СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного занятия кружка «Знатоки русского языка» в 7 классе по теме «Уточню, укажу, на вопрос отвечу...» (употребление частиц в речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие разработано для кружка "Знатоки русского языка" в 7 классе (в рамках внеурочной деятельности ФГОС). Занятие проводится в форме лингвистической командной игры. Тема занятия связана с учебной программой 7 класса - "Служебные части речи. Частица". Таким образом, в игровой форме на внеурочном занятии обобщается и закрепляется учебный материал, пройденный на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия кружка «Знатоки русского языка» в 7 классе по теме «Уточню, укажу, на вопрос отвечу...» (употребление частиц в речи)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 16 при УлГТУ города Димитровграда Ульяновской области»












Методическая разработка

внеурочного занятия

кружка «Знатоки русского языка»

в 7 классе

по теме

«Уточню, укажу, на вопрос отвечу...»

(употребление частиц в речи)







Автор разработки:

Рагозина Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы
















Димитровград

2017

Образовательные цели

1.Обобщить знания учеников по теме;

2.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;

3.Показать отличие частиц от других служебных частей речи;

4.Совершенствовать умения и навыки по данной теме.


Формируемые УУД

Личностные:

-развитие способности у учащихся самостоятельно применять полученные знания;

- развитие самостоятельности в обобщении полученных знаний и практических умений;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

- развитие устной монологической речи.


Метапредметные

1.Регулятивные

-прогнозировать результат и уровень усвоения способов действия;

- самостоятельно формировать выводы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

- на основании результатов эксперимента формулировать вывод;

- развивать коммуникативные навыки.


2.Предметные

- формировать навыки, обоснованно применять их в работе;

- формулировать ответы на вопросы учителя, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


3.Коммуникативные

- умение взаимодействовать в процессе учебной деятельности;

- умение формировать собственное мнение;

- умение устно оформить свои мысли.

- развивать у учащихся осознание своей значимости в коллективе, их роли в совместной деятельности в процессе выполнения заданий.


Формы работы учащихся: групповая.




Ход занятия

I этап. Организационный.

Обучающиеся делятся на две команды, занимают свои места, придумывают название команды, ведущий приветствует присутствующих, представляет жюри, объявляет тему занятия.


II этап. Конкурсные задания.


1 конкурс. Разминка.

( время – 3 мин., максимум – 5 баллов, за каждую ненайденную частицу – 1 б)


Выпишите все частицы из стихотворения:

Частицы бы, ли, же…

Хотя все они служебные слова,

Но у каждой свой характер,

Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.

Бы- мечтает

Ли- сомневается

Же- утверждает

И попробуйте прожить хоть без

Одной из этих частиц!

Не проживёте!

Попробуйте ничего не утверждать

Попробуйте ни о чём не мечтать

Сможете прожить?

Не сможете!



(ответ: бы, ли, же, бы, ли, же, хоть, не, не, ни, не, не)



2 конкурс. Мастера слова.

(время – 5 мин., максимум – 8 баллов ( по 1 б. за каждую верно вставленную в текст частицу)



Текст – это наша мастерская, где живут слова, дружат между собой, другими словами «мастерят» предложения.

Дополните сочинение-миниатюру, вставив подходящие по смыслу частицы.


Весна радует нас первыми цветами. … и ландыши, и подснежники,и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! … кто - то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух,чистоту. … в апреле начинается настоящая весна. … видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. … конечно, … май – весенний месяц Победы. … воздух чист! … ясен небосклон!

(это, а, уже, именно, как, же, и, вряд ли )

(Ответ:

Весна радует нас первыми цветами. Это и ландыши, и подснежники, и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! Вряд ли кто-то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух, чистоту. Именно в апреле начинается настоящая весна. Уже видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. И конечно же, май – весенний месяц Победы. Как воздух чист! Как ясен небосклон!)


3 конкурс. Без слов…

(Время – 2 минуты на каждую пословицу; по 3 пословицы на каждую команду – всего 12 минут. За каждую угаданную пословицу максимум 3 балла, за использование подсказки -1 балл)


Выходят по одному человеку от команды. Каждому из них предлагается пословица, содержащая частицу. Задача игрока без слов (жестами, мимикой, движениями) показать эту пословицу своей команде, чтобы команда догадалась, о какой пословице идет речь. Команда может воспользоваться двумя подсказками.

(Пословицы:

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

3) Ласковое слово даже кошке приятно.

4) Что написано пером, не вырубишь топором.

5) Семеро одного не ждут.

6) Если бы да кабы во рту выросли грибы.)


4 конкурс. Художники-авангардисты.

(Время – 5 минут. Максимум 5 баллов)


Представьте, что вы попали в волшебный город, где живут частицы. Изобразите обстановку и жителей этого города, какими вы их представляете.


III этап. Заключительный.

Подведение итогов конкурса, награждение команд.







Приложение

__________________________________________________________________


Команда____________________________________________



Частицы бы, ли, же…

Хотя все они служебные слова,

Но у каждой свой характер,

Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.

Бы- мечтает

Ли- сомневается

Же- утверждает

И попробуйте прожить хоть без

Одной из этих частиц!

Не проживёте!

Попробуйте ничего не утверждать

Попробуйте ни о чём не мечтать

Сможете прожить?

Не сможете!



Частицы:________________________________________________________


_________________________________________________________________



Команда_____________________________



Частицы бы, ли, же…

Хотя все они служебные слова,

Но у каждой свой характер,

Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.

Бы- мечтает

Ли- сомневается

Же- утверждает

И попробуйте прожить хоть без

Одной из этих частиц!

Не проживёте!

Попробуйте ничего не утверждать

Попробуйте ни о чём не мечтать

Сможете прожить?

Не сможете!



Частицы:________________________________________________________




Команда____________________________________________



Весна радует нас первыми цветами. … и ландыши, и подснежники, и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! … кто - то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух, чистоту. … в апреле начинается настоящая весна. … видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. … конечно, … май – весенний месяц Победы. … воздух чист! … ясен небосклон!


Частицы для вставки: это, а, уже, именно, как, же, и, вряд ли


_________________________________________________________________




Команда____________________________________________



Весна радует нас первыми цветами. … и ландыши, и подснежники, и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! … кто - то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух, чистоту. … в апреле начинается настоящая весна. … видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. … конечно, … май – весенний месяц Победы. … воздух чист! … ясен небосклон!


Частицы для вставки: это, а, уже, именно, как, же, и, вряд ли










1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

___________________________________________


2) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

________________________________________________


3) Ласковое слово даже кошке приятно.

_________________________________________________


4) Что написано пером, не вырубишь топором.

_________________________________________________


5) Семеро одного не ждут.

___________________________________________


6) Если бы да кабы во рту выросли грибы.

___________________________________________________




















ГОРОД ЧАСТИЦ

























Команда____________________________________________

ГОРОД ЧАСТИЦ

























Команда____________________________________________

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ



1 конкурс

«Разминка»

2 конкурс

«Мастера слова»

3 конкурс

«Без слов…»

4 конкурс

«Художники-авангардисты»

ИТОГ

Команда

«_______________________»






Команда

«____________________»







ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ



1 конкурс

«Разминка»

2 конкурс

«Мастера слова»

3 конкурс

«Без слов…»

4 конкурс

«Художники-авангардисты»

ИТОГ

Команда

«____________________»






Команда

«__________________»







ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ


1 конкурс

«Разминка»

2 конкурс

«Мастера слова»

3 конкурс

«Без слов…»

4 конкурс

«Художники-авангардисты»

ИТОГ

Команда

«______________________»






Команда

«___________________»