, памятником которой был «Театральный дом имени Поленова» на Медынке. И здесь, в деревне, у него были собраны костюмы и декорации. При постройке страховской школы зрительный зал входил в план. Между классами сделали раздвижную перегородку, столяру Большого театра заказали разборную сцену. Отец как будто предвидел, как все это будет нужно в первые годы революции, когда за отсутствием материала и дороговизной рабочих рук ничего нельзя будет строить.
В то время как мы, замороженные и заметенные снегами караулили свой дом и музей, освобожденная деревня в 1918 году пополнилась вернувшейся молодежью. Конец ненавистной войне, свобода, сознание своего права на жизнь, самую яркую, заманчивую, полную веселья, пьянило молодежь. Она переживала эти первые годы в радостном подъеме. Хотелось показать себя во весь рост в политике, в общественности, и хотя бы на подмотках сцены. Вся Россия ставила и играла. Волна театра ворвалась к нам, захватила и соединила нас с деревней».
Первым спектаклем, поставленным в Страхове поленовской молодежью еще в 1812 году, была пьеса «Аленький цветочек», запомнившаяся жителям окрестных деревень. И ежегодно в новогодние праздники детишки собираются у елки в доме-музее и с волнением следят за сказочными персонажами в спектаклях.
Студенты:
Поленов создает диораму, которая и по сей день восхищает посетителей музея, независимо от их возраста, хотя предназначалась она для детской аудитории. Снова воспоминания старшей дочери художника: «Отец уединился в мастерской и начал работу над переносным театром-диорамой. Диорама - по- гречески «прозрачная картина» - была придумана в сороковых годах прошлого столетия Дагером, изобретателем фотографии. У отца было несколько картин, привезенных из-за границы. Виды Италии и Парижа с фейерверками и ночными эффектами. Они вдохновляли его сделать картины из путешествий. К каждой картине у него выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике «Селестине». Эти маленькие картины он задумал увеличить и пополнить. Работа была огромная. Шел голодный 1920 год...
Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в не передаваемых живописью эффектах с транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира... С тоски можно умереть... И вдруг кругосветное путешествие!»
Он работал, и одна за одной появлялись новые картины. Время шло, голод и работа истощили его силы. Когда было все готово, и он собрался ехать в Страхово показывать свою новую большую диораму с усовершенствованным ящиком, оказалось, что ноги его опухли, и валенки не надеваются. Он сердился, не хотел слышать об отсрочке, велел разрезать валенки и поехал.
Наше Страхово устроило ему трогательную встречу. Школьники и кружковцы добыли белой муки, испекли маленькую булочку. Один из мальчиков на тарелке поднес её и, нагнувшись к самому уху, громко с чувством сказал: «На тебе, Василий Дмитриевич, кушай на здоровье!». Отец хотел ответить, закашлялся и передал булочку заплакавшей матери. Все были растроганы. Картины вызвали восторг. Ребята почти на руках вынесли отца и усадили в сани.
Большая диорама осталась при музее. Со всех сторон потекли экскурсии. Отец сидел на крылечке, любовался радостными лицами выходивших из диорамной комнаты. Иногда сам заходил посмотреть и говорил: «Превосходно! Не ожидал, что так хорошо сделаю!»
Ведущий:
Умер Василий Дмитриевич Поленов в возрасте восьмидесяти трех лет. Была в разгаре страдная пора деревенского сенокоса. Но сельская округа, оставив все работы, дружно пришла проводить старого художника в последний путь. Страховская молодежь, кружковцы и участники театрального дела несли на своих плечах гроб до самой могилы. За несколько лет до смерти Василий Дмитриевич сам выбрал это место на беховском кладбище. Попросил не ставить на могиле никаких памятников, справедливо считая, что лучшим памятником человеку должен быть его творческий труд. Его просьбы были выполнены. Могила Поленова скромна и вполне соответствует памяти о нем, всегда и во всем являвшему собой образец скромности. На могиле был поставлен тоже по просьбе Василия Дмитриевича выполненный по его рисунку двускатный дубовый олонецкий крест.
Ведущая:
Труд Поленова как художника и общественного деятеля был высоко оценен Советским правительством. Он был удостоен высшего в то время звания - народного художника республики. Произведения Василия Дмитриевича Поленова находятся сейчас в крупнейших картинных галереях и художественных музеях России и других стран. Созданный им музей (ныне государственный музей-заповедник В.Д. Поленова) - живая частица его светлой и щедрой души, оставленная им грядущим поколениям.