СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока химии в 7 классе с применением метапредметного подхода по теме:" Вывод формулы вещества"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение расчетных задач на вывод формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в 7 классе с применением метапредметного подхода по теме:" Вывод формулы вещества"»

Астаркина Людмила Алексеевна,

учитель биологии

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ШКОЛА № 43 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

[email protected]


Методическая разработка урока с применением метапредметного подхода

Метапредметность - одно из средств реализации компетентностного подхода в образовании, а метапредметный урок - разновидность и высшая форма компетентностно-ориентированного учебного занятия.

Урок 18. Класс 7

Тема. Вывод формулы вещества.

Цель: сформировать у учащихся умение вывода формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав, как умение составлять логическую цепочку рассуждений.

Задачи урока:

- Образовательные- углубить знания о массовой доле элементов в составе вещества, закрепить умение вычислять массовую долю элементов в веществе, сформировать умение решать задачи вывода формулы вещества по известным массовым долям элементов, входящих в его состав;

- Развивающие – продолжить формирование логического мышления, умения работать самостоятельно и достигать цели;

- Воспитательные – формирование личностных качеств учащихся умения решать поставленные задачи путем логических рассуждений, действовать самостоятельно, достигать цели.

Тип урока: углубление и коррекции знаний, закрепление практических умений и навыков.

Формы работы: фронтальная работа, фронтальное решение проблемы, самостоятельная работа

Оборудование: ПСХЭ, карточки для самостоятельной работы с алгоритмом



Ход урока.

I. Организация класса. Ориентирована на мотивацию учащихся через озвучивание ценности, полезности занятия.

Учитель – сегодня мы определим с вами состав сухого льда и пигмента, входящего в состав красок, защищающих подводную часть судна от обрастания, вы убедитесь, что решение химических задач увлекательное занятие.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

№2 стр.82

Карбамид (NH4)2CO – Mr =60

W (N) =28/60=0.45 или 45%

Ответ: информация о содержании азота завышена

2. Проверка знания формулы массовой доли элемента в веществе.

Задание. Написать поочередно формулу, пропустив один ее элемент, следующий дописывает и вытирает.

III. Закрепление умений и навыков.

1. Тренировочное упражнение.

Распределите вещества в порядке возрастания массовой доли элемента О в веществе.


Cr2O3

Cu2O

Al2O3

Fe2O3

ZnO

WO3

Mr

100

140

102

160

81

232

w(O)

48

11.4

47.0

30.0

19.7

20.7

Порядок

6

1

5

4

2

3



IV. Углубление и коррекция знаний.

1. Решение расчетных задач на вывод формулы вещества по массовой доле элементов.

Задачи с объяснением учителя, определение алгоритма.

Демонстрация видео разложения пероксида водорода с участием катализатора оксида марганца.


Найти эмпирическую формулу оксида марганца МnхОу содержащего 63,2% марганца.

Д а н о

w(Mn) = 63,2%;

____________________

Найти: n(02); N(02)


Решение:
Атомные массы марганца и кислорода равны соответственно 55 и 16. Поэтому массы марганца и кислорода в составе оксида относятся как 55х : 16у. Массовая доля марганца равна 63,2%, массовая доля кислорода равна

100% - 63,2% = 36,8%. Следовательно: 55х : 16y = 63,2 : 36,8,

откуда х: у = 63,2/55 : 36,8/16= 1,15 : 2,3.

Чтобы выразить полученное отношение целыми числами, разделим оба его члена на меньший из них:
1,15/1,15 :2,3/1,15=1:2
Таким образом, эмпирическая (простейшая) формула оксида марганца: Мn02.


Ответ: Мn02.


Аскорбиновая кислота (витамин С) имеет молекулярную массу 176 и содержит 40,91% углерода, 4,55% водорода и 54,54% кислорода. Найдите молекулярную формулу этой кислоты.

Д а н о

w(H) = 4,55 % ;
w(C)=40,91 %;
w(O)=54,54 %. 

___________________

Найти: C xHyOz

Решение. 
Пусть числа атомов натрия, углерода и кислорода в эмпирической формуле равны соответственно х, у и z — C xHyOz Атомные массы C, H и О равны 12, 1 и 16

x:y:z=40,91/12:4,55/1:54,54/16=3,41:4,55:3,41 (делим на наименьшее число) 
x:y:z=3,41/3,41:4,55/3,41:3,41/3,41=1:1,32:1
Поскольку индексы не могут быть дробными числами, поэтому умножаем все члены последнего отношения на 3 и получаем:
х: у: z = 3 : 4 : 3 Следовательно, аскорбиновая кислота имеет эмпирическую формулу С3Н4О3. Молекулярная масса, соответствующая этой формуле, равна Мr(С3Н4О3) = 12·3 + 1 ·4 + 16·3 = 88.
По условию задачи известно, что молекулярная масса аскорбиновой кислоты в 2 раза больше (176 : 88 = 2). Следовательно, все индексы в эмпирической формуле нужно умножить на 2, и в результате мы получим молекулярную формулу аскорбиновой кислоты: С6Н8О6.

Ответ:Молекулярная формула аскорбиновой кислоты С6Н8О6







Составление алгоритма – проблемная фронтальная беседа



Алгоритм решения

1. Обозначить количество атомов элементов буквами x,y,z и т.д

2. Определить с помощью таблицы ПСХЭ относительные атомные массы элементов.

3. Устанавливаем соотношение атомных масс Ar1х: Ar2у= w1 :w2, предварительно найдя неизвестную массовую долю (w2=100%- w1)

4. Приводим к целым числам, разделив на наименьшее.

5. Записываем формулу, заменяя буквы на число атомов.


Самостоятельное решение задач

1. Сухой лед состоит из оксида углерода, определите его химическую формулу по массовой доле кислорода, она равна 27.3%. Ответ СО2

2. Красный пигмент, входящий в состав красок, защищающих подводную часть судна от обрастания, представляет собой соединение меди и кислорода. Определите его химическую формулу по известной массовой доле кислорода 88,9%. Ответ Сu2O

V. Подведение итогов.

Прием «Микрофон». Вопросы:

Чему вы научились на уроке?

Понравилось решать задачи?

Что вызвало затруднения?

Вам понравилось преодолевать затруднения?

VI. Домашнее задание. Повторить п. 10, №1, стр 82

Дополнительное задание – составьте и решите задачу, подобную задаче для самостоятельного решения (можно о соде, лимонной кислоте)