СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку литературы по роману Тургенева И. С. «Дворянское гнездо» " Прототипы романа «Дворянское гнездо", 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почти одновременно с появлением «Рудина» Тургенев задумал новый роман, но долго не принимался за работу над «Дворянским гнездом», обдумывая план и детали

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку литературы по роману Тургенева И. С. «Дворянское гнездо» " Прототипы романа «Дворянское гнездо", 10 класс»

Методические материалы к уроку литературы по роману Тургенева И. С.

«Дворянское гнездо» " Прототипы романа «Дворянское гнездо", 10 класс


Почти одновременно с появлением «Рудина» Тургенев задумал новый роман, но долго не принимался за работу над «Дворянским гнездом», обдумывая план и детали.

Перечитывая письма Тургенева той поры (1856-1858), мы яс­нее почувствуем атмосферу, в которой зарождалось «Дворянское гнездо». Часто говорит он о своей бесприютности, одиночестве, об­реченности на скитальческую жизнь.

« Мне было горько стариться, не изведав полного счастья – и не свив себе покойного гнезда. Душа во мне была еще молода и рвалась и тосковала ... Все это теперь изменилось ... я окончательно махнул на все это рукой. Все затихло, неровности исчезли, внутренние упреки умолкли - к чему вздувать пепел? Огня все-таки не добудешь ...»

Все это как-то перекликается с настроениями героя «Дворян­ского гнезда», когда его мечта о личном счастье была разрушена.

В размышлениях Лаврецкого о любви к родине, к ее людям, к природе тех мест, где прошли его детство и юные годы, много общего с подобными же мыслями самого Тургенева. Незадолго до своего возвращения в Россию он писал: «Ho весна придет, и я полечу на родину, где еще жизнь молода и богата надеждами. О! с какой ра­достью Я увижу наши полустепные места!»

Рассказывая о собственном творческом методе, Тургенев всегда подчеркивал, что он в своей литературной работе мог отталкивать­ся только от жизни, что при описании действующих лиц ему необходимо было постоянно «возиться» с людьми, «брать их живьем».

«Мне нужно не только лицо, его прошедшее, вся его обстанов­ка, но и малейшие житейские подробности, - говорил он. – Так я всегда писал, и все, что у меня есть порядочного, дано жизнью ...».

Беря характерные особенности разных лиц и тонко комбини­руя их, Тургенев стремился добиться наибольшей жизненной убе­дительности и типичности.

Черновые бумаги, письма Тургенева показывают, что при созда­нии центральных образов в своих произведениях - Рудина, База­рова, Нежданова - он использовал отдельные черты таких людей, ­как Бакунин, Добролюбов, Писарев. Но вместе с тем ни одно из этих исторических лиц не может считаться прямым и единствен­ным прототипом того или иного образа. Большею частью тут было, по наблюдениям исследователей, соединение черт, заимствованных у разных «моделей».

Таким сложным обобщением явился и образ Лаврецкого; авто­биографические мотивы переплелись в нем с чертами современни­ков Тургенева.

В описание наружности главного героя романа Тургенев внес ряд характерных черт, позволяющих говорить о внешнем сходстве Лаврецкого с Н. Огаревым, хотя это, конечно, имеет лишь второ­степенное значение.

Дело не ограничивается только внешним и психологическим сходством. Ситуация, описанная в 12-16 главах романа, во многом напоминает историю несчастливого брака Огарева с Марией Рос­лавлевой, О чем рассказывает в «Былом и думах» Герцен.

Все это похоже на развитие событий в «Дворянском гнезде», когда Варвара Павловна увезла Лаврецкого в Петербург, где они про­вели две зимы «в прекрасной, светлой, изящно меблированной квар­тире ... Варвара Павловна привлекала гостей, как огонь бабочек Фе­дору Ивановичу не совсем-то нравилась такая рассеянная жизнь ... ».

Разрыв Огарева с женой происходит за границей, там же поры­вает с Варварой Павловной и Лаврецкий.

Оба они возвращаются в Россию, чтобы «делать дело».

Прообразом Лизы Калитиной могла быть Наталья Тучкова, семья которой жила по соседству с имением Огарева. С отцом На­тальи Алексеем Алексеевичем Огарева связывала давняя дружба. Гувернантка Тучковой француженка Моро так и перешла в роман как гувернантка Лизы. Знаменитый композитор Лист посещал са­лон Марии Львовны Огаревой (Рославлевой). В романе отмечена такая- деталь: «Лист играл у ней два раза и так был мил, так прост ­прелесть!»

Однако интересны не детали. В данном случае интересен дру­гой вопрос: в чем личная драма Лаврецкого и Лизы была похожа на то, что было пережито Огаревым и Тучковой до их отъезда в Лон­дон в 1856 году?

Сущность происходившей драмы сама Тучкова определила как «невозможность легального брака». Чувства полюбивших друг друга Огарева и Тучковой подвергались тягостнейшим испытаниям­ из-за того, что Марья Львовна отказывалась дать согласие на раз­вод. Тщетно просил Огарев Наталью Герцен «похлопотать» на этот счет «осторожно около Марьи Львовны».

Только смерть этой женщины могла снять и сняла с них тягость безысходного положения.

В жизни произошло то, что в романе показано как неосущест­вленная возможность, поманившая на минуту Лизу и Лаврецкого миражем личного счастья. Но мираж быстро рассеялся - оказа­лось, что известие о смерти Варвары Павловны было ошибочным.

А в жизни тоже случилась ошибка, но иного характера. Не зная, что в марте 1853 года жена его умерла в Париже, Огарев просил своего поверенного возбудить дело о разводе с нею. Только в сен­тябре до него дошла весть, что Марьи Львовны нет в живых.

В романе Варвара Павловна жива, но ее считают умершей. А в жизни Марья Львовна умерла, а ее продолжают считать живой.

Новизна содержания «Дворянского гнезда» заключалась прежде всего в трагическом столкновении Лаврецкого с лживой моралью тогдашнего общества.

Тургенев впервые в русской литературе поставил в «Дворянском гнезде» очень важный и острый вопрос о церковных путах брака. Но сделано это было автором так тонко и незаметно, что не сразу угадывалось. Писарев, а затем Добролюбов с присущей им проницательностью разгадали настоящий подтекст «Дворянского гнезда». Однако, не имея возможности подробно разбирать роман под таким углом зрения, они ограничились лишь глухим указанием на данное обстоятельство.

Другая точка зрения на вопрос о прототипах романа представлена в журнале «Наша школа» N 5,2002 г. (статья «Темные силы «Дворянского гнезда», автор - Елена Огиянова). Вот ее версия:

« ... Наиболее вероятно, что толчком к написанию «Дворянского гнезда» стало общение с графиней Марией Николаевной Толстой сестрой Л.Н. Толстого и соседкой Тургенева по имению. Их знаком­ство состоял ось В 1854 году, в 1856-м Тургенев - частый гость в Покровском, имении Марии Николаевны. К этому времени и относится замысел романа.

Обоюдная симпатия переросла в дружбу, а со стороны Тургенева - в легкую влюбленность. Мария Николаевна сохранила память об этом на всю жизнь. Графиня Толстая была верующим человеком, отличалась склонностью к мистицизму. Под впечатлением от ее личности Тургенев пишет повесть «Фауст», в главной героине которой, Вере Ельцовой, близкие и друзья сразу же узнали графиню. Философские мотивы «Фауста» находят продолжение в «Дворянском гнезде».

В романе угадана даже дальнейшая судьба Марии Николаевны: в 1889 году она поступила в женский монастырь (как и героиня романа).

В романе не просто проявляется автобиографический элемент во многом он становится сюжетообразующим.

Фамилия Лаврецкий взята из семейных хроник рода Лутови­новых. Федор Лаврецкий близок Тургеневу своим мироощущением, тем, как он переживает смутную эпоху.

Автобиографические мотивы в изображении Лаврецкого за­ставляют пристальнее вглядываться в облик Варвары Павловны.

Варвара Павловна - театралка (Лаврецкий впервые увидел ее в театральной ложе), прекрасно музицирует, поет - у нее меццо-сопрано. Писатель отдает ей арию, которую исполняла Полина Виардо.

Тургенев позволяет даже игру инициалов, и тогда «П.В.» превращается в «В.П.».

Главная сюжетная пружина - ложное известие о смерти Вар­вары Павловны - тоже подсказано, наверное, жизненной ситуа­цией - в 1857 году Тургенев опровергал сплетни о смерти мужа Виардо.

Однако отождествлять прототип и персонаж все же не сле­дует.

Тургенев был преданным рыцарем своей дамы - Виардо, ни те­ни недоброжелательства не могло ее коснуться.

И все же, создавая образ Варвары Павловны, эгоистичной и фаль­шивой светской дамы, расчетливой кокетки, Тургенев стремится освободиться от всего тяжелого, темного в своих чувствах к Поли­не Виардо, стремится изжить всю горечь и муку, что испытал».