МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОГОЙТУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Методическая разработка
«описание Опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности»
Составила:
Мутуева Ц.Ц.
пгт.Могойтуй, 2016 г.
Пояснительная записка: В образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по предметам и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (естественнонаучной, изобразительной, физико-математической и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия - экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.
Направление: общеинтеллектуальное.
Цель программы: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных способностей.
Задачи программы:
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования. 1.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2.Определение типа вида и тематики занятия - экспериментирования.
3.Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4.Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования. 1.Постановка исследовательской задачи.
2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4.Уточнение плана исследования.
5.Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6.Распределение детей на подгруппы.
7.Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ. Организация мини-лабораторий в школе.
В мини-лабораториях может быть выделено:
1.Место для постоянной выставки.
2.Место для приборов.
3.Место для выращивания растений, насекомых, наблюдения за животными.
4.Место для хранения природного и бросового материалов.
5.Место для проведения опытов.
6.Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.) и т.д.
ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЯ МИНИ-ЛАБОРАТОРИИ. 1.Микроскопы, лупы, зеркала, весы, термометры, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, дерево, пластмасса, металл, мел и т.д.
2.Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3.Материалы:
-природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.)
-бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4.Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ (примерный) может быть стандартный, по мере работы может меняться
.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. Младший дошкольный возраст.
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
-Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
-Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
-Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
-Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2.О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
. Практическая часть. Методика проведения исследования
В течение работы исследовательского эколого-биологического клуба была разработана поэтапная методика проведения исследования. Рассмотрим подробно данную методику на примере выполнения исследовательской работы «Оценка чистоты атмосферного воздуха».
Этап 1. Подготовительный
Этап предусматривает изучение литературы, сбор предварительных данных об объекте изучения, подбор методик и необходимого оборудования, заведение дневника наблюдений.
Нами была изучена литература по проблеме охраны чистоты атмосферного воздуха от автотранспортного загрязнения, была разработана карта пгт.Воргашор, где выбрали и отметили следующие объекты изучения: ул. Энтузиастов, 6 – участок улицы с наибольшей интенсивностью транспортного потока; ул. Энтузиастов, 13 – участок средней интенсивности движения транспорта;ул. Катаева, 28 – участок улицы с интенсивным движением автомашин; ул. Ленинского комсомола,11 – участок с средней интенсивностью движения автомашин; ул. Фасадная, – улица с незначительным движением автомашин. Основным методом стал метод наблюдения и регистрации данных в таблицах заранее подготовленных.
Этап 2. Экспериментальный
В процессе полевых исследований, экспедиций, экологических практик, лагерей и других видов эколого-биологической деятельности обучающиеся проводят системные наблюдения, сбор информации, закладывают опытные ключевые участки, делают их описание.
Объекты исследовали, описали и сфотографировали. На всех выбранных объектах было установлено наблюдение за автотранспортом в следующие часы: с 7:00 до 7:15; с 15:00 до 15:15; с 21:00 до 21:15. Каждое транспортное средство записывалось.
Этап 3. Камеральный
Осуществляется обработка образцов экспедиционных материалов, определяется видовой состав, создаются коллекции и гербарии, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм, графиков.
Оформили результаты в таблицы. Подсчитали количество машин в каждый из часов, для этого умножили данные каждого часа на четыре и получили количество автотранспорта в час. Построили диаграмму, где сравнили интенсивность движения на разных объектах.
Этап 4. Аналитический
Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения.
В процессе данной работы установили следующее:
1. Содержание в атмосферном воздухе тех или иных элементов отражает существенное загрязнение окружающей среды.
2. Опираясь на данные полученные в ходе работы можно сделать вывод о том, что уровень загрязнения атмосферного воздуха пгт.Могойтуй не близок к критическому, потому что на каждом объекте наблюдалось в среднем 50 машин/час, санитарные нормы не более 200 машин/час.
Дорожное покрытие п.Могойтуй находится в плохом состоянии в связи с этим происходит неравномерное движение на некоторых участках дороги и увеличивается количество вредных веществ выбрасываемых автотранспортом.
3. Дороги с интенсивным движением автотранспорта лежат вблизи школ и детских садов, что влияет на здоровье детей.
Этап 5. Отчетный
Составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:
• актуальность темы;
• цель и задачи исследования;
• литературный обзор;
• экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, использование и комментарий чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий);
• выводы и предложения по работе;
• список литературы.
Результаты исследования вносятся в экопаспорт. На основе полученных материалов готовятся доклады на конференции, оформляются творческие работы на конкурсы.
Даная работа была отправлена на различные научно эколого-биологические конференции обучающихся учреждений образования детей, направление - загрязнение и охрана окружающей среды.
Этап 6. Информационный
Этот этап деятельности предусматривает ознакомление коллектива, населения микрорайона, органов власти, ведомств и служб, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.
Ознакомили обучающихся творческого объединения с целью работы и с полученными данными, обсудили выводы и рекомендации.
Этап 7. Практический
Данный этап предусматривает личное участие обучающихся в практической работе по охране природы. Важными видами природоохранной работы, к которой побуждает исследовательская деятельность, являются:
- участие в реализации высказанных в работе предложений и рекомендаций;
- участие с докладами на научно-практических конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках;
- пропаганда экологических знаний (подготовка лекций, бесед, устных журналов, проведение экскурсий, разработка листовок, плакатов, издание стенных и печатных газет, оформление выставок, проведение тематических вечеров, праздников, посвященных Дню окружающей среды, Дню здоровья);
- участие в практических делах по озеленению улиц, парков, восстановлению и охране родников, зон отдыха и т. д.;
- сохранение и использование эстетических ценностей природы;
- пропаганда здорового образа жизни, предупреждение дурных поступков по отношению к природе;
- овладение знаниями основных законов по охране природы [3].
Данную работу было решено продолжить и оценить не только суточную активность, но и недельную, и сезонную. Также были созданы бюллетени в защиту окружающей среды для владельцев автотранспортом. Было предложено провести операцию "Чистый воздух", по контролю за выбросами выхлопных газов от автотранспорта на дорогах пгт.Могойтуй, и провести её совместно с инспекторами Госавтоинспекции (ГАИ) и комитетом по охране природы в период с мая по октябрь.
Заключение
Практическая деятельность обучающихся в природе многообразна и разнопланова. Широко известны кампании, акции, различные месячники, декады, деятельность экологических патрулей, трудовых экологических лагерей, школьные лесничества, объединения подростковых клубов, экологические дружины и другие формы природоохранной работы.
Участие в природоохранной деятельности, знание основных законов по охране природы как на федеральном, так и на региональном уровне позволяют обучающимся более грамотно делать выводы, предложения и рекомендации по итогам исследовательской работы, понимать причины, порождающие проблемы охраны природы, и основные направления экологической политики как в регионе, так и на государственном уровне. Использование активных форм эколого-биологического образования и, в первую очередь, исследовательской деятельности, связанной с непосредственным общением с природой, способствует получению обучающимися прочных знаний по биологии и экологии и превращению этих знаний в систему мировоззрений.
Используемые источники
Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: ЮНИСАМ, 1996.
Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Сб. научных трудов. Экологическое образование: концепции и технологии. – Волгоград: Перемена, 1996. С. 72-84.
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т. Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.
Трошина Т.А. Интерактивные методы в экологическом образовании.// Дополнительное образование и воспитание. №3, 2007. С.47-48.
Калачева Н.В. Саморазвивающая исследовательская деятельность как форма дополнительного научного образования учащихся.// Теория и практика дополнительного образования. №4, 2010. С.48-49.
Плаксин М.А. «ТРИЗ» как средство обеспечения взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования.// Теория и практика дополнительного образования. №2, 2010. С.51-53.
Григорьева Г.Г. Содержание и методы развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в единстве основного и дополнительного образования. №1, 2010. С.31-35.
Кузнецова А.Г., Чайка А.Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся. // Дополнительное образование и воспитание. №7, 2009. С.9-15.
Газета «Биология». [Электронный ресурс]. – http://bio.1september.ru.
Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая инициатива». –http://www.eco.nw.ru.
3