СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по предмету Основы мировых религиозных культур "Священные книги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку"Священные книги" можно использовать на уроках ОМРК в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету Основы мировых религиозных культур "Священные книги"»

Учитель начальных классов Евстафьева Елена Анатольевна

ГБОУ СОШ №262 Г. Санкт-Петербурга, Красносельского района


«Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности» (ТРИК).


Урок ОРКСЭ 4 класс

Модуль «Основы мировых религиозных культур»


Авторы учебника: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др.

Тема урока: Священные книги религий мира.


Тип урока: изучение нового материала.


Цель урока:

  • Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.


Задачи:

  • образовательные: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Тора, Библия, Коран;

  • развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;

  • воспитательные: воспитывать толерантность через внутреннее восприятие религиозного и культурного многообразия народов воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга;

способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.





ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Евстафьева Е.А.

УУД:

  • познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы; построение логической цепи рассуждений; использование знаково-символических средств; умение осознанно и произвольно строить высказывания; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

  • личностные: нравственно-этическая ориентация; действие смыслообразования; установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; эмпатия.

  • регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание; составление плана и последовательности действий; выбор способа действия; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; учет разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации.


Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, работа с текстом.


Основные термины и понятия: тора, библия, коран.


Оборудование: слайдовая презентация, учебник, раздаточный материал.




ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

Ход урока

1 Организационный момент.


СЛАЙД 1



2. Мотивация.


- Отгадайте загадку:

Не сеялки, а добро сеют,

Не хлеб, а досыта кормят,

Без рук, а всё умеют,

Без ног, а по дорогам водят. (книги)


СЛАЙД 2

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики слова «книги»? (интересные, новые, таинственные, популярные, мудрые, добрые, познавательные…)

- А я подобрала слово священные, ведь именно о таких книгах мы начали разговор на прошлом уроке.


СЛАЙД 3-4

- О каких книгах мы начали разговор на прошлом уроке?

- Что такое Трипитака?



- О каких первых священных книгах вы узнали на прошлом уроке?


ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

- Что такое Веды? О чём в них рассказывается?



3. Введение в тему и создание проблемной ситуации.


- И сегодня мы продолжим знакомство со священными, почитаемыми книгами религиозных культур.


СЛАЙД 5

- Рассмотрите коллаж.

Что изображено на каждой фотографии?

- Каждый изображенный человек является представителем какой-то религиозной культуры. Давайте попробуем определить представителей каких религий мы видим? Обоснуйте свои ответы. (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться)

- А чем они все заняты? (читают)

- Как вы думаете, что за книги они читают?

- Кто-нибудь знает, как называется каждая из книг?


СЛАЙД 6

Показать ученикам Библию для взрослых.

- Каким образом по внешнему виду этой книги можно догадаться, что это не приключения, не сказки, а книга о Боге? (на книге стоит крест, такой же, как на христианской церкви).




ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.


4. Объяснение нового материала.


- Как называется эта книга? (Слово «Библия» на древнегреческом языке означает «Книги», т.е. целая библиотека в одной книге.)

- Откройте страницу оглавления и рассмотрите содержание. Поясните, почему эту большую книгу назвали «книгами»? (Первая и большая часть Библии состоит из 51 книги и называется «Священное Писание Ветхого Завета»)

- Кто мог бы являться автором Библии? (Библия составлялась в течение четырнадцати веков, а священные тексты писались людьми, исполнявшими волю Божию, - пророками.)


- Прочитайте текст в учебнике стр.17-18.


СЛАЙД 7

- Почему Священное писание стали называть Библией? (Христиане включили в него рассказы о жизни Иисуса и его учеников)

- Как христиане стали называть эту часть Библии? (Новым заветом)

- А как иудеи назвали Священное писание? (Ветхий завет)

- Слово «завет» в переводе означает «союз», «договор». Как вы думаете, что за союз здесь имеется в виду? (Союз Бога и человека)

- Зачем нужен был этот союз? (Этот союз нужен был людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминал о том, что Бог – его «союзник», и не сходил с пути добра. Завет Бога и пророков называется «ветхим», то есть «древним» или «старым»)


Работа в группах.

- Прочитайте в учебнике текст на стр. 18-19 и ответьте на вопрос на стр. 19.

Проверка выполненного задания.


СЛАЙД 8

- Через несколько столетий после жизни пророков появился Новый Завет. В Новом Завете Бог призывает людей к прощению. Новый завет – повествование о жизни и смерти Иисуса

Христа. Его жизнь, слова и дела описаны в книгах, называющихся «Евангелие», что в переводе означает – «добрая, благая весть».

ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

Чтение текста на стр19

- Как переводится слово «Евангелие»? (Благая весть)

- Какую благую весть ученики хотели донести людям? (Иисус – Сын Бога. Он является Мессией и чему Христос учил людей.)

- Как звали учеников Иисуса Христа? (апостолами – «поклонниками»)


- Внимательно рассмотрите рисунок на стр.17. Что за предмет изображён? (свиток Торы)


СЛВАЙД 9

- Первая часть Библии называется Пятикнижие, потому что состоит из пяти книг, а у иудеев Тора, свод законов жизни для еврейского народа. Свиток Торы пишется вручную на пергаменте. Свиток имеет два деревянных держателя, каждый из которых называется эц хаим, или древо жизни. Свиток Торы обычно покрывают вышитым бархатом, венчают серебряной короной и украшают драгоценными камнями. Свиток Торы хранят в святом месте в синагоге, закрытом специальным занавесом, над Торой горит неугасающий свет, символизирующий вечный свет Божественного присутствия в синагоге.

- Представьте себе, каким образом можно читать книгу в виде свитка?


Сообщение учащегося:

- Тора – это свиток, а свиток – это круг. У круга нет начала и нет конца: каждый год, закончив чтение Торы, евреи начинают сразу читать её сначала, начиная новый цикл изучения священного источника мудрости. Читая свиток, к строчкам священного текста Торы не прикасаются рукой, а пользуются особой указкой. В течение многих веков евреи изучают Тору, чтобы знать свою историю. Поднимите руки, у кого в семье есть альбом с фотографиями бабушек, дедушек и других родственников. Рассматривая фотографии, вам наверно родители рассказывали о далёких предках. Тора – это своего рода общий семейный альбом, только вместо фотографий она содержит текст, рассказывающий историю еврейского народа с момента сотворения мира, его историю взаимоотношений с Богом.
О сотворении Богом мира и человека и о жизни первых поколений еврейского народа («праотцев») рассказывает первая книга, которая называется «Бытие».

Вторая книга «Исход» повествует о том, как Моисей вывел свой народ из Египта и заключил Завет с Богом. Пророк Моисей, который, как считают верующие, передал людям священные тексты, составляющие Тору, и пять книг Ветхого Завета Библии. Пророк Моисей является выдающимся человеком всех времён и народов, ибо только с ним, по свидетельству Библии, «Бог говорил лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим». «Исход» излагает историю исхода еврейского народа из Египта, дарование закона, осознания себя как единого свободного народа.






ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

СЛАЙДЫ 10-11



СЛАЙД 12


- А теперь немножко отдохнём.

Физкультминутка

Мы осанку исправляем

Спину дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбнись всем и садись.


СЛАЙД 13


- Все библейские книги у христиан считаются «священными»; в них видят послание Бога к людям. А вот мусульмане верят, что Бог посылал к людям посланников и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих писаний – Мать Книги, которая хранится под Престолом Всевышнего. Мухаммад получил от Бога Коран, Итак, чтобы узнать, что это за священная книга вам необходимо поработать в группах с текстом.


5. Самостоятельная работа




ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.


СЛАЙД 14





Работа в группах

- Ваша задача внимательно прочитать текст, обсудить его в группах и заполнить таблицу.


Коран


Это священная книга мусульман, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку Мухаммеду.

Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

Коран делится на 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Аят - это фаза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. После того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники заучивали Откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.

В 651 году все аяты Корана в виде отдельных записей были собраны воедино. Полученный текст дошёл до наших дней в неизменном виде.

Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.
















ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

1

_______________ - священная книга__________________, представляющая собой собрание "божественных откровений", которые были "ниспосланы" пророку ____________________.

Слово «Коран» происходит от арабского «______________________», «____________________».



2

Коран делится на ________ глав, именуемых __________. Каждая сура делится на аяты. ____________ - это фаза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана ________________________________, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.


3

По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на _____________________________________________

_______________________________________________________ . После того как секретарь записывал Откровение, Пророк заставлял его еще раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники ___________________ Откровения ____________________, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные — фрагментарно.


4

В ________ году все аяты Корана в виде отдельных записей были _________________________________. Полученный текст дошёл до наших дней в ___________________________ виде.


5


_____________________ для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит _____________________, ______________________, _______________________,повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.


Проверка: Каждая группа читает ответ на вопрос.


6. Итог урока


-Подведём итог нашей работы. Какие священные книги религий мира мы узнали?


СЛАЙД 15


ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

Работа в группах

- Каждая группа выберет нужные карточки и заполнит таблицу.


Карточки


Коран

Чтение вслух

Наставления, правила, запреты, повеления

Трипитака

Три корзины

Правила поведения, притчи и беседы

Библия

Книга

Заповеди, сказки и мифы, пророчества

Тора

Учение

Создание мира, заповеди


Проверка


СЛАЙД 16



- Есть ли что-то общее у всех этих книг?

- Действительно, священные книги, как и люди, независимо от своей принадлежности к какой – либо религии имеют много общего. Они побуждали и побуждают верующих людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей, учили и учат жить, соблюдая определенные заповеди.


- В заключении давайте сочиним синквейн.





ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

СЛАЙД 17


СИНКВЕЙН


1 - тема (одно слово - существительное)

2 - описание темы (два прилагательных)


3 - действия в рамках этой темы (три глагола)


4 - это фраза, показывающая отношение к теме

5 - слово, которое повторяет суть темы.





СЛАЙД 18


. Итак,

КНИГА

Священная, древняя

Помогает, учит, наставляет

Чтение – лучшее учение

Культура








ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.

7 Домашнее задание


СЛАЙД 19


- Прочитайте текст учебника с 16-19, заполните таблицу.

Расскажите родителям о священных книгах мировых религий.


Таблица

Священные книги религий мира



Православная культура

Исламская

культура

Буддийская культура

Иудейская культура

Название книги





Перевод





Из каких частей состоит





Содержание







8 Рефлексия


СЛАЙД 20


- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. А сейчас, продолжите предложения на экране.

Сегодня на занятии я узнал(а)…

На уроке было…

Мне захотелось…


ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Евстафьева Е.А.





Использукмые источники:


1 Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. Учреждений / (А. Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов). – М. : Просвещение, 2010.


2 Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт – Петербурга, 2011» для учителей 1-4 классов. - Санкт – Петербург : «Фрегат» 2010.


3 Интернет ресурсы

http://mentemirova.my1.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.pravmir.ru



20