СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка педагогического проекта "Дети и творчество А.С. Пушкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе творчества Александра Сергеевича Пушкина, нашего великого поэта, классика мировой литературы можно привить любовь к чтению 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка педагогического проекта "Дети и творчество А.С. Пушкина"»

Разработка педагогического проекта

«ДЕТИ и ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА»


1. Описание проблемы



Всем известно, как велика роль книги в развитии речи детей. Книга помогает решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Педагоги уделяют много внимания проблеме ознакомления детей с художественной литературой. Но нельзя не отметить, что поэтических текстов читается гораздо меньше, чем произведений других жанров. А ведь с помощью поэзии можно развить у детей чувство рифмы, ритма, фонетический слух, исполнительские способности, способность к эмоциональной отзывчивости на произведение, чувство прекрасного в языке, укрепить память.

И если уж знакомить детей с поэзией, то, на основе творчества Александра Сергеевича Пушкина, нашего великого поэта, классика мировой литературы. Его произведения, хоть и созданные для взрослых, как нельзя лучше подходят для детского чтения, а лирические стихи проникнуты любовью к русской природе.

Однако часто приобщение детей к творчеству А.С. Пушкина проходит бессистемно, и сами педагоги недостаточно знакомы с фактами его биографии.

Родители в основном мало знакомы с тем, что и как надо читать детям и практически забыли стихи А.С. Пушкина, которые сами учили в школе.

Поэзия А.С. Пушкина может помочь сблизить детей и взрослых, повысить их культурный уровень, приобщит к лучшим образцам классической культуры.

Целевая группа: данный проект рассчитан на учеников начальных классов, так как именно в этом возрасте ребёнок из слушателя превращается в читателя.



2. Цель и задачи проекта



Цель: привить любовь детей к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

  2. Развивать эстетическое сознание ребёнка, приобщая его к восприятию серьёзной высокой поэзии.

  1. Развивать отзывчивость к художественным произведениям, способность выразить своё отношение к произведению.

  2. Воспитывать творческого слушателя и читателя.

  3. Развивать литературно-творческие способности детей.

  4. Формировать первоначальные представления о художественной образности и о системе выразительных средств литературы (сравнения, метафоры, определения, эпитеты, рифмы, ритм и т.д.).

  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы через восприятие стихов А.С. Пушкина.

  6. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.


  1. Способствовать активизации самообразования педагогов, развитию творческого потенциала педагогического коллектива.


3. Деятельность в рамках проекта


Реализация проекта начнется с апреля, закончиться в июне месяце празднованием дня рождения А.С.Пушкина и будет проходить в 2 этапа.

Первый этап – подготовительный 1 неделя

Будет проведено анкетирование родителей с целью выявить роль книги в семейном воспитании, и педагогов – для выяснения их знаний о поэте и методике ознакомления детей с его произведениями.

Будет создана библиотека по произведениям А.С. Пушкина в методическом кабинете, подобраны иллюстрации к этим произведениям.

В группах будут оформлены родительские уголки по теме проекта, проведены родительские собрания с участием детей, для обсуждения цели и задач проекта.

Второй этап – основной 6 недель

По всем направлениям проекта будут реализовываться основные виды деятельности.

  1. Рабочий план реализации проекта


Этапы

п/п

Мероприятия

Срок исполнения

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ


Анкетирование родителей «Семейное чтение»

1 неделя

апрель

Анкетирование педагогов «Роль книги в воспитании детей»

1 неделя

Проведение родительских собраний с участием детей

1 неделя

Оформление родительских уголков в группах (консультации, рекомендации по теме проекта)

1 неделя

Создание библиотеки по произведениям А.С. Пушкина

1 неделя

Подбор иллюстраций по произведениям А.С Пушкина

1 неделя

Подбор методической литературы по проблеме детского чтения

1 неделя

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ


Чтение произведений А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»), «Унылая пора! Очей очарованье

2 неделя

апррля

Педагогические чтения «Великий поэт»

2 неделя



Беседа «Детство А.С.Пушкина»

2 неделя

Открытое занятие на тему «По страницам биографии А.С. Пушкина»


2 неделя

Консультация для педагогов на тему «Книжный уголок»

2 неделя

Оформление книжных уголков, тематических выставок, посвящённых творчеству А.С. Пушкина

2 неделя

Рассматривание иллюстраций по произведениям А.С. Пушкина (А.Елисеев, М.Майофис, В.Конашевич, И.Казакова, Б.Дехтерев, В.Бритвин, В.Милашевский)

2 неделя

Разработка примерного перечня произведений детской художественной литературы

3 неделя

аперля.

Беседа с детьми на тему «Стихи А.С. Пушкина и картины русских художников»

3 неделя

Занятие по лирическим стихам А.С. Пушкина на тему «Пушкин и природа»

3 неделя

Консультация для педагогов на тему «Как знакомить детей с книжной графикой»

3 неделя

Чтение сказки «О рыбаке и рыбке». Пластические этюды «Море вздуется бурливо…»

3 неделя

Занятие по ИЗО на тему «Иллюстрации к сказке «О рыбаке и рыбке»

3 неделя

Экскурсия в детскую библиотеку

3 неделя

Чтение сказок:

- «Сказка о золотом петушке»;

- «Сказка о попе и работнике его Балде»

4 неделя

апреля.

Музыкальная гостиная «Пушкин и музыка»

4 неделя

Лепка на тему «Золотой петушок»

4 неделя

Беседа на тему «Что мы знаем о поэте А.С. Пушкине»

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» с использованием книг А.С. Пушкина

4 неделя



Консультация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению»

4 неделя

Чтение сказок:

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне - Лебеди»

5 неделя,

май.

Литературный КВН для педагогов «Салат по сказкам А.С. Пушкина»

5 неделя

Музыкально-литературный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…»

5 неделя

Консультация на тему «Использование разных видов театра для ознакомления детей с творчеством А.С. Пушкина»

5 неделя

Занятие по ИЗО «…А сама-то величава…»

5 неделя

Привлечение родителей детей в изготовлении атрибутов к театрализованному представлению сказки «О рыбаке и рыбке»

5 неделя

Занятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Откуда пришла книга»

5 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

5 неделя

Слушание сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне - Лебеди» в аудиозаписи с музыкой Н. Римского-Корсакова.

6 неделя,

май

Занятие по ИЗО «Ветер по морю гуляет …»

6 неделя

Чтение сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях».

6 неделя

Посещение музейного занятия «Из истории книги»

6 неделя

Консультация на тему «Приёмы словесной помощи детям в слушании художественного текста»

6 неделя

Создание макета по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» - «Мимо острова Буяна» (совместно с родителями)

6 неделя

Музыкальное развлечение на тему: «Музыка П.И. Чайковского, М.И.Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и стихи А.С. Пушкина»

6 неделя

Инсценирование отрывков сказки «О рыбаке и рыбке»

6 неделя

Выставка детских рисунков и поделок, выполненных по мотивам произведений А.С. Пушкина (совместно с детской библиотекой)

6 неделя

Создание книг-самоделок из созданных детьми иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина

7 неделя

май

Консультация на тему «Беседы о прочитанных книгах»

7 неделя

Чтение произведений А.С. Пушкина

7 неделя

Конкурс стихов А.С. Пушкина среди педагогов

7 неделя

Викторина для детей по произведениям А.С. Пушкина

7 неделя

Театрализованное представление с участием детей «Сказка о царе Салтане…»

7 неделя

Родительское собрание на тему «Наш Пушкин» (с участием детей): презентация книг, созданных детьми

8 неделя

июнь


Совет педагогов «Подведение итогов реализации проекта «Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина», анализ полученных результатов.

8 неделя

Разработка плана работы литературного кружка по знакомству детей с произведениями А.С. Пушкина.

8 неделя


Музыкально-литературная композиция «Наш А.С.Пушкин».

8 неделя


5. Ожидаемые результаты реализации проекта


В итоге реализации проекта будут получены следующие результаты:

1) у детей:

  • повысится интерес к художественной литературе;

  • будет сформировано бережное отношение к книге;

  • обогатится словарь детей, повысится культура речи;

  • познакомятся с культурными ценностями.

2) у родителей:

  • появятся необходимые знания по проблеме домашнего чтения;

  • родители научатся осуществлять совместную деятельность с детьми;

  • повысится общекультурная подготовка.

3) у педагогов:

  • пополнятся знания о великом поэте;

  • активизируется взаимодействие с родителями, как партнёрами в процессе воспитания и обучения детей;

  • будет развиваться творческий потенциал;

  • повысится культура речи;

  • будет разработана система работы с книгой;

  • в группах и методическом кабинете будут созданы необходимые условия по ознакомлению детей с А.С. Пушкиным.