Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка педагогического проекта "Дети и творчество А.С. Пушкина"»
Разработка педагогического проекта
«ДЕТИ и ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА»
1. Описание проблемы
Всем известно, как велика роль книги в развитии речи детей. Книга помогает решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Педагоги уделяют много внимания проблеме ознакомления детей с художественной литературой. Но нельзя не отметить, что поэтических текстов читается гораздо меньше, чем произведений других жанров. А ведь с помощью поэзии можно развить у детей чувство рифмы, ритма, фонетический слух, исполнительские способности, способность к эмоциональной отзывчивости на произведение, чувство прекрасного в языке, укрепить память.
И если уж знакомить детей с поэзией, то, на основе творчества Александра Сергеевича Пушкина, нашего великого поэта, классика мировой литературы. Его произведения, хоть и созданные для взрослых, как нельзя лучше подходят для детского чтения, а лирические стихи проникнуты любовью к русской природе.
Однако часто приобщение детей к творчеству А.С. Пушкина проходит бессистемно, и сами педагоги недостаточно знакомы с фактами его биографии.
Родители в основном мало знакомы с тем, что и как надо читать детям и практически забыли стихи А.С. Пушкина, которые сами учили в школе.
Поэзия А.С. Пушкина может помочь сблизить детей и взрослых, повысить их культурный уровень, приобщит к лучшим образцам классической культуры.
Целевая группа: данный проект рассчитан на учеников начальных классов, так как именно в этом возрасте ребёнок из слушателя превращается в читателя.
2. Цель и задачи проекта
Цель: привить любовь детей к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.
Развивать эстетическое сознание ребёнка, приобщая его к восприятию серьёзной высокой поэзии.
Развивать отзывчивость к художественным произведениям, способность выразить своё отношение к произведению.
Воспитывать творческого слушателя и читателя.
Развивать литературно-творческие способности детей.
Формировать первоначальные представления о художественной образности и о системе выразительных средств литературы (сравнения, метафоры, определения, эпитеты, рифмы, ритм и т.д.).
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы через восприятие стихов А.С. Пушкина.
Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Способствовать активизации самообразования педагогов, развитию творческого потенциала педагогического коллектива.
3. Деятельность в рамках проекта
Реализация проекта начнется с апреля, закончиться в июне месяце празднованием дня рождения А.С.Пушкина и будет проходить в 2 этапа.
Первый этап – подготовительный 1 неделя
Будет проведено анкетирование родителей с целью выявить роль книги в семейном воспитании, и педагогов – для выяснения их знаний о поэте и методике ознакомления детей с его произведениями.
Будет создана библиотека по произведениям А.С. Пушкина в методическом кабинете, подобраны иллюстрации к этим произведениям.
В группах будут оформлены родительские уголки по теме проекта, проведены родительские собрания с участием детей, для обсуждения цели и задач проекта.
Второй этап – основной 6 недель
По всем направлениям проекта будут реализовываться основные виды деятельности.
Рабочий план реализации проекта
Этапы | № п/п | Мероприятия | Срок исполнения |
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | -
| Анкетирование родителей «Семейное чтение» | 1 неделя апрель |
-
| Анкетирование педагогов «Роль книги в воспитании детей» | 1 неделя |
-
| Проведение родительских собраний с участием детей | 1 неделя |
-
| Оформление родительских уголков в группах (консультации, рекомендации по теме проекта) | 1 неделя |
-
| Создание библиотеки по произведениям А.С. Пушкина | 1 неделя |
-
| Подбор иллюстраций по произведениям А.С Пушкина | 1 неделя |
-
| Подбор методической литературы по проблеме детского чтения | 1 неделя |
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ | -
| Чтение произведений А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»), «Унылая пора! Очей очарованье | 2 неделя апррля |
-
| Педагогические чтения «Великий поэт» | 2 неделя |
| -
| Беседа «Детство А.С.Пушкина» | 2 неделя |
-
| Открытое занятие на тему «По страницам биографии А.С. Пушкина» | 2 неделя |
-
| Консультация для педагогов на тему «Книжный уголок» | 2 неделя |
-
| Оформление книжных уголков, тематических выставок, посвящённых творчеству А.С. Пушкина | 2 неделя |
-
| Рассматривание иллюстраций по произведениям А.С. Пушкина (А.Елисеев, М.Майофис, В.Конашевич, И.Казакова, Б.Дехтерев, В.Бритвин, В.Милашевский) | 2 неделя |
-
| Разработка примерного перечня произведений детской художественной литературы | 3 неделя аперля. |
-
| Беседа с детьми на тему «Стихи А.С. Пушкина и картины русских художников» | 3 неделя |
-
| Занятие по лирическим стихам А.С. Пушкина на тему «Пушкин и природа» | 3 неделя |
-
| Консультация для педагогов на тему «Как знакомить детей с книжной графикой» | 3 неделя |
-
| Чтение сказки «О рыбаке и рыбке». Пластические этюды «Море вздуется бурливо…» | 3 неделя |
-
| Занятие по ИЗО на тему «Иллюстрации к сказке «О рыбаке и рыбке» | 3 неделя |
-
| Экскурсия в детскую библиотеку | 3 неделя |
-
| Чтение сказок: - «Сказка о золотом петушке»; - «Сказка о попе и работнике его Балде» | 4 неделя апреля. |
-
| Музыкальная гостиная «Пушкин и музыка» | 4 неделя |
-
| Лепка на тему «Золотой петушок» | 4 неделя |
-
| Беседа на тему «Что мы знаем о поэте А.С. Пушкине» | 4 неделя |
-
| Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» с использованием книг А.С. Пушкина | 4 неделя |
| -
| Консультация на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению» | 4 неделя |
-
| Чтение сказок: - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне - Лебеди» | 5 неделя, май. |
-
| Литературный КВН для педагогов «Салат по сказкам А.С. Пушкина» | 5 неделя |
-
| Музыкально-литературный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…» | 5 неделя |
-
| Консультация на тему «Использование разных видов театра для ознакомления детей с творчеством А.С. Пушкина» | 5 неделя |
-
| Занятие по ИЗО «…А сама-то величава…» | 5 неделя |
-
| Привлечение родителей детей в изготовлении атрибутов к театрализованному представлению сказки «О рыбаке и рыбке» | 5 неделя |
-
| Занятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Откуда пришла книга» | 5 неделя |
-
| Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | 5 неделя |
-
| Слушание сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне - Лебеди» в аудиозаписи с музыкой Н. Римского-Корсакова. | 6 неделя, май |
-
| Занятие по ИЗО «Ветер по морю гуляет …» | 6 неделя |
-
| Чтение сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях». | 6 неделя |
-
| Посещение музейного занятия «Из истории книги» | 6 неделя |
-
| Консультация на тему «Приёмы словесной помощи детям в слушании художественного текста» | 6 неделя |
-
| Создание макета по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» - «Мимо острова Буяна» (совместно с родителями) | 6 неделя |
-
| Музыкальное развлечение на тему: «Музыка П.И. Чайковского, М.И.Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и стихи А.С. Пушкина» | 6 неделя |
-
| Инсценирование отрывков сказки «О рыбаке и рыбке» | 6 неделя |
-
| Выставка детских рисунков и поделок, выполненных по мотивам произведений А.С. Пушкина (совместно с детской библиотекой) | 6 неделя |
-
| Создание книг-самоделок из созданных детьми иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина | 7 неделя май |
-
| Консультация на тему «Беседы о прочитанных книгах» | 7 неделя |
-
| Чтение произведений А.С. Пушкина | 7 неделя |
-
| Конкурс стихов А.С. Пушкина среди педагогов | 7 неделя |
-
| Викторина для детей по произведениям А.С. Пушкина | 7 неделя |
-
| Театрализованное представление с участием детей «Сказка о царе Салтане…» | 7 неделя |
-
| Родительское собрание на тему «Наш Пушкин» (с участием детей): презентация книг, созданных детьми | 8 неделя июнь |
| -
| Совет педагогов «Подведение итогов реализации проекта «Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина», анализ полученных результатов. | 8 неделя |
-
| Разработка плана работы литературного кружка по знакомству детей с произведениями А.С. Пушкина. | 8 неделя |
| -
| Музыкально-литературная композиция «Наш А.С.Пушкин». | 8 неделя |
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
В итоге реализации проекта будут получены следующие результаты:
1) у детей:
повысится интерес к художественной литературе;
будет сформировано бережное отношение к книге;
обогатится словарь детей, повысится культура речи;
познакомятся с культурными ценностями.
2) у родителей:
появятся необходимые знания по проблеме домашнего чтения;
родители научатся осуществлять совместную деятельность с детьми;
повысится общекультурная подготовка.
3) у педагогов:
пополнятся знания о великом поэте;
активизируется взаимодействие с родителями, как партнёрами в процессе воспитания и обучения детей;
будет развиваться творческий потенциал;
повысится культура речи;
будет разработана система работы с книгой;
в группах и методическом кабинете будут созданы необходимые условия по ознакомлению детей с А.С. Пушкиным.