СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка :«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая опытно-экспериментальная работа проводилась мной и моими коллегами в течение трех лет. Презентация рассказывает как "система рейтинговой оценки учебных достижений" позволяет легче адаптироваться,а  оценивание сделать полезным, обеспечивающим информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка :«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ».»

Методическая опытно-экспериментальная работа по теме:  «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ;   СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ 10-11-х КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ».   Гоманюк Т.Д.  учитель истории и обществознания ГОУ СОШ №902 ЮАО г.Москва

Методическая опытно-экспериментальная работа по теме:

«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

9-х КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ;

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ

10-11-х КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ И АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВУЗОВСКОМУ ОБУЧЕНИЮ».

Гоманюк Т.Д.

учитель истории и обществознания

ГОУ СОШ №902 ЮАО

г.Москва

    Содержание:     Система рейтингового оценивания Виды учебной деятельности, подлежащие оцениванию. Система дополнительных баллов. Система штрафных баллов. Виды учебной деятельности, подлежащие оцениванию. Система дополнительных баллов. Система штрафных баллов.   Документация и учет: Таблица результатов группы Лист самоконтроля ученика  Портфолио ученика .  Рефлексия: - Анкета - Портфолио - «Круглый стол» - «Конференция» «Памятка-пожелание» Приложения

Содержание:

  • Система рейтингового оценивания
  • Виды учебной деятельности, подлежащие оцениванию. Система дополнительных баллов. Система штрафных баллов.
  • Виды учебной деятельности, подлежащие оцениванию.
  • Система дополнительных баллов.
  • Система штрафных баллов.

  • Документация и учет:
  • Таблица результатов группы
  • Лист самоконтроля ученика
  • Портфолио ученика .

  • Рефлексия:
  • - Анкета
  • - Портфолио
  • - «Круглый стол»
  • - «Конференция»
  • «Памятка-пожелание»
  • Приложения
Оценивание должно быть полезным, обеспечивающим информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей.          Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы  методы социологического исследования : интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в реальной и учебной ситуации .  В этом хорошо помогает система рейтинговой оценки учебных достижений, заполнение учителем поурочной «Сводной ведомости фиксации учебных достижений» на каждого ученика, ведение учащимися «Листа самоконтроля», составление «Портфолио» учащегося.

Оценивание должно быть полезным, обеспечивающим

информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей.

Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы

методы социологического исследования :

  • интервьюирование,
  • анкетирование,
  • самооценка,
  • наблюдение за поведением ученика в реальной и учебной ситуации .

В этом хорошо помогает система рейтинговой оценки учебных достижений, заполнение учителем поурочной «Сводной ведомости фиксации учебных достижений» на каждого ученика, ведение учащимися «Листа самоконтроля», составление «Портфолио» учащегося.

Система рейтингового оценивания  является одним из самых современных и открытых  Открытость достигается за счет объявления с самого начала: А) «стоимости» любой деятельности Б) списка тем, которые подлежат рейтинговому оцениванию В) составления плана возможных вариантов творческих работ по этим темам  Все это позволяет учащимся изначально знать: За что можно получить основные, дополнительные и штрафные баллы Какие темы подлежат рейтинговому оцениванию На каком наиболее подходящем варианте творчества сосредоточиться

Система рейтингового оценивания является одним из самых современных и открытых

Открытость достигается за счет объявления с самого начала:

А) «стоимости» любой деятельности

Б) списка тем, которые подлежат рейтинговому оцениванию

В) составления плана возможных вариантов творческих работ по этим темам

Все это позволяет учащимся изначально знать:

  • За что можно получить основные, дополнительные и штрафные баллы
  • Какие темы подлежат рейтинговому оцениванию
  • На каком наиболее подходящем варианте творчества сосредоточиться

Виды рейтинга   Подходящие для гуманитарно-социальных предметов   рейтинг временной (за полугодие),  в сочетании с тематическим (по отдельным разделам).  Обязательно определяется совместно с учащимися перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме; перечень умений и навыков, которые в соответствии с тематическим планированием ученику необходимо овладеть; тип контроля (устный зачет или опрос, письменная работа, диктант, тестирование, творческая работа и т.д.)

Виды рейтинга

Подходящие для гуманитарно-социальных предметов

  • рейтинг временной (за полугодие),
  • в сочетании с тематическим (по отдельным разделам).

Обязательно определяется совместно с учащимися

  • перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в данной теме;
  • перечень умений и навыков, которые в соответствии с тематическим планированием ученику необходимо овладеть;
  • тип контроля (устный зачет или опрос, письменная работа, диктант, тестирование, творческая работа и т.д.)

 Виды учебной деятельности, подлежащие оцениванию основной ответ – 3 балла; дополнение выступающего – 1 балл; самостоятельное написание доклада, реферата, сообщения – 5 баллов; (но не ксерокопирование материала!) ксерокопирование материала доклада и т.п. – 2 балла; поиск представление интересного дополнительного материала – 5 баллов; за оригинальность, нестандартность, находчивость добавляется – 2 балла За умение анализировать ответ товарища, выступление оратора и.п.

Виды учебной деятельности, подлежащие оцениванию

  • основной ответ – 3 балла;
  • дополнение выступающего – 1 балл;
  • самостоятельное написание доклада, реферата, сообщения – 5 баллов; (но не ксерокопирование материала!)
  • ксерокопирование материала доклада и т.п. – 2 балла;
  • поиск представление интересного дополнительного материала – 5 баллов;
  • за оригинальность, нестандартность, находчивость добавляется – 2 балла
  • За умение анализировать ответ товарища, выступление оратора и.п.
Система штрафных баллов Штрафные баллы выставляются : За пропуски уроков без уважительной причины – 1 балл; За опоздание на урок – 1 балл; За нарушение дисциплины на уроке – 1 балл; За несвоевременную выполненную работу – 1 балл; За неаккуратное ведение тетради – 1 балл. За неготовность к уроку: отсутствие тетради, папки «Портфолио» - 1 балл; За недостающее количество лекций в тетради – 1 балл; За невыполнение домашнего задания – 1 балл. По окончании курса из суммы всех полученных оценок вычитается сумма штрафных очков .

Система штрафных баллов

Штрафные баллы выставляются :

  • За пропуски уроков без уважительной причины – 1 балл;
  • За опоздание на урок – 1 балл;
  • За нарушение дисциплины на уроке – 1 балл;
  • За несвоевременную выполненную работу – 1 балл;
  • За неаккуратное ведение тетради – 1 балл.
  • За неготовность к уроку: отсутствие тетради, папки «Портфолио» - 1 балл;
  • За недостающее количество лекций в тетради – 1 балл;
  • За невыполнение домашнего задания – 1 балл.

По окончании курса из суммы всех полученных оценок вычитается сумма штрафных очков .

Документация и учет Сумма дополнительных оценок суммируется и плюсуется ко всей сумме полученных оценок, а сумма штрафных очков вычитается,   получившаяся разница является общим рейтингом учебных достижений учащегося.  В течение всего учебного времени заполняется: Учителем: Таблица результатов группы , на основании которой, выставляются итоговые оценки; Анкетирование учащихся (в начале и в конце изучения курса)  Учеником: Лист самоконтроля;  Портфолио ученика

Документация и учет

Сумма дополнительных оценок суммируется и плюсуется

ко всей сумме полученных оценок,

а сумма штрафных очков вычитается,

получившаяся разница является общим рейтингом учебных достижений учащегося.

В течение всего учебного времени заполняется:

Учителем:

  • Таблица результатов группы , на основании которой, выставляются итоговые оценки;
  • Анкетирование учащихся (в начале и в конце изучения курса)

Учеником:

  • Лист самоконтроля;
  • Портфолио ученика
Рефлексия  Портфолио - это совокупность выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Метод портфолио очень хорошо сочетается с рейтинговой системой контроля и является наглядной демонстрацией успехов учащихся.   Это позволяет учащимся видеть и сравнивать свои достижения с достижениями своих товарищей, обмениваться опытом в ходе обсуждения результатов за «Круглым столом», на «Конференции», которые обязательно проходят как итоговые занятия

Рефлексия

  • Портфолио - это совокупность выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).
  • Метод портфолио очень хорошо сочетается с рейтинговой системой контроля и является наглядной демонстрацией успехов учащихся.

Это позволяет учащимся видеть и сравнивать свои достижения с достижениями своих товарищей, обмениваться опытом в ходе обсуждения результатов за «Круглым столом», на «Конференции», которые обязательно проходят как итоговые занятия

Рефлексия В самом начале работы по курсу и в ее конце учащимся предлагается заполнить анкеты в которые были включены вопросы по тематике курса, по оценке его значимости, полезности для учащихся.  Учащимся предлагается высказать свое мнение, что пожелания удалось, и на что не стоило тратить времени, какие у них имеются к организаторам.  Учащиеся совместно составляют «Памятку-пожелание», которую в последствие будут использовать другие при изучении данного курса.

Рефлексия

  • В самом начале работы по курсу и в ее конце учащимся предлагается заполнить анкеты в которые были включены вопросы
  • по тематике курса,
  • по оценке его значимости,
  • полезности для учащихся.

  • Учащимся предлагается высказать свое мнение, что пожелания удалось, и на что не стоило тратить времени, какие у них имеются к организаторам.

Учащиеся совместно составляют «Памятку-пожелание», которую в последствие будут использовать другие при изучении данного курса.

  По отзывам учащихся (70% из 100%) указали: что учащимся удалось сформировать свое отношение к праву, и убедиться что право – это средство достижения общественного согласия; что учащимся как будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны, очень нужны знания в области права, юриспруденции, политологии, чтобы достойно участвовать в политической жизни страны, стремящейся к построению правового государства. данный курс был полезен и интересен; он позволил осознать, что понимание любого общественного явления, невозможно без знания его исторических корней и условий, в которых оно возникло и развивалось; что реформы, проводимые реформаторами, в каждую историческую эпоху занимало умы человечества и отличалось своим своеобразием;

По отзывам учащихся (70% из 100%) указали:

  • что учащимся удалось сформировать свое отношение к праву, и убедиться что право – это средство достижения общественного согласия;
  • что учащимся как будущим политикам, бизнесменам, служащим и просто гражданам нашей страны, очень нужны знания в области права, юриспруденции, политологии, чтобы достойно участвовать в политической жизни страны, стремящейся к построению правового государства.
  • данный курс был полезен и интересен;
  • он позволил осознать, что понимание любого общественного явления, невозможно без знания его исторических корней и условий, в которых оно возникло и развивалось;
  • что реформы, проводимые реформаторами, в каждую историческую эпоху занимало умы человечества и отличалось своим своеобразием;
Учащиеся (85%) указывали, что особенно интересным было то, что во-первых , перед ними ставилась «живая» проблема – анализ современных государственных программ, государственной политики, освещения их СМИ;  во-вторых , им предлагался сбор материала , на основе которого учащиеся, самостоятельно делали выводы о том, как работают в современных условиях правоохранительные органы, политические деятели и т.п. И все же 15% сложились из следующих мнений:  5% учащихся высказались, что данный курс им не нужен, что им он ничего нового не дал, отнял у них свободное время;  5% - указали на то, что подбор материала трудоемкий и сложный, много отнимает время;   5% учащихся посчитали, что знания и умения, им не пригодятся в повседневной жизни; и тем более в выборе будущего профиля обучения.

Учащиеся (85%) указывали, что особенно интересным было то, что

  • во-первых , перед ними ставилась «живая» проблема – анализ современных государственных программ, государственной политики, освещения их СМИ;

  • во-вторых , им предлагался сбор материала , на основе которого учащиеся, самостоятельно делали выводы о том, как работают в современных условиях правоохранительные органы, политические деятели и т.п.

И все же 15% сложились из следующих мнений:

5% учащихся высказались, что данный курс им не нужен, что им он ничего нового не дал, отнял у них свободное время;

5% - указали на то, что подбор материала трудоемкий и сложный, много отнимает время;

5% учащихся посчитали, что знания и умения, им не пригодятся в повседневной жизни; и тем более в выборе будущего профиля обучения.

Анализ анкет учащихся показал,  что рейтинговая система оценивания позволила большинству учащимся: Получить наиболее высокие оценки; Проявить себя в разных областях деятельности; Научиться оформлению творческих работ (докладов, сообщений, рефератов); Освоить навыки выступления перед аудиторией; Научиться строить свое выступление с позиций не только автора текста, но и оратора

Анализ анкет учащихся показал, что рейтинговая система оценивания позволила большинству учащимся:

  • Получить наиболее высокие оценки;
  • Проявить себя в разных областях деятельности;
  • Научиться оформлению творческих работ (докладов, сообщений, рефератов);
  • Освоить навыки выступления перед аудиторией;
  • Научиться строить свое выступление с позиций не только автора текста, но и оратора
Хотелось бы отметить, что цели и задачи, которые ставились учителем, были выполнены В ходе работы удалось: Активизировать интерес к истории, праву, современным политическим процессам, происходящим в стране; Сформировать у учащихся видение своего будущего профиля обучения; Разработать и опробывать систему рейтингового оценивания знаний учащихся

Хотелось бы отметить, что цели и задачи, которые ставились учителем, были выполнены

В ходе работы удалось:

  • Активизировать интерес к истории, праву, современным политическим процессам, происходящим в стране;
  • Сформировать у учащихся видение своего будущего профиля обучения;
  • Разработать и опробывать систему рейтингового оценивания знаний учащихся
  Диалог-анализ позволяет учащимся и учителю более качественно анализировать свою работу, работать над своими ошибками, своевременно устранять неудачные моменты.

  • Диалог-анализ позволяет учащимся и учителю более качественно анализировать свою работу, работать над своими ошибками, своевременно устранять неудачные моменты.