Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 16 при УлГТУ города Димитровграда Ульяновской области»
Методическая разработка
внеурочного занятия
кружка «Знатоки русского языка»
в 7 классе
по теме
«Уточню, укажу, на вопрос отвечу...»
(употребление частиц в речи)
Автор разработки:
Рагозина Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Димитровград
2017
Образовательные цели
1.Обобщить знания учеников по теме;
2.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций;
3.Показать отличие частиц от других служебных частей речи;
4.Совершенствовать умения и навыки по данной теме.
Формируемые УУД
Личностные:
-развитие способности у учащихся самостоятельно применять полученные знания;
- развитие самостоятельности в обобщении полученных знаний и практических умений;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;
-создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
- развитие устной монологической речи.
Метапредметные
1.Регулятивные
-прогнозировать результат и уровень усвоения способов действия;
- самостоятельно формировать выводы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
- на основании результатов эксперимента формулировать вывод;
- развивать коммуникативные навыки.
2.Предметные
- формировать навыки, обоснованно применять их в работе;
- формулировать ответы на вопросы учителя, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
3.Коммуникативные
- умение взаимодействовать в процессе учебной деятельности;
- умение формировать собственное мнение;
- умение устно оформить свои мысли.
- развивать у учащихся осознание своей значимости в коллективе, их роли в совместной деятельности в процессе выполнения заданий.
Формы работы учащихся: групповая.
Ход занятия
I этап. Организационный.
Обучающиеся делятся на две команды, занимают свои места, придумывают название команды, ведущий приветствует присутствующих, представляет жюри, объявляет тему занятия.
II этап. Конкурсные задания.
1 конкурс. Разминка.
( время – 3 мин., максимум – 5 баллов, за каждую ненайденную частицу – 1 б)
Выпишите все частицы из стихотворения:
Частицы бы, ли, же…
Хотя все они служебные слова,
Но у каждой свой характер,
Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.
Бы- мечтает
Ли- сомневается
Же- утверждает
И попробуйте прожить хоть без
Одной из этих частиц!
Не проживёте!
Попробуйте ничего не утверждать
Попробуйте ни о чём не мечтать
Сможете прожить?
Не сможете!
(ответ: бы, ли, же, бы, ли, же, хоть, не, не, ни, не, не)
2 конкурс. Мастера слова.
(время – 5 мин., максимум – 8 баллов ( по 1 б. за каждую верно вставленную в текст частицу)
Текст – это наша мастерская, где живут слова, дружат между собой, другими словами «мастерят» предложения.
Дополните сочинение-миниатюру, вставив подходящие по смыслу частицы.
Весна радует нас первыми цветами. … и ландыши, и подснежники,и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! … кто - то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух,чистоту. … в апреле начинается настоящая весна. … видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. … конечно, … май – весенний месяц Победы. … воздух чист! … ясен небосклон!
(это, а, уже, именно, как, же, и, вряд ли )
(Ответ:
Весна радует нас первыми цветами. Это и ландыши, и подснежники, и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! Вряд ли кто-то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух, чистоту. Именно в апреле начинается настоящая весна. Уже видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. И конечно же, май – весенний месяц Победы. Как воздух чист! Как ясен небосклон!)
3 конкурс. Без слов…
(Время – 2 минуты на каждую пословицу; по 3 пословицы на каждую команду – всего 12 минут. За каждую угаданную пословицу максимум 3 балла, за использование подсказки -1 балл)
Выходят по одному человеку от команды. Каждому из них предлагается пословица, содержащая частицу. Задача игрока без слов (жестами, мимикой, движениями) показать эту пословицу своей команде, чтобы команда догадалась, о какой пословице идет речь. Команда может воспользоваться двумя подсказками.
(Пословицы:
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
3) Ласковое слово даже кошке приятно.
4) Что написано пером, не вырубишь топором.
5) Семеро одного не ждут.
6) Если бы да кабы во рту выросли грибы.)
4 конкурс. Художники-авангардисты.
(Время – 5 минут. Максимум 5 баллов)
Представьте, что вы попали в волшебный город, где живут частицы. Изобразите обстановку и жителей этого города, какими вы их представляете.
III этап. Заключительный.
Подведение итогов конкурса, награждение команд.
Приложение
__________________________________________________________________
Команда____________________________________________
Частицы бы, ли, же…
Хотя все они служебные слова,
Но у каждой свой характер,
Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.
Бы- мечтает
Ли- сомневается
Же- утверждает
И попробуйте прожить хоть без
Одной из этих частиц!
Не проживёте!
Попробуйте ничего не утверждать
Попробуйте ни о чём не мечтать
Сможете прожить?
Не сможете!
Частицы:________________________________________________________
_________________________________________________________________
Команда_____________________________
Частицы бы, ли, же…
Хотя все они служебные слова,
Но у каждой свой характер,
Поэтому ведут они себя в тексте по- разному.
Бы- мечтает
Ли- сомневается
Же- утверждает
И попробуйте прожить хоть без
Одной из этих частиц!
Не проживёте!
Попробуйте ничего не утверждать
Попробуйте ни о чём не мечтать
Сможете прожить?
Не сможете!
Частицы:________________________________________________________
Команда____________________________________________
Весна радует нас первыми цветами. … и ландыши, и подснежники, и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! … кто - то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух, чистоту. … в апреле начинается настоящая весна. … видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. … конечно, … май – весенний месяц Победы. … воздух чист! … ясен небосклон!
Частицы для вставки: это, а, уже, именно, как, же, и, вряд ли
_________________________________________________________________
Команда____________________________________________
Весна радует нас первыми цветами. … и ландыши, и подснежники, и белая кашка, и васильки, и колокольчики. Какая красота! … кто - то не согласится с этим. Каждый весенний месяц приносит нам свои подарки и забавы. Март – весенний воздух, чистоту. … в апреле начинается настоящая весна. … видны косяки птиц, извещающих нас о своём прилёте. … конечно, … май – весенний месяц Победы. … воздух чист! … ясен небосклон!
Частицы для вставки: это, а, уже, именно, как, же, и, вряд ли
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
___________________________________________
2) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
________________________________________________
3) Ласковое слово даже кошке приятно.
_________________________________________________
4) Что написано пером, не вырубишь топором.
_________________________________________________
5) Семеро одного не ждут.
___________________________________________
6) Если бы да кабы во рту выросли грибы.
___________________________________________________
ГОРОД ЧАСТИЦ
Команда____________________________________________
ГОРОД ЧАСТИЦ
Команда____________________________________________
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
| 1 конкурс «Разминка» | 2 конкурс «Мастера слова» | 3 конкурс «Без слов…» | 4 конкурс «Художники-авангардисты» | ИТОГ |
Команда «_______________________» | | | | | |
Команда «____________________» | | | | | |
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
| 1 конкурс «Разминка» | 2 конкурс «Мастера слова» | 3 конкурс «Без слов…» | 4 конкурс «Художники-авангардисты» | ИТОГ |
Команда «____________________» | | | | | |
Команда «__________________» | | | | | |
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ
| 1 конкурс «Разминка» | 2 конкурс «Мастера слова» | 3 конкурс «Без слов…» | 4 конкурс «Художники-авангардисты» | ИТОГ |
Команда «______________________» | | | | | |
Команда «___________________» | | | | | |