СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет при изучении тем о пожарах в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОБЖ на тему "Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре"»

Тема урока « Пожар. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»

Учебные вопросы
1. Поражающие факторы, причины и последствия пожаров.
2. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, способы, эвакуации из горящего здания.
3. Первичные средства пожаротушения.

Цель: дать определение пожара; познакомить с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня; учить выполнять основные правила противопожарной безопасности.


После изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
• об основных причинах и последствиях пожара;
• об основных мерах пожарной безопасности в быту;
• о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;
б) уметь:
• правильно действовать в случае пожара в доме;
• эвакуироваться из горящего здания;
• пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);
в) иметь представление:
• об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;
• об огнестойкости строительных конструкций.

- Отгадайте загадку: Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь)

Из начальной школы вы знаете, что огонь бывает добрый и злой, полезный и опасный.

- Сформулируйте тему нашего урока. ( Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в тетрадях)

Попробуйте дать определение пожару. После обсуждения записывают определение.)

Пожар - стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.

- Давайте попробуем перечислить причины возникновения пожаров.

( учащиеся предлагают всевозможные причины возникновения пожаров, после этого причины систематизируются и записываются в тетрадь).

Основные причины пожара:
• неосторожное обращение с огнем;
• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;
• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
• утечка бытового газа;
• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.
Обратите особое внимание на опасность, которую представляют собой хлопушки, петарды, бенгальские огни и фейерверки.


Основные пять поражающих факторов пожара, вредно воздействующих на людей, можно представить в виде схемы (схема 2).

Самостоятельная работа в парах.

Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избежать их, нужно строго соблюдать установленные для всех правила противопожарной безопасности. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. Я предлагаю за 5 минут, работая в паре, составить правила противопожарной безопасности. Если вы затрудняетесь, обратитесь к причинам возникновения пожаров, которые мы записали. ( После проверки и коллективного обсуждения в тетрадь записываются основные правила пожарной безопасности).

• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);
• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;
• не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);
• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);
• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;
• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);
• устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.




Используя схему действия, попытайтесь вместе с учениками ответить, как себя должен вести человек, если в его доме (квартире) начался пожар.


1. Защитить глаза и органы дыхания 
2. Накрыться плотной влажной тканью и двигаться пригнувшись или ползком 
3. Взять с собой фонарик, так как в задымленном помещении плохо видно 
4. Не входить туда, где большая концентрация дыма 
5. Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь 
6. Если концентрация дыма увеличивается, то передвигайтесь по помещению пригнувшись или ползком 
7. В многоэтажных зданиях идите в сторону незадымляемой лестницы и далее к выходу. Держитесь за стены, поручни, дышите через влажный платок. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.
1. Позвонить в пожарную охрану, назвать свой адрес и сказать, что выход на лестницу закрыт 
2. Закрыть дверь в квартиру, заткнуть все щели и вентиляционные отверстия тряпками 
3. Создать запас воды в ванной комнате 
4. Закрыться в дальней от входа комнате 
5. Приготовиться подавать сигналы спасателям куском яркой ткани с балкона или фонариком из комнаты (если дым снаружи)
6. Если концентрация дыма высока или резко повысилась температура, выйти на балкон плотно прикрыв за собой дверь. Захватить с собой намоченное одеяло или другую плотную ткань, чтобы защититься от огня при необходимости. 
7. Если у вас нет балкона - встать на подоконник (выступ, карниз), держаться за стену и ожидать спасателей.

Особое внимание учащихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:
• тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);
• пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);
• спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков, падение почти всегда неизбежно;
• выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).

Рассмотрите с учащимися ситуацию выхода из горящего или задымленного помещения.

Обсудите с учащимися правила безопасного поведения в случае, если нельзя покинуть квартиру (эвакуироваться) во время пожара в доме.

Ситуация. Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор?

Действия при загорании телевизора:
1. Обесточить телевизор или полностью отключить электропитание в квартире 
2. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, одеялом.

Действия при взрыве телевизора и усилении горения:
1. Покинуть помещение 
2. Закрыть плотно двери и окна 
3. Сообщить о возгорании в пожарную охрану

Подчеркните при этом, что вода хорошо проводит электрический ток, потому заливать водой даже отключенный от электрической сети телевизор нельзя, так как большое остаточное емкостное напряжение может стать причиной электротравмы.

Излагая материал об огнестойкости зданий и сооружений, обязательно укажите, что распространение пожара в них во многом зависит от того, из какого строительного материала они сделаны. Используя рисунки в учебнике, поясните, в каких случаях огонь может распространяться через строительные конструкции.



Практические задания.
Нарисуйте в рабочей тетради план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара.
Представьте, что вам приходится выбираться из вашей квартиры в условиях сильного задымления или в темноте. Составьте путь эвакуации “вслепую”, подробно описав все проходы, повороты, двери и т.п., выучите его наизусть.



В многоэтажных жилых, административных и производственных зданиях, в школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые состоят из:
• шкафчика;
• крана с вентилем, к которому подключен пожарный рукав;
• пожарного рукава с подсоединенным пожарным стволом;
• пожарного ствола.
При обнаружении пожара следует открыть шкаф, взять ствол, который уже прикреплен к рукаву, и бежать с ним к очагу загорания; затем, положив его, быстро вернуться к крану, открыть вентиль, далее - возвратиться к стволу, взять его и направить струю на очаг пожара. Действовать надо навстречу огню, а не идти за ним следом.
Небольшие пожары (загорания) можно тушить с помощью огнетушителей. Познакомимся с некоторыми из них.
Огнетушители химические, пенные ОХП-10 предназначены для тушения очагов загорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением.
Для приведения огнетушителя марки ОХП-10 в действие необходимо:
• поднести огнетушитель к очагу пожара;
• прочистить спрыск шпилькой или иголкой;
• поднять рукоятку и перекинуть до отказа на 180°;
• перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;
• направить струю на очаг загорания.
Огнетушители углекислотные ОУ-2 используются для тушения загорании различных веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.
Для приведения в действие огнетушителя марки ОУ-2 следует:
• сорвать пломбу, выдернуть чеку;
• направить раструб на пламя;
• нажать рычаг.

При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя:
• держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз;
• прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до -60 - -70°С;
• при тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени.

Рефлексия.

Контрольные вопросы
Какие средства тушения пожара вам известны? Как ими правильно пользоваться? Назовите меры безопасности при применении углекислотного огнетушителя. Перечислите, что можно использовать в качестве подручных средств пожаротушения?

Домашнее задание

Практические задания
Проведите дома со взрослыми маленькие учения по тушению загоревшегося (условно) телевизора, новогодней елки. Пусть вам сначала покажут, что надо делать, а потом сделайте это сами.
Есть ли в доме, где вы живете, средства пожаротушения? Какие? Вместе со взрослыми откройте внутренний пожарный кран. Посмотрите, как он укомплектован.

Рекомендации
На уроках по изучению правил пожарной безопасности больше внимания следует уделить:
1) Правильному практическому выполнению учащимися мер, обеспечивающих безопасный выход из горящего или задымленного помещения:
• защищать глаза и органы дыхания;
• передвигаться нагнувшись или ползком, накрывшись плотной, по возможности влажной тканью;
• двигаясь по лестничной клетке, держаться за поручни или стены и дышать через влажный платок.
2) Обучению школьников правильной герметизации дверей с целью защиты от проникновения дыма.
3) Изучению устройства и правил пользования огнетушителями марок ОХП-10, ОУ-2 и внутренним пожарным краном.