СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока ОРКСЭ. Тема «Христос и Его крест»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет: основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы православной культуры» Общая цель урока: формирование понимания значения креста для христиан. Цели урока: • образовательная: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символику Креста; • развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку; • воспитательная: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть, воспитывать познавательный интерес к предмету; умение работать в коллективе, в парах; воспитывать чувства взаимопомощи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОРКСЭ. Тема «Христос и Его крест»»

Методическая разработка урока ОРКСЭ

Автор: Соболевская Татьяна Семеновна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: ЛГ МАОУ «СОШ №1» города Лангепаса, Тюменской области, ХМАО - Югра


Учебный предмет: основы религиозных культур и светской этики

Модуль: «Основы православной культуры»

Класс: 4

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Технология построения урока: проблемное обучение

Тема урока: «Христос и Его крест»


Общая цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.

Цели урока:

  • образовательная: узнать о том, что значат в Православии слова Богочеловек, Боговоплощение; научить понимать символику Креста;

  • развивающая: осознать христианский смысл жертвенного отношения к другому человеку;

  • воспитательная: понять, почему в христианстве любовь может победить даже смерть, воспитывать познавательный интерес к предмету; умение работать в коллективе, в парах; воспитывать чувства взаимопомощи.


Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • формирование интереса к духовной культуре;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • формирование умений договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия и поведение и поведение окружающих.



Познавательные УУД:

  • овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства её осуществления;

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

  • умение работать в малой группе; соблюдать правила речевого поведения, принимать разные точки зрения.


Оборудование к уроку:

  • мультимедийная установка;

  • презентация к уроку;

  • Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы : учебник для общеобоазоват. учреждений / А. В. Кураев. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.- 95 с. : ил.

  • Кураев А.В. Методические рекомендации

  • карточки с заданиями для самостоятельной работы в группах, карточка для творческой работы.

Место проведения: кабинет начальных классов.



Этап урока



Цель этапа урока


Деятельность учителя


Деятельность обучающегося


Формируемые УУД

  1. Организационный момент


Обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.

– Добрый день! Я рада видеть вас! Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг.

Предлагаю вам улыбнуться друг другу. Надеюсь, что у всех прекрасное настроение.

Проведем игру «Импульс».

Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке.

– Займите свои места.







Дети встают в круг и передают рукопожатие по кругу.


Ученики садятся за парты по 4 человека в зависимости от цвета карточки.

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

владеть монологической и диалогической формами речи.


2. Актуализация опорных знаний


Вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания обучающихся.

Чтение стихотворения

Вначале было слово.

Оно было у Бога.

То было Божье слово.

То было слово – Бог!

Великое начало

Писания Святого,

Из времени былого

Принес нам Божий слог.

Леонид Брайловский


- О каком Святом Писании идет речь?



1. А теперь давайте проверим ваши знания. Тест  «Да - нет» в форме «Волна»


1) Христианская религия учит, что православие важнее других религий.

2) Христианство и православие - разные религии.

3) Бог создал мир за шесть дней.

4) Бог создал человека по образу и подобию своему.

5) Бог создал человека зависимым от Своей воли.

6) Евангелие – часть Библии.

7) Материальная культура выше духовной.

8) Апостолы – ученики Христа.

9) Молитва – обращение к Богу.

10) Главное учение Христа: возлюбите Бога всем своим сердцем и Царство Божие будет внутри вас.


2. Проверка работы      - - + + - + - + + +



- Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

- Что вы услышали?

- Какие чувства у вас возникли?


- Зачем звонят в колокола?


- А что является символом Бога?


- Где вы видели крест?


- Для чего христиане носят нательный крест? Что он, по-твоему, выражает?

- Что означает выражение «нести свой крест»?

- Как вы думаете, почему христиане дорожат крестом?


- Согласны ли вы с тем, что самая большая жертва – жертвовать своей жизнью ради спасения людей?

- Послушайте небольшой рассказ:

(Прием «Яркое пятно)


Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять нательный крест и отказаться от веры в Христа. За что обещали сохранить ему жизнь. Солдат отказался. Тогда турки решили бросить его в яму с голодными крысами. Но солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту яму. Он погиб от сильного удара, крысы его не тронули. А палачей съели крысы.


- Как можно назвать поступок солдата?



- Могут ли такие поступки совершать люди в наше время?

- А как Бог доказал свою любовь к людям?

– Какие синонимы можно подобрать к слову Христос?


– Как вы думаете, Христос и крест связаны?














О Библии, священной книге христианства.






Выполняют тест на полосках бумаги
















Коллективно работают над ошибками





- Колокольный звон.

Высказывания детей


– Напоминают о событиях, праздниках, о Боге.

– Крест.


Высказывания детей


Работа в группе (обучающихся высказывают свое мнение и совместно формулируется ответ)




Высказывания детей (Охраняет, бережет от бед, болезней).
















- Подвигом, самопожертвованием.


Высказывания детей.


- Послал Иисуса Христа.


– Бог, Творец, Спаситель, Спас.


Высказывания детей


Личностные УУД:

развитие познавательного интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД:

- логические – анализ объектов с целью выявления признаков;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи.


3. Постановка учебной задачи


Создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока.


- Исходя из нашего диалога, определите тему урока

- Правильно



- Какую цель вы поставите на уроке перед собой?



- Я рада, что вам удалось справиться и с этим заданием.


- Ребята, что бы вы хотели узнать по этой теме? Заполните предложенную таблицу


Обобщение

- Во время урока мы ответим на следующие вопросы?

  • Как Бог стал человеком.

  • Почему Христос не уклонился от казни.

  • Какова символика креста и значение креста для христиан.

Высказывания детей

На с. 24 учебника – чтение темы урока «Христос и Его крест»


- Сегодня на уроке мы узнаем, какое значение имеет крест для православного человека.




Работа в группах

Высказывания детей



Составление плана работы на уроке.

( Проходит совместная работа с учителем.)




Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

- логические – формулирование проблемы.


Регулятивные УУД:

высказывать свое предположение.


Коммуникативные УУД:

точно и полно выражать свои мысли.


Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.


4. Физминутка


Сменить вид деятельности обучающихся во время урока.


Использование мультимедийной паузы.


Обучающиеся выполняют физминутку

Личностные УУД:

умение применять правила здорового образа жизни.


5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.


Привлечь внимание детей к новым сведениям.

1 часть. Боговоплощение

- Библия подчёркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Как Бог стал человеком? Давайте узнаем это.

Словарная работа

- В статье встретятся слова: Богочеловек, Боговоплощение, крест, распятие, Голгофа, Назарянин, Понтий Пилат.

– Как вы понимаете лексическое значение этих слов?

– Прочитаем статью, проверим наши предположения.

  • Используем приём «Маркировка текста»

+ -знаю

Н- новое

? не понял

--думал иначе.


- Как вы понимаете боговоплощение?



– Что христиане считают чудом?

– Что было у Иисуса от Бога?


– Что – от человека?



– Как вы думаете, что могло случиться дальше?

- Итак, Богочеловек Христос претерпел смерть. Он позволил распять себя на Голгофе. А что такое Голгофа?

– Как вы понимаете значение слова Голгофа?



2 часть. Голгофа

  • Используем приём «Маркировка текста»


– О чем говорит Евангелие о выборе Христа?


– Как вы думаете, смог кто-либо защитить Христа?






3 часть. Жертва Христа

  • Используем приём «Маркировка текста»


- Защитил кто-нибудь Христа? Почему?

– Кто имел власть распять?


– Как вы думаете, чем закончилась эта история?


4 часть. Распятие

  • Используем приём «Маркировка текста»


Чем закончилась история?

– Подтвердились ли ваши предположения?

– Какую страшную казнь придумали люди.

– Где похоронили Христа?


Рассказ учителя, эвристическая беседа, реконструкция событий по по картинам на библейскую тему.

- Некоторые люди завидовали Иисусу и ненавидели Его, потому, что Он называл Себя Сыном Божиим. Они не понимали, что Иисус пришёл, чтобы взять грехи всех людей на Себя. Он говорил Своим ученикам, что Его убьют, но Бог воскресит Его на третий день. Однажды, когда Иисус входил в Иерусалим, народ, окружавший Его, начал радостно восклицать: «Да здравствует Царь!» И многие начальники и первосвященники возненавидели Его ещё больше, искали удобного случая, чтобы убить.

- Что можете сказать, глядя на это изображение?

Ночь, спят уставшие ученики. Чёрные тучи-предвестники беды закрыли небо. Страстные молитвы произносит Иисус, обращаясь к Господу. С надеждой смотрит он на небо. О чём просит он Бога? Господь слышит Его молитвы - небесный свет освещает преклоненную фигуру Иисуса, вселяя в него надежду, укрепляя Его веру, что не покинет Его в трудный час.

Утром Иуда своим поцелуем выдал Иисуса, и никто не заступился за Него. Иуда, один из учеников Христа, предал его за деньги, указал место, где можно схватить Христа. Вскоре римские воины схватили Иисуса. Иисус знал об этом и даже не думал скрыться.

- Как вы думаете почему?


– Ответили мы на главный вопрос: «Какова символика креста».

– Предлагаю продолжить чтение, чтобы найти ответ на последний вопрос.

5 часть. Символика креста

  • Используем приём «Маркировка текста»

– Чем закончилась история?

– Что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило?

– Почему статья так называется?

– Подтвердились ли ваши предположения?








  • Знакомство с презентацией и беседа по ее содержанию.


- Ребята, высказывая разные точки зрения, вы внимательно слушали друг друга, тем самым уважали мнения других. Мне было интересно наблюдать за вашим диалогом, было высказано много умных и интересных мыслей.











Чтение вслух текста «Боговоплощение»на с.24



Самостоятельная работа





- Бог сохранил в себе все от бога, но теперь стал человеком – Богочеловеком.

– Чудо – воплощение.

– От Бога – способность творить чудеса.

– Радовался и страдал, плакал от потери друзей, вкушал пищу и голодал.

Высказывания детей






Высказывания детей





Чтение вслух текста на с.25

Самостоятельная работа


– Голгофа – небольшая гора (Иерусалим), где казнили Христа.

– Христос добровольно принял крест. Смерть ему нужна была для того, чтобы пройти через человеческую смерть.

– Ангелы, апостолы, отец Бог.


Чтение вслух текста на с.25-26

Самостоятельная работа


– Христос не позволил.

– Понтий Пилат, судья, правитель.

Высказывания детей.



Чтение вслух текста на с.26-27

Самостоятельная работа


- Смертью Христа

Самостоятельное чтение статьи

– Распятие.


– В каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.




































– Нет, не ответили.

Самостоятельное чтение


Чтение вслух текста на с.27

Самостоятельная работа


Обучающихся высказывают свое мнение, делается вывод:

поразила жестокость людей;

восхитило мужество Христа;

удивило то, что Христос отказался от помощи ангелов, апостолов;

огорчила смерть Христа.


Обучающиеся проверяют и дополняют таблицу, которую заполняли в начале урока.








Личностные УУД:

мотивация учебно-познавательной деятельности.


Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


Регулятивные УУД:

планирование, прогнозирование.


Коммуникативные УУД:

сотрудничество в поиске и выборе информации.


6. Физкультми

нутка для глаз


Сменить вид деятельности обучающихся во время урока.


Использование мультимедийной паузы.




Обучающиеся физкультминутку для глаз

Личностные УУД:

умение применять правила здорового образа жизни.


7. Закрепление знаний и способов деятельности


Учить детей находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой учебной задачи.


В статье много важных мыслей. Их сразу не увидишь. Но их можно понять, если читать внимательно и думать над прочитанным.


– Поработайте самостоятельно в группах и найдите ответ на вопрос: «Какова символика креста». Сделайте пометки карандашом.

Выслушиваются ответы обучающихся.


- А сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков и проверить, как вы поняли новый материал.

Задания для групп:

1 группа - составьте схему Боговоплощения.

2 группа - найдите ответ на вопрос: «Почему Христос не уклонился от казни?»

3 группа - найдите ответ на вопрос: «Как крест Христов воспринимался христианами?»

4 группа - найдите ответ на вопрос: «Какую корону надели Христу?»
























- Ребята, проверьте, на все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы?


Чтение статьи «Символика креста»




Самостоятельная работа обучающихся в группах








Самостоятельная работа обучающихся в группах







Итог работы групп (ответы детей)

1 группа - Бог невидим/

человеческая душа + человеческое тело = Боговоплощение.


2 группа - Христос решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который умер, встретил в мире смерти не пустоту, а любовь Христа. Он хотел принести всем людям дар светлого бессмертия.

3 группа- Крест – орудие пытки и казни Христа.

Крест – знак любви Бога к людям.

4 группа - На голову Христа надели якобы царскую корону, но сплели её из терновника, иглы которого рвали кожу.


Не нашли ответ на вопрос «Символика креста»



Познавательные УУД:

- общеучебные – умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- рефлексия способов и условий действия.


Регулятивные УУД:

контроль, оценка, коррекция.


Коммуникативные УУД:

умение работать в паре, управлять поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.



Личностные УУД:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


8. Обобщение усвоенного материала. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.


Учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученным при решении новой задачи.


- Чтобы выяснить, все ли вам понятно по теме, я предлагаю выполнить задания для самостоятельной работы.

Творческая работа

- Напишите ваше понимание «Для меня нести свой крест…»


Проверка выполненной работы.















Что нового мы узнали о кресте?







Подведение итогов: ребята, вы замечательно работали на уроке и смогли ответить на поставленные вначале урока вопросы. Я рада вашим результатам.





Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.


– Православный крест восьмиконечный. На нем есть 3 перекладины: верхняя символизирует дощечку с надписью «ИНЦИ» (Иисус Назарянин царь иудейский»; к средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – ноги. Нижняя перекладина поднята в правую сторону в знак того, один разбойник покаялся и поднялся ввысь, в Царство Небесное.

Мы узнали:

  • Как Бог стал человеком.

  • Почему Христос не уклонился от казни.

  • Какова символика креста и значение креста для христиан.





Познавательные УУД:

умение принимать задачу, следовать правилу.


Регулятивные УУД:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Личностные УУД:

самоопределение.


9. Домашнее задание (на выбор)


Учить детей применять полученные знания при выполнении учебного задания.

Подготовить презентацию по теме урока.

с. 24-29 подготовить по 3 вопроса по тексту




Обучающиеся записывают домашнее задание.


10. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.


Подвести итог совместной деятельности.


– Что испытывал Христос?

– Какие чувства испытывали вы после прочтения статьи?


Когда креста нести нет мочи

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитву дни и ночи,

Чтоб не оставил нас Господь.


- На следующем уроке вы узнаете, что жизнь Христа не заканчивается казнью.



- Ребята, у вас на столе лежат листочки с тремя шкалами.

Оцените, пожалуйста, этот урок:

  1. как вы усвоили новый материал;

  2. насколько интересным показался вам урок;

  3. оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.


- Мне очень понравилась ваша работа на уроке.


Я благодарю вас за сотрудничество.


Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.












Обучающиеся заполняют листы самооценки.






Проходит обсуждение результатов рефлексии.


Познавательные УУД:

рефлексия.


Регулятивные УУД:

умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.


Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

формирование личностного смысла учения.



Используемая литература

1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы\ (Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.); под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. -М. : Просвещение, 210с. -239с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/(А. Я. Данилюк) -М. : Просвещение, 210 с. -24с.

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. Учреждений/ А. В. Кураев. –М. : Просвещение, 2011.-95с. :ил.

Интернет-ресурсы:

  1. www.fcior.ed.ru

  2. www.school-collection.edu.ru

  3. http://www.openclass.ru

  4. http://easterflashmob.blogspot.com

  5. http://www.stihi.ru

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Крест