МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Логопедические помощники»



Выполнили :логопеды Верле Г.П.
Богданова О.А.
Тальжино , 2016
Авторы-составители : Верле Г.П., Богданова О.А., учителя-логопеды МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида-18 с.
Данные методические рекомендации- это мини сборник дидактических пособий , которые разрабатываются и пополняются с 2012 года. Пособия объединены в единый раздел под название «Логопедические помощники». Каждое пособие являются авторскими, нацелено на благоприятное и успешное использование в коррекционной работе с детьми 5-7 лет с ОНР.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… .4
Описание и использование в работе «Логопедических помощников»…….6
Заключение ……………………………………………………………………..17
Приложение ……………………………………………………………………18
Литература ……………………………………………………………………21
Введение
Любите детство; поощряйте его игры,
его забавы, его милый инстинкт.
Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте,
когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
Жан-Жак Руссо
Мы живем в век интенсивного речевого общения. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требование не только к нам , взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний , которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным, интересным, увлекательным. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании грамотной и правильной речи.
Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие .Сложнейшей функцией речи ребенка овладевает как чем- то единым, целостным, не распадающимся на отдельные составляющие.
В настоящее время, контингент воспитанников дошкольных организаций составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза.
По статистике нашего ДОУ , с каждым годом наблюдается заметный рост числа детей имеющих речевые нарушения, изменился и характер речевых отклонений. В последние годы большинство детей зачисляемых в группы нашего детского сада, имеют в анамнезе синдром минимальной мозговой дисфункции и последствия перинатальной энцефалопатии. И более чем 90 % воспитанникам , обследованных ПМПК , поставлен диагноз дизартрия, общее недоразвитие речи. Увеличилось число воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями, таким как алалия, ЗРР (задержка речевого развития). У многих детей есть проблемы психического плана-гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших психических функций. Эти факты говорят о том, что уровень начальной подготовки детей снижается, диагнозы становятся сложнее.
Именно поэтому перед нами, педагогами , возникла проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющим недостатки в речевом развитии. Исходя из этого , мы с 2012 года разрабатываем и внедряем в систему коррекционной работы для всестороннего развития личности дошкольника цикл пособий «Логопедические помощники».
Цель нашей работы: повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования многофункционального речевого тренажера.
Использования в работе учителя –логопеда данного цикла пособий «Логопедические помощники» позволяют решать одновременно несколько задач:
1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные ощущения.
2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
4.Развивать внимание, память, наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.
5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.
Описание и использование в работе «Логопедических помощников»
1. Логопедическая ширма « Домик весёлого язычка»
Ширма состоит из трех отделов. В двух из них имеются прорези для лица и рук. С лицевой стороны ширмы с помощью магнитов прикрепляются разные персонажи (дедушка, бабушка, волк, медведь и др.) Ширма ставится на стол и может использоваться как на индивидуальных, подгрупповых, так и на фронтальных занятиях.
Задачи :
1.Развитие артикуляционной моторики;
2.Развитие пальчиковой моторики;
3.Развитие связной речи;
4.Закрепление звукопроизношения.
По мимо основных целей, логопедическая ширма имеет ещё одну немало важную цель:
Обеспечение психологического комфорта ребёнка на занятии. Спрятавшись за ширму, дети с большей лёгкостью могут раскрыться, менее остро воспринимают свой речевой дефект ,получают возможность взглянуть на себя со стороны.

2.Дидактическая кукла: «Веселая обезьянка»
Задачи :
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие мелкой и общей моторики;
Развитие мимической мускулатуры;
Развитие связной речи.
Укрепление психического здоровья
Кукла незаменима в работе учителя логопеда, так как помогает знакомить детей с артикуляционным аппаратом, проводить артикуляционную гимнастику, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, психогимнастику, физкультминутки, может использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Она очень удобная, поскольку надевается на ноги и руки (дополнительно фиксируется на шее), поэтому ею пользуются как взрослые, так и дети. Перевоплотившись, надев куклу себе на руки, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, ведь он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь, так как надо точно запомнить все слова. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введении их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи.

3. «Многофункциональный речевой тренажер»
Этот тренажёр представляет собой полотно из древесно -стружечной плиты, размером 100 / 70 см. При помощи кронштейнов этот тренажёр легко вешается на стену таким образом , чтобы ребёнок мог воспользоваться любым элементом на этой доске. Дополнительно к тренажёру прилагаются массажные коврики, которые являются неотъемлемой частью нашего пособия.
Задачи :
Развивать:
1. Артикуляционную моторику;
2.Диафрагмальное и речевое дыхание;
3. Зрительное восприятие;
4.Пространственную ориентацию;
5.Внимание , память , мышление, воображение, фонематический слух, просодику;
6.Регулировать функции всех систем организма путём активации рефлекторной зоны стопы.

4. Многофункциональный речевой тренажер
«Логопедический помощник»
Многофункциональный речевой тренажер «Логопедический помощник» представляет собой ламинированное полотно из древесно-стружечной плиты белого цвета, размером 100 /70 см. Полотно закреплено на металлическую рамку на регулируемых ножках. Вращающий механизм дает возможность тренажеру поворачиваться вокруг своей оси и действовать с двух сторон. К металлической рамке прикреплена полочка размером 10/4о см. и столик 30/60 см, предназначенные для размещения дополнительных элементов. К тренажеру прилагаются массажные коврики. На тренажере расположены различные сюжетные элементы для выполнения заданий. Игровой материал , расположенный на тренажере, разбит на блоки: «Здоровячек» , «Чистоговорка», «Говорушечка»
Задачи:
1.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
2. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
4.Развивать внимание , память. Наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.
5. развивать зрительную координацию, умение ориентироваться на плоскости.

5.«Волшебный занавес»

Дидактическое пособие «Волшебный занавес» представляет собой три разных по цвету полотна (синий, зеленый, красный) размером 1.5 /2.5 метра, прикрепленного к потолку на пластиковый карниз. Полотна могут свободно перемещаться по карнизу на удобных пластиковых крючках.
Второй элемент « Волшебного занавеса» - это Ламбреке́н .
Ламбреке́н горизонтальная декоративная драпировка, расположенная в верхней части шторной композиции, в виде короткого декоративного элемента во всю ширину карниза. Ламбреке́н помещен на первую линию карниза в виде «голубого неба с белыми облаками». На ламбреке́не находятся девять люверсов (пластиковая втулка, устанавливаемая в швейные и другие изделия ) для подвешивания каких-либо элементов
( снежинки, листочки, цветочки и др.) Он служит для сезонного обозначения времени года.
Пособие «Волшебный занавес» выполняет две функции :
Является вспомогательным средством при речевом развитии детей.
Является непосредственным занавесом при театральной деятельности .
Трёхцветные полотна служат ориентиром при обучении грамоте , при различии согласных(твердых, мягких) и гласных звуков. На занятии можно использовать как одно полотно , так и все три, в зависимости от целей данного занятия или упражнения. Использую пособие в театральной деятельности «Волшебный занавес» становиться кулисой , что придает таинственности , сказочности, вызывает больший интерес детей к театральной деятельности.
6. «Скатерть –самоучка»

«Скатерть-самоучка»-дидактическое пособие , представляет собой «чехол» из рогожи размером 50/100 см., легко одеваемый на стол. На «чехле» расположены (приклеены, пришиты) разные предметы, карточки, картинки, игрушки, пуговицы и др. Ткань удобна в использовании , так как на ней держаться картинке , словно на липучей ленте.
Задачи , которые решаются в ходе использования пособия «Скатерть –самоучка»:
Развитие мелкой и артикуляционной моторики
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Закрепление и совершенствование лексико-грамматических категорий.
Развитие связной речи.
Развитие временных и пространственных представлений
Развитие памяти, воображения , мышления .
Пособие «Скатерть-самоучка» условно разделена на сектора.
№ | Название сектора | Описание |
1 | Сектор развития артикуляционной моторики | Представляет собой липучую ленту, на которой помещаются картинки с артикуляционными упражнениями. Логопед размещает нужные на данном этапе упражнения, усложняя их по мере усвоения воспитанником. |
2 | Сектор развития мелкой моторики | Представляет собой кольца с цветными шнурками. По заданию логопеда ребенок может заплетать, завязывать , перебирать шнурки. |
3 | Сектор обучения грамоте | Представляет собой: А)пуговицы, в виде цветов, на которые ребенок помещает буквы из фетра. Б)цветные квадраты из фетра для выкладывание звуковой схемы слова. В)буквы из фетра(с,ш,з,ж,л,р), а также картинки для звукоподражания. |
4 | Сектор развития связной речи | В этом секторе расположены картинки с обозначением дней недели, времени года, части суток. А также любая картинка по лексической теме. |
5 | Сектор развития лексико-грамматических категорий | В центре этого сектора расположен карман, в который помещается картинка . Эта картинка является ключевой при дальнейшей работе . Ребенок называя картинку , выполняет следующие задания: Согласование существительного с числительным(цифры от 1до 5) Согласование существительного с прилагательным(цветные кружки) «Один-много «Большой-маленький» В этом секторе есть: * цифры от 1 до 5 *цветные кружочки *деревья из фетра для игры «Один – много» *два домика из фетра для игры «Большой-маленький» |
7.«Домик»

Дидактическое пособие «Домик» является основой , центром логопедического кабинета, т.к, за основу взята магнитная доска, которая находиться на центральной стене логопедического кабинета.
«Домик» состоит , непосредственно из магнитной доски, которая является основанием «домика» и используется по назначению, в зависимости от темы занятия.
Ставни с обоих сторон -это «балконы» для звуков, букв.
Крыша- на ней помещается картинки лексической темы данного периода.
Кирпичи (фундамент) помогают определить, сколько слов в предложении.
Травка, ежик, грибок- дизайнерские элементы( или проще говоря-для красоты)
Пособие «Домик» используется на занятии каждый день. Вместе с пособием «Волшебный занавес» добавляет интереса к логопедическим занятием, вызывает желание выполнять разные упражнения, так как ребенок не просто вышел к доске, а вышел «к домику» , который находиться в «лесу»!
Заключение
«Логопедические помощники»- это комплекс разных пособий для коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Использование в работе с дошкольниками «Логопедических помощников» способствует развитию всех сторон речи: дети учатся осуществлять контроль над своим звукопроизношением, происходит расширение и обогащение словаря , формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Дети активнее вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, стремятся выступать, высказывать свою точку зрения, принимают активное участие в различных видах речевой деятельности (составление описательных рассказов, предложений, участие в мини-спектаклях, драматизациях )
Предложенный нами опыт коррекционно-развивающей работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста и создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете может быть использована учителями-логопедами и воспитателями ДОУ. Игры и упражнения разработанные к этим пособием представлены в приложении.
Таким образом , использование «Логопедических помощников» в работе с детьми способствует повышению эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Приложение №1
«Волшебный занавес»
№ | Название игры или упражнения | Цель | Описание |
1 | «Какой цвет подходит» | Учить детей выделять первый или последний звук в слове и соотносить с нужным цветом «Волшебного занавеса» | Ребенок выбирает картинку, выделяет первый (последний) звук в слове, подходит к «волшебному занавесу» и выдвигает на середину нужное полотно (оборудование: картинки) |
2 | «Придумай слог» | Учить детей подбирать к «цветовой схеме» нужный слог | Логопед выдвигает на середину карниза полотна, по своей задумке (например: Синий-красный Зеленый красный Зеленый-красный-синий И др.компазиции) Ребенок должен подобрать напечатанные слоги или слова и соотнести с предложенной схемой Оборудование: напечатанные слоги , слова |
3 | «Цветные ленты» | Учить выделять первый звук в словах и соотносить с нужной цветной полосой (на присере лексической темы) | Логопед выдвигает на середину карниза определенного схему Синий-красный Зеленый красный Зеленый-красный-синий И др.компазиции) Ребенок придумывает слоги или слова к схемам. |
4 | «Придумай сам» | Учить детей придумывать слоги, слова к соответствующей схеме. | Логопед выдвигает на середину карниза определенную схему |
Приложение № 2
«Скатерть-самоучка»
№ | Название игры или упражнения | Цель | Описание |
1 | «Выполни, как на картинке» | Развитие артикуляционной моторики. | На липучую ленту помещены картинки с артикуляционными упражнениями, которые ребенок выполняет. |
2 | «Прочитай слово» | Формирование послогового чтения и выполнения звукового анализа слогов и слов. | Логопед вешает на цветные пуговицы буквы из фетра, ребенок читает слог или слово, внизу под словом выполняет звуковой анализ при помощи цветных квадратов. |
3 | «Один-много» | Учить употреблять слова во множественном числе. | Ребенок выбирает картинки и называет предмет , изображенный на картинке во множественном числе. |
4 | «Большой-маленький» | Учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме. | Ребенок выбирает картинки и называет предмет , изображенный на картинке в уменьшительно-ласкательной форме. |
5 | «Придумай слово» | Учить детей придумывать слова на заданный звук. | Логопед показывает букву, ребенок дает характеристику звуку, который обозначается этой буквой . Затем придумывает слова, чтобы этот звук был в разных позициях.(начало, середина или конец слова) |
6 | «Какой сегодня день» | Учить детей логично и связно давать характеристику данному временному отрезку. | Ребенок в секторе «Связная речь»дает характеристику данному временному отрезку( число, месяц, год, время года, день недели, часть суток, погода). |
7 | «Чей, чья, чьё?» | Учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные. | Ребенок находит на пособии фигурки животных, логопед задаёт вопросы : Чей, чья, чьё?(у обезьяны чей хвост?) Ребенок должен правильно образовать форму притяжательного прилагательного. |
8 | «Сосчитай» | Учить согласовывать существительные с числительными в роде , числе и падеже. | В «окно» помещается картинка, ребенок должен согласовать её с числами от 1 до 5. |
9 | «Цвет и число» | Учить согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде , числе и падеже | В «окно» помещается картинка, ребенок должен согласовать её с числами от 1 до 5и цветными кружками . ( например: у ребенка картинка машины , он говорит : -У меня одна красная машина! -У меня две зеленых машины и т.д.) |
Литература
1.Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»-Феникс.-2009.
Артемова И.А. Смирнова «Дидактическая кукла в логопедической работе»
Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе»-журнал «Логопед»-№ 5 , 2005.
Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-7 лет конспекты занятий по развитию речи»
Ефименко Л.Н. «Формирование речи у дошкольников».-М;1985.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., «Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников»-М., 1990.
Иванова С.А. «Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе»-журнал «Логопед» 2004, №4
Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях»-М.2007.
О.Крупенчук «Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков»- Литера.-2013.
14