СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Жестово-образные игры для детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровой материал для педагогов дошкольный учреждений

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Жестово-образные игры для детей дошкольного возраста"»

ЖЕСТОВО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ

Для раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлены жестово-образные игры, дается практический материал с комментариями и методическими рекомендациями для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Материал подобран по теме «Кругооборот года и погодные явления». Подробно поясняется развивающее значение каждой игры в контексте сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей с учетом особенностей их поведения и развития. Все игры предназначены для длительного, поэтапного разыгрывания, могут разыгрываться как целостно развернутым сюжетом, так и отдельными фрагментами, с разнообразными предметными опорами, что способствует концентрации внимания на содержании и игровом действии.

Жестово-образные игры по содержа​нию и подаче материала - сложный вариант сенсорно-двигательных игр. Образ передается не столько словами взрослого, сколько жестами. В чем цен​ность игр? Необычайно широки их развивающие возможности - они охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленно​го внимания, познавательной сферы, по​скольку несут богатый образный матери​ал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мы​шления. Органичное соединение движе​ния и речи способствует речевому разви​тию, многократное повторение - развитию памяти, а разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты - развитию восприя​тия, зрительно-моторной координации и саморегуляции. Следовательно, с полным основанием можно считать, что сенсорно-двигательные жестово-образные игры - хорошая школа, формирующая произ​вольное поведение (см. фото 1). Иными словами, они позволяют игрокам овладе​вать своевременностью действия, научить​ся соотносить свое движение с движения​ми взрослых и детей, с пространственно-предметным окружением.

Вместе с тем занятие, построенное на основе жестово-образных игр, не страдает заорганизованностью. На одном и том же материале дети имеют возможность про​являть свои «неудобные» для окружаю​щих особенности и темперамент, а педагог - с помощью того же материала - учиты​вать и корректировать их у каждого. И все это без организационно-дисциплинарного напряжения в силу особенностей жестовообразных игр, а именно увлекательного сюжета, учета двигательных потребностей и отсутствия директивного воздействия детей на них.

Таким образом, одни и те же сенсорно-двигательные игры оказывают целитель​ное, корректирующее воздействие на де​тей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помо​гают пробудиться и раскрыться, а растор​моженному, невнимательному, агрессив​ному - овладеть собой.

По содержанию и степени близости к жизненному опыту ребенка жестово-образные игры можно разделить на два ви​да и, соответственно, на два этапа их предъявления (разделение условное). Первый вид и, соответственно, первый этап мы назовем тестовым по признаку почти полного отсутствия отвлеченных образов. Игры эти связаны с повседневной жизнью малыша или с текущим временем года - отображают погодные явления, быт чело​века и жизнь ближайших знакомых. Вто​рой вид и, соответственно, второй этап обо​значим как жестово-образный, поскольку он богат образами, отдаленными от по​вседневных переживаний детей. Имеются в виду социально ориентированные игры, отображающие события жизни человека в социуме как в домашней хозяйственной сфере, так и в разных профессиях, а также обобщенные образы природных явлений текущего сезона.

Первый вид жестово-образных игр уни​версален - подходит детям раннего, млад​шего и среднего дошкольного возраста. Все зависит от заложенных в их основу обра​зов, характера и сложности движений, вре​менного объема игры. Второй вид, особен​но на тему, связанную с профессиями, в силу своей специфики и возрастных осо​бенностей адресован дошкольникам сред​него и старшего возраста. Разумеется, иг​ры могут быть и комбинированными, со​четаться с тактильными (см.: Дошкольное воспитание. 2010. № 8), иметь варианты упрощения и усложнения в соответствии с возрастом и актуальным опытом детей конкретной группы.

Вниманию читателей предлагаем не​сколько жестовых игр, адресованы они де​тям 2-4 лет. В зависимости от зрелости их внимания и поставленных задач занятие может продолжаться от 10 до 15-18 минут (в группах среднего и старшего дошкольного возраста до 25 минут). Отме​тим: за это время дети не устают в силу ди​намичности игры, чередования концентра​ции внимания и расслабления, интенсив​ного движения и покоя, наличия сюжета, адекватного возрасту и опыту. Более того, благодаря правилам, охватывающим про​тивоположные действия (движение круп​ное и мелкое, широкий диапазон активно​сти вплоть до полного покоя, изменение характера и направления движений, жес​тов и т.п.), ребенок наполняется силами, весьма интенсивно воспринимает самого себя в движении, что важно для развития пространственного образа себя. Вместе с тем он реализуется как творец яркой, на​сыщенной красками реальности. Подра​жание в данном случае не просто копиро​вание, уподобление, оно еще обретает осо​бый смысл. С одной стороны, становится каналом для воссоединения ребенка с са​мим собой (в переживании собственного двигательно-пространственного образа), а с другой - каналом для эмоционально-образного воссоединения с отображаемы​ми жизненными явлениями.

Такому процессу более всего способст​вует определенная композиция - зачин, развитие, кульминация и завершение. В этом и кроется своеобразие жестово-образных игр, их значительный развиваю​щий потенциал, а творческий подход, ак​терское и педагогическое мастерство веду​щего обеспечивают детям длительную концентрацию внимания, активное учас​тие и значительный развивающий потен​циал.

Желательно, чтобы на первых порах пе​дагог разыгрывал лишь фрагмент игры. Развивать сюжет, насыщая его новыми элементами, возможно только после двух-трех занятий. На протяжении освое​ния игры педагог может вводить новые ча​сти, а уже освоенные или неактуальные не использовать. Может дополнять игру бо​лее сложными вариациями жестов, вво​дить какие-то новые элементы.

Достоинство предложенных игр в том, что они не отличаются статичностью, не​изменностью. У педагога есть возмож​ность найти или придумать нечто свое.


«Осенняя прогулка»

(для детей 2-5 лет)

Значение игры. Ребенок в ходе игры учится сохранять равновесие, управлять своим шагом, чувствовать состояние ног как в движении, так и в покое. Ощущение тяже​сти и легкости шага позволяет управлять ве​личиной и скоростью. Своевременное чере​дование - шаг, бег, подпрыгивание - кон​центрирует внимание детей на движениях, развивает произвольность. В ходе игры дети учатся согласовывать свои движения и ока​зывать друг другу помощь. Игра способству​ет восприятию пространства тела и прост​ранства окружения, развивает умение сохра​нять равновесие во вращении, находить баланс в движении (разгон - замедление).

Материал. Блюдо или корзинка, напол​ненные осенними листьями клена (чем разнообразнее их окраска, тем лучше; если листья мокрые, не следует их сушить - это дополнительное сенсорное воздействие), лоскут однотонной ткани (1.5 х 2 м), на​пример льняная скатерть, под которой можно спрятаться.

Ход игры

Первый фрагмент. Образуется круг. Началом может служить тактильная «Игра-одевание» (см.: Дошкольное воспитание. 2010. № 8). Далее следует подвижная часть.

1.​ Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими

шагами, 2 раза).

2.​ Большие ноги шагали по дороге (на каждое слово большой шаг).

3.​ Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).

4.​ Скакали по кочкам (прыгаем на месте или в боковом направлении, 2-3 раза).

5.​ Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.)

Потеряли сапожок (сохраняем равнове​сие),

Потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

6. ,3аглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз).

Вот он, вот он, сапожок! (Радостно кру​тим перед собой ножкой.)

Действие повторяется 2 раза от слов «Маленькие ножки шли по дорожке» до слов «Вот он, вот он, сапожок!».

1. Быстрые ножки бежали по дорожке.

Второй фрагмент (автор Л. Ершова).

8. Шли-шли-шли и в большой лес при​шли (расходимся широким кругом, держась

за руки).

Мы пришли в осенний лес, Полный сказочных чудес. Сколько листьев расписных, Красных, желтых, золотых!

9. Листик для Маши, листик для Саши и т.д. (каждый ребенок получает по листи​ку; желательно, чтобы он мог его рассмот​реть, провести пальцем по «дорожкам»-

прожилкам, пятнышкам и др.).

10. Листиком помашем, листиком пома​шем (действия по тексту, под простую ме​лодию).

Красный, желтый, золотой, Как красив ты, лист резной!

11. С листиком попляшем,

С листиком попляшем (кружимся). Красный, желтый, золотой Вьется листик надо мной.

12. Вот листочки высоко (вытягиваемся максимально).

Вот листочки низко (приседаем и лис​точками по полу шуршим, 2 раза).

Вот листочек далеко (откладываем лис​точек в сторону, подальше от центра круга).

Вот листочек близко (прижимаем лис​точек к груди, 2 раза).

13. Но тут налетел ветерок и подул на листок: «Фф-фф, фф-фф» (выразительно

дуем на листок, длительно выдыхая).

14. Листочки полетели-полетели-полетели (кружимся вслед за листочками).

И на землю сели (приседаем, пауза, пол​ная остановка, 1-2 раза).

15. Листочки закружились-закружи​лись (побежали вслед за листочками по кругу)

И остановились (приседаем, пауза, пол​ная остановка).

16. Пришел дворник, в кучу листики со​брал (ведущий кладет свой листок в сере​дину круга, туда же кладут свои листочки и дети. Затем все собранное перекладыва​ется в корзинку).

В дождливую погоду игру можно про​должить следующим фрагментом.

17. Солнышко ясное по небу ходило (ве​дем хоровод, напевая несложный мотив).

Солнышко ясное все лето светило.

18. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).

19.​ Светить перестало (приседаем на корточки).

20.​ Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову

руками.)

Отдыхает от забот (пауза в покое, зами​раем на 10-20 секунд), Пока дождик льет и льет. Пункты 17—20 повторить.

21. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указатель​ными пальцами левой и правой руки.)

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увели​чиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.

22. Дождик-дождик льется (всеми паль​цами стучим, чередуя правую и левую руки),

В руки не дается.

23. Дождик-дождик-дождик льет (ладо​нями поочередно, громко хлопаем по полу)

И гулять нам не дает.

24. Очень мокро под дождем! (Прекра​щаем стук.)

Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань - это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети. «Слушаем» тишину.)

Вот и дождик прошел, можно пойти гу​лять, прыгать, бегать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и коч​ками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки».

«Как на тоненький ледок»

(переработка русской народной песни;

для детей от 2,5 лет; для детей 3-4 лет и старше можно объединить с музыкально-ритмическими играми «Зимняя» и «Зайка»)

Значение игры. Игра дает возможность концентрированно пережить границы тела (первая часть), богата сменой ритма и ско​рости движений, контрастом движения -от интенсивного до полного покоя, кон​трастом положения тела - от вертикально​го до горизонтального (вторая часть). Все это способствует развитию произвольного управления собственным движением.

Материал. Бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные по​лосы ткани (для каждой пары).

Ход игры

Первая часть («Одевание») - дети си​дят на стульях, затем разыгрываете по​движная часть.

1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой нож​ки (плотно гладим ногу от носка к колену).

2.​ Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).

3.​ Наденем пальтишки, наденем паль​тишки (гладим одну руку от запястья к

плечу, затем другую).

4.​ Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).

5.​ И шапки пуховые (двумя руками об​хватываем головку).

6.​ И застегнемся:

Вот так, вот так! (Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто от​мечаем пуговицы.)

Пуговка к пуговке в ряд.

Что ж, готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободное место, образуя пары. Каждая пара - «ло​шадка» и «всадник». На «лошадке» (она сто​ит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Ло​шадка начинает движение медленным ша​гом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается «всадник». Движения выполня​ются на мотив русской народной песни.

I. Как на тоненький ледок (идем медлен​но, высоко поднимаем колени на каждый

слог)

Выпал беленький снежок.

8. Выпал беленький снежок (шаг уско​ряем),

Ехал Ванечка-дружок.

9.​ Ехал Ваня, поспешал (подскоки),

Ехал Ваня, поспешал (легкий галоп, с каждым движением интенсивнее),

Ехал Ваня, поспешал.

10. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).

II. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд).

Никто к Ване не бежит.

12. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы

под козырек),

Прямо к Ване подбежали.

13. На коня Ваню сажали (встаем, бе​рем за уздечку «лошадку»),

В путь-дорогу провожали.

Песенка повторяется в более интенсив​ном исполнении 2-3 раза от слов «Как на тоненький ледок» до слов «В путь-дорогу провожали».

14. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем в ритме песенки; см. фото 2),

Не смотри по сторонам!

А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги),

На белые дорожки!

«Зимняя»

(музыкально-ритмическая игра

для детей 2,5-5 лет)

Значение игры. Соединяет в себе так​тильные элементы (особенно в первой ча​сти) с различными видами движения. Ос​новной акцент приходится на изменение положения тела из вертикального в гори​зонтальное, контраст подвижности и непо​движности.

Ход игры

Первая часть («Одевание») - дети си​дят на стульях. Игра идет в соответствии с первой частью игры «Как на тоненький ле​док».

Вторая часть («Зимняя») - хороводное движение.

Взявшись за руки, дети ведут хоровод, отмечая короткими шагами каждый слог.

1. Маленькие ножки шли по дорожке (идем короткими, частыми шагами).

Большие ноги шагали по дороге (идем большими шагами, отмечая каждое слово, 2 раза).

Скрип-скрип, топ-топ!

2. Провалились мы в сугроб! (Падаем на пол и замираем на 10-20 секунд.)

3. Из сугроба вылезаем (поднимаемся),

И штанишки отряхаем,

И пальтишки отряхаем (энергично от​ряхиваемся),

Шапки тоже отряхаем.

Путь свой дальше продолжаем.

Повторяем движения от слов «Большие ноги шагали по дороге» до слов «Путь свой дальше продолжаем».

4. А мороз-то крепчает! (Ежимся, будто от холода.)

И за носик кусает,

И за ушки щиплет,

И за щечки кусает (чувствительно по​щипываем себя за нос, уши).

В особенно морозную погоду предлагаем разыгрывать следующий фрагмент (твор​ческая переработка Н. Пику левой, И. Щу​киной).

5. Ты, мороз-мороз-мороз (грозим друг другу пальцами в ритме стиха),

Не хватай меня за нос!

Не щипай меня за ушки!

Не кусай меня за щечки!

7.​ А мороз-то крепчает,

Метель-вьюгу призывает.

7.​ Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью (вра​щаем перед собой согнутые в локтях ру​ки).

8.​ Колотушки колочу (кулачками друг по другу энергично постукиваем),

Заколачиваю, приколачиваю.

Примечания. 1. Громкость и экспрессия декламации доходит до шепота в соответ​ствии с движениями. 2. Упражнение мож​но повторить несколько раз, увеличивая и уменьшая амплитуду движений, например широко вращать выпрямленными руками, хлопать себя по коленям, кружиться, то​пая ногами. Закончить игру постукивани​ем указательными пальцами.

Игру «Зайка» можно продолжить, разы​грав «лесной» фрагмент (инсценировка ли​товской народной песни).

1. А в лесу под елкой сидит зайка (приса​живаемся, выразительно двигая ладошка​ми),

А в лесу под елкой сидит зайка.

2.​ Отморозил зайка ножки (гладим нож​ки, сидя на корточках).

3.​ Побежал он по дорожке (подпрыгива​ем на корточках)

В свою норку, в свою норку.

4. Спрятался наш зайка - нет его нигде!

(На корточках укрываем голову руками и замираем на 5-10 секунд.)

Позовем мы зайку: «Где ты зайчик, где?» (Сидим, не поднимая головы.)

5. Скачет зайка, прыг да скок,

Прыг да скок, прыг да скок! (Открыва​емся белому свету и, встав на ноги, под​прыгиваем на месте.)

6. И на горке снег, снег, снег (слегка при​минаем снег - широкие движения руками,

очерчиваем контур холма на уровне головы)

7.​ И под горкой снег, снег, снег (на уров​не колен широкие приминающие движения).

8.​ И на елке снег, снег, снег (поднимаем руки вверх и будто бы формируем верхуш​ку елки).

9.​ И под елкой снег, снег, снег (опускаем руки и будто бы вокруг ствола трамбуем

снег),

А под снегом спит медведь.

Тише-тише, не шуметь! (Прикладываем палец к губам.)

«Медведь в берлоге»

(для детей от 2 лет 10 месяцев и старше)

Композицию можно включить в содер​жание сенсорно-двигательной игры, а так​же разыгрывать как отдельную игру с пра​вилом с ярко выраженным сенсорно-двигательным компонентом. Белая ткань, накрывающая берлогу, позволяет медведю ощутить не только состояние уединения, отдельности от окружения. Спящий мед​ведь - это знак того, что в берлоге необхо​димо сидеть неподвижно.

Значение игры. Игра направлена на развитие пространственного восприятия. Дети 4-5 лет могут учиться определять по части целое (по ботиночку угадываем партнера, которого выбираем).

Материал. Белая ткань (покрытие бер​логи) - полупрозрачный хлопковый тюль (для детей до 4 лет) или плотное полотно (для более старших воспитанников); иг​рушка-медведь, представленная как мож​но более реалистично.

Ход игры

Взрослый (ведущий) считалкой выби​рает ребенка-водящего (обитатель берло​ги). Водящий получает игрушку, приседа​ет на корточки. Со словами «Это медвежья берлога» взрослый накрывает водящего тканью и предлагает детям, взявшись за руки, хороводом идти вокруг «берлоги», напевая трехстишие.

Медвежонок-лежебока

Спит в своей берлоге.

Хоть в лесу все тихо,

Но ты смотри получше,

Потому что чутко спит

Он под сосной колючей.

На слог, чей дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге, но так, чтобы не потрево​жить медведя. А водящий, находясь в берло​ге, должен дотронуться игрушечным миш​кой до чьей-либо ноги. Тот, кто попался, принимает роль обитателя берлоги.

«Навстречу весне»

(для детей 2,5-4 лет)

Композиция включает жестовый сюжет. Игроки сидят на стульях, а затем разыгры​вают музыкально-ритмический хоровод. Действие разворачивается постепенно: пол​ный покой с нарастающей подвижностью доходит до кульминации и завершается ус​корением.


Значение игры. Прикосновения позволя​ют детям более отчетливо воспринимать час-. ти тела. От концентрированного «самовос​приятия» дети переходят к восприятию окру​жающего пространства и возвращаются к восприятию самих себя в этом пространстве. Жесты - в состоянии покоя, прикосновения, вращения, асимметричные хлопки - разви​вают равновесие, координацию; действия спо​собствуют становлению предпосылок, разви​вающих произвольность, ловкость, внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Материал. Шест, на одном конце кото​рого закреплены свободно свисающие яр​кие атласные ленты (карусель); ленты - весенние ручьи из небесно-голубого атла​са длиной 1,3 м (по числу детей).

Ход игры

Первая часть. Дети сидят на стульчи​ках, затем в соответствии с сюжетом пе​ремещаются на свободное пространство.

1. В нашем маленьком домишке (кладем голову на колени, закрываем глаза)

В колыбельках спят детишки.

2.​ Вот с кроватки кувыркнулись (согну​тыми в локтях руками крутим перед собой катушку; см.

фото 3).

3.​ Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).

4.​ Нос, лоб, голова (касаемся руками).

5.​ Уши, щеки.

6.​ И глаза спрятались и нашлись (за​крываем ладонями).

7.​ Плечики - плечики (плотно оглажи​ваем плечи).

8.​ Спинка и грудь (поглаживаем спину и

грудь).

Ты разбудить ничего не забудь!

9. Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопа​ем в ритме стиха, держа руки перед собой).

10.​ А ножки топают, ножки топают (то​паем в ритме стиха).

11.​ Мы проснулись, потяну-у-у-лись,

12.​ Всем вокруг мы улыбнулись (смот​рим в глаза друг другу, улыбаясь).

13.​ Наши ручки в пляс пустились (кру​тим согнутые в локтях руки, держа их пе​ред собой).

14.​ Завертелись,

15. Закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти повора​чиваем в разные стороны, несколько раз).

На головке полежали (движения по тексту)

И на плечиках полежали (см. фото 4).

На коленях полежали,

И на ножках полежали.

И за спинку убежали.

Спрятались.

Где же, где же, где же на​ши ручки? (Руки по-преж​нему спрятаны за спиной.)

Нету-нету-нету наших ручек.

Где же, где же, где же на​ши ручки?

Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! (Хлопки по ко​леням.)

Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

По ходу игры, как только дети освоят ее содержание, можно произвольно менять порядок называния частей тела, но медлен​но, чтобы каждый ребенок успел не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения.

Усложнения. 1. В содержание игры без ограничений можно вводить и другие час​ти тела, например на животике полежали, на ушках полежали и т.д. 2. На последних строчках хлопки по коленям можно заме​нить на другие жесты (разнообразные по​вороты кистей без хлопков и с хлопками).


Вторая часть, подвижная

1.​ Упражнение «Солнышко, выгляни!»

Солнышко, выгляни! (Раскрываем руки, тянемся к небу.)

Красное, высвети! (Крутимся, держа руки в таком положении.)

Красно солнышко, в дорогу выезжай! (Беремся за руки и хороводом по часовой стрелке идем по кругу.)

Красно солнышко, в дорогу выезжай! (Второй раз более энергично, 2 раза).

2. «Вот уж зимушка проходит» (рус​ская народная песня-хоровод)

Вот уж зимушка проходит, Белоснежная проходит, Люли-люли, проходит (идем змейкой по комнате, меняя направление), Люли-люли проходит, Снег-мороз с собой уносит, Снег-мороз с собой уносит, Люли-люли, уносит, Люли-люли, уносит.

Прощай, саночки-конечки (переходим к хороводному движению).

Наши милые дружочки,

Люли-люли, дружочки,

Люли-люли, дружочки (завершаем кру​говое движение и останавливаемся).

3. Игра «Сугроб»

В середине комнаты скамейка, накры​тая белой тканью («сугроб»).

Ведущий (педагог).

Во дворе сугроб лежит прямо на дороге,

Обойти его никак не могут наши ноги!

Разбежались мы и - оп! -

Перепрыгнули сугроб! (Как выполнить прыжок, показывает ведущий. Затем он подстраховывает детей, держа их за руку. С какого расстояния разбегаться, пры​гать или перешагивать, дети решают са​мостоятельно. Прыжки повторяются в свободном режиме, 5-10 раз по желанию детей.)

К игре «Сугроб», если она разыгрыва​ется в период таяния снега, можно до​бавить фрагменты «От сосулек - звон, звон», «Ручеек» и игру «Карусель».

«От сосулек - звон, звон»

От сосулек - звон, звон (хлопаем в ладо​ши, держа руки слева и справа от головы).

Просыпайся, клен, клен!

Тает-тает снег, снег (жест ладонями, изображающий «тающий сугроб»).

Ручеечки в бег, в бег (крутим ладони друг за другом, держа перед собой).

«Ручеек»

Педагог раздает ленты-ручейки, напевая: «Ручеек для Саши», «Ручеек для Жени» и т.д.

Ведущий (педагог).

Солнце в золотых лучах нам подмигива​ет (стоя на месте, «полощем» ленту в вер​тикальном направлении).

Через лужицу ручей перепрыгивает.

Ах, ручей, чей ты, чей? (Бежим по кругу, увлекая за собой ленты змейкой.)

Я из снега и лучей,

Я бегу, я смеюсь, я с другим ручьем сольюсь! (Ручейки собираются в центре круга; ведущий накрывает их лоскутом ткани - это «лужа».)

Ведущий.

Вот тут лужа на пути.

Через лужу не пройти!

Мы по снегу - топ, топ! (Шагаем в рит​ме стиха.)

Через лужи - прыг-скок! (Через «лужу» перепрыгиваем.)

Примечание. Во избежание столкнове​ний дети двигаются в одном направлении.

Игра «Карусель»

Ведущий (педагог).


Аи, люли-люли-люли, карусель стоит вдали! (Выносим в центр шест с лентами. Ведущий садится в середину круга и удер​живает шест вертикально; дети разбира​ют ленты и держат их в правой руке.)

Еле-еле, еле-еле закружились карусели (ведущий одной рукой показывает направ​ление; дети медленно двигаются по кругу по часовой стрелке).

А потом, потом, потом (шаг ускоряется)

Все бегом-бегом-бегом.

А потом скорей-скорей (шаг переходит

Все быстрей-быстрей-быстрей (ускоре​ние по тексту).

Все быстрее, и быстрее,

И быстрее, и быстрей!

Тише-тише! Не спешите! (Бег замедля​ется, переходит в шаг.)

Карусель остановите! (Останавливаемся.)

Повторить 1-2 раза, меняя направле​ние.

Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора (сворачиваем шест с лентами).

Примечания. 1. Маленькие или не очень ловкие дети перешагивают или перепры​гивают сначала небольшое препятствие. Для этого ткань, обозначающая лужу, со​бирается с краев, так чтобы получилась длинная и узкая волнистая поверхность с неровными краями шириной 20-30 см. Для детей постарше (3-4 года) игру мож​но усложнить, например увеличить размер «лужи», сугроба, подложив что-либо под ткань или покрыв скамейку (высотой до 20 см) тканью. 2. Чтобы при выполнении прыжка дети, наступив на ткань, не по​скользнулись, ее края должны быть уло​жены аккуратно - за этим следит педагог. 3. По окончании игры, чтобы дети имели возможность свободно побегать, можно выстроить замкнутое кольцо из мостиков-скамеек и кочек-пенечков, расстелить между ними «лужи» (лоскуты серой и го​лубой ткани).

«Здравствуй, лето!»

(хороводная музыкально -ритмическая игра для детей 3-6 лет)

Предназначена тем, кто может не толь​ко воспринимать образ живого существа, но и удерживать его в памяти, кто спосо​бен, играя, перевоплощаться в этот образ. Игра состоит из четырех эпизодов. Разыг​рывать их можно и по отдельности, и по​степенно, внедряя один эпизод за другим на протяжении трех недель, по мере того как дети освоят материал.

Значение игры. Укрепляет связь с при​родой, развивает навыки взаимодействия и, что очень важно, трепетное и бережное отношение ко всему живому. Это способст​вует социально-личностному развитию, развивает координацию, равновесие, вос​приятие трех пространственных плоско​стей через движение собственного тела. Образы живых существ представляют со​бой сложно координированные позы и движения, упражнение разных видов рав​новесия (например, в глубоком приседе или стоя на одной ноге). Все это предпола​гает и одновременно развивает координа​цию, равновесие и соразмерность движе​ний. Движения выполняются медленно, что позволяет воспринять их и, скажем так, «переварить». Сохранение образа в столь сложном движении предполагает высокую концентрацию внимания, ведь речь идет о восприятии, как своих движений, так и сю​жета. Игра способствует развитию позна​вательной активности, воображения, спо​собности представить себя на месте живого существа, обитающего в другой стихии.

Материал. Ориентир - условные обра​зы птичек и рыбок (помогает удерживать образ) для детей до 4 лет или для тех, у ко​го проблема с вниманием. Рыбки (разме​ром примерно с ладонь взрослого) из цветного или раскрашенного с обеих сторон мелками картона, уложенные в корзинку (коробку, лоток), покрытую голубой тканью («пруд»). Птички вырезаны из картона, украшены крылышками (из бумаги), рас​кинутыми в стороны.

Ход игры

Фрагмент первый. «Солнце спит»

Ведущий (взрослый) предлагает детям образовать небольшой тесный круг и, взявшись за руки, присесть на корточки («Солнце спит»).

1. Светит солнце ярче-ярче-ярче (под​нимаемся, тянем вверх сцепленные руки-

лучи).

2.​ Греет солнце жарче-жарче-жарче (расходимся от центра, расширяя круг).

3.​ Вот стоит, какое дерево большое! (Расцепляем руки. Тянемся вверх, широко

раскидывая руки в стороны.)

4.​ А внутри среди ветвей («собираем» ладони ковшиком перед собой - «гнездо»)

Птичка прячет малышей.

5.​ В гнездышке у птички пестрые яич​ки (образуем колечки из пальцев: пооче​редно соединяем с

большим пальцем ука​зательный и средний; 5-6-летние дети

соединяют с большим еще безымянный и мизинец).

6.​ Подрастают птенцы, покидают гнездо (двигаемся по кругу, широко взмахивая ру​ками -

крыльями)

И веселую песню поют на заре.

7.​ Но один слишком мал (останавлива​емся лицом к центру круга).

8.​ Полетел (перекрест кистей перед со​бой, короткие взмахи ладонями-крылыш​ками вверх).

9.​ И упал (быстро опускаемся на колени, перекрещенные руки «падают» вниз, за​пястья - на пол).

10. Мы его подобрали в высокой траве (изображаем ладонями ковш-колыбельку).

Не грусти и ты, малыш (бережно пока​чиваем птичку перед собой),

Подрастешь и полетишь!

Посиди немножко в тепленьких ладош​ках.

11. Отдохнул? Теперь лети! (Вскидываем соединенные руки вверх, будто отпускаем

птицу.)

Доброго тебе пути!

12.​ Птичка ты моя, в небе ты летишь (двигаемся по кругу, широко взмахивая ру​ками).

13.​ Принеси нам солнышко

В тепленькое гнездышко! (Останавли​ваемся, соединяем перед собой руки ковши​ком - «гнездо».)

Фрагмент второй. «Лягушка»

1. С веселой песней мы идем, К лягушке в гости попадем (легкими, высокими подскоками свободно двигаемся по кругу, 2 раза. Останавливаемся, повора​чиваемся лицом к центру, приседаем, рас​ставляя колени в стороны. Руки между ко​ленями опираются о пол).

2. Я - лягушка, квак!

вот так! (Все вместе: «Квак!».)

3. Квакать мне не лень. Ква! (На послед​ний слог подпрыгиваем в приседе.)

Прыгать целый день, ква! (На последний слог подпрыгиваем в приседе.)

4. Вот поймаю мошку, ам! («Хватаем» ртом воздух, глядя вправо или влево.)

Вот поймаю мошку, ам! («Хватаем» воздух с другой стороны, чуть подпрыг​нув.)

Вот поймаю мошку, ам! (Теперь подпры​гиваем высоко и возвращаемся в глубокий присед.)

5. Ква! Наелась немножко! (Оставаясь на корточках, с удовольствием поглажива​ем себя по животу; 2 раза).

Фрагмент третий «Журавль»

1. С веселой песней мы идем,

И к журавлю мы попадем (легкими, вы​сокими подскоками свободно двигаемся по кругу, 2 раза. Останавливаемся, поворачи​ваемся к центру).

2. Я - журавль длинноногий (вырази​тельно поднимаем руки в стороны, будто

бы это крылья),

Я шагаю по дороге (высоко поднимая но​ги, медленно шагаем на одном месте).

3. Топну правою ногой,

Постою часо-о-ок, друго-о-ой (стоим на одной ноге, сохраняя равновесие с помощью рук-«крыльев»).

Топну левою ногой,

Постою часо-о-ок друго-о-ой (то же, но на другой ноге, 2 раза).

Встаем на обе ноги или остаемся сто​ять на одной. Руки вытянуты вперед, скла​дываем ладонь к ладони в горизонтальном направлении, чтобы можно было раскры​вать их вверх - вниз, как клюв).

4. Длинный клюв свой раскрываю (ши​роко разводим руки; см. фото 5).

Лягушонка поджидаю. Лягушонок прискакал.

5. Ам! Его я не поймал (резко сводим ру​ки, будто клюв захлопнулся).

Повторить 2 раза пункты 4 и 5.

Фрагмент четвертый «Рыбки»

1. С веселой песней мы идем

И к рыбкам в гости попадем (легкими, высокими подскоками свободно двигаемся по кругу, образуем кружок, сидя на коленях, 2 раза).

2. Ручеек бежит-сверкает (крутим ладо​нями, держа руки перед собой над самым

полом, 2 раза),

И карасик в нем играет (см. фото 6).

Карасики - это картонные рыбки, ко​торые получает каждый малыш. Берем рыбку ладошками. Старшие дети, соеди​нив две ладони симметрично, представля​ют воображаемую рыбку.

3.​ Вверх поднимается, вниз опускается

(сидя на коленях, поднимаем максимально

соединенные руки «к поверхности воды» и

опускаем к полу - «на дно»).

4.​ Из воды - бульк! - выпрыгивает (при движении вверх поднимаемся на «высокие

колени», при движении вниз опускаемся, приседаем на колени, 2-3 раза).

5. Под камешек прячется (зажимаем картонную рыбку между коленями).

6. И пузырики пускает (складываем рас​топыренные пальцы так, будто хотим об​хватить небольшой мяч, - получается «пузырь»).

Буль-буль-буль-буль, пак! (Качающимся движением поднимаем вверх руки. На звук «пак» пальцы разнимаем - «пузырик» ло​пается, 3-4 раза).

1. С веселой песней мы идем,

К себе домой мы попадем (легко, впри​прыжку возвращаемся на свои места и са​димся на стулья).

Как лучше проводить игры.

Чтобы сенсорно-двигательные игры от​вечали своему назначению, следует по​мнить об исполнении двух условий: Пер​вое: действия взрослого должны быть вы​разительны, эмоционально окрашены, он уделяет пристальное внимание к ребенку; второе: позиция малыша - активно-вос​принимающая, полная вниманием к взрос​лому.

В сенсорно-двигательной игре главный акцент делается не на видимой похожести движения, а на том, как ребенок внутренне проживает его. Он должен не столько выра​жать некий образ, выносить его на суд зри​теля, сколько сам погружаться в его прожи​вание, преподносить образ себе самому. Иными словами, соединить себя с собст​венным движением, максимально его пра-чувствовать. Акцент, таким образом, пере​носится с внешнего плана на внутренний.

Объяснения, задания и исправления не​уместны. Внимание детей ведущий удер​живает исключительно своими действия​ми, увлекательным сюжетом, интересом ко всему. К активным и заинтересованным действиям детей может побудить только увлеченность взрослого.

Важно, чтобы ведущий делал акцент на тщательности выполнения движений. Не обходимо внимательное, довольно плот​ное прикосновение рук, внятные, хорошо читаемые и понятные детям жесты.

Выбранная игра должна повторяться примерно в одно и то же время в течение дня на протяжении двух-трех недель. Из​менения и дополнения - это в основном увеличение темпа, усложнение движений. Так создаются условия, когда можно по​грузиться в жест, образ, прожить собствен​ное телесное Я. Многократный повтор позволяет укреплять память детей, в том числе двигательную, вникать в свои ощу​щения, их изменения.

Разумеется, различные двигательные и осязательные впечатления дети получают из обычной жизни. Но современный ха​рактер городской жизни таков, что дети мало двигаются. Следствие этого - весьма скудный телесный опыт. Это с одной сто​роны, а с другой - бедность тактильных ощущений из-за недостатка общения с ро​дителями, с природой. Игры, подобные описанным, дают ребенку концентриро​ванный опыт телесного переживания са​мого себя и способствуют всестороннему развитию. Они позволяют разнообразить занятия, напитать бодростью и радостью движения, сделать общение увлекатель​ным и веселым, насыщенным и познава​тельным.


Рекомендуемая литература

1.​ Дыкман ЛЯ. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? СПб.: Деметра, 2003.


2.​ Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб: Речь, 2004.


3.​ Семенович А.В. Введение в нейропсихоло​гию детского возраста. М.: Генезис, 2005.


4.​ Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа Я как

первой формы самосознания // Культурно-историческая психология. 2009. № 3.


5. Подвижные игры и забавы. М.: ACT; До​нецк: Сталкер, 2006.


Е. АБДУЛАЕВА,


педагог-психолог высшей категории,


Московский городской центр


психолого-педагогической