СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Английский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине английский язык

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Английский язык»

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Невский машиностроительный техникум»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

________________ С.М. Щеглова Е.В.

«___» ___________ 20___ г.




Методические рекомендации

по организации внеаудиторной самостоятельной работы

студентов по дисциплине ОУД.02 Иностранный язык (Английский)

Специальность: 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение

(базовая подготовка)


Квалификация выпускника – техник


Форма обучения – __ заочная ___






Санкт-Петербург, 2016 г.

РАССМОТРЕНО

предметной (цикловой) комиссией

языков и литературы

Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.


Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________ Е.Е.Большакова


ОДОБРЕНО

Методический совет

Протокол № ___ от ___. ___.20 __ г.


Председатель Методического совета

_______________Е.В. Щеглова





Разработана на основании ФГОС СПО по специальности 23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение.


Организация-разработчик: СПб ГБОУ СПО «Невский машиностроительный техникум»

Автор-разработчик: Шихова Е.В.




Оглавление

Пояснительная записка 4

Общие положения по планированию и организации самостоятельной работы студентов 6



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Область применения Методических Рекомендаций:

Методические Рекомендации является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО /профессии (профессиям): «23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение.

Методические Рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании на курсах повышения квалификации преподавателей английского языка, на обучающих семинарах-тренингах.

  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

  2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося__188___часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __40___ часов; самостоятельной работы обучающегося __148___ часов.




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей, сопровождать ее методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Самостоятельная работа проводится с целью:

формирования общих и профессиональных компетенций

систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубления и расширения теоретических знаний;

формирования умений использовать справочную и специальную литературу, а так же словари;

развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

Самостоятельная работа представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению иностранного языка и приобретению профессиональных навыков, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы студентов.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:

 ознакомить студентов с межкультурными особенностями общения в различных ситуациях повседневного общения;

 формировать навыки употребления языковых явлений (лексических единиц, формул речевого общения, грамматических форм и конструкций, дифференцированных по видам речевой деятельности);

 формировать базу для освоения языка терминов;

 формировать основные умения устного и письменного общения в рамках изучаемых тем;

 формировать умения самостоятельного изучения учебно- методической литературы и творческого применения полученных знаний на практике;

 формировать мотивацию к дальнейшему изучению иностранных языков и культуры носителей изучаемого языка.


1.1. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы


Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере 6 образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) иностранный язык в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.


1.2.Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по иностранному языку

Видами заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по иностранному языку могут быть:

для формирования умений:

- выполнение лексико-грамматических упражнений по образцу;

-ответы на вопросы;

-составление предложений по образцу на заданную тему;

- обыгрывание мини-ситуаций и мини-диалогов;

- подготовка творческих проектов;

- упражнения с использованием аудио и видеотехники. Интернета и др.

для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- работа со словарями и справочниками;

- ведение словаря профессиональных терминов

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернет и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с текстом (чтение, перевод, нахождение грамматических конструкций);

- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа; 7

- изучение нормативных материалов; - ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.);

- подготовка презентаций;

- тестирование и др. При выборе видов заданий для самостоятельной работы используется дифференцированный подход к обучающимся.


При выдаче задания для самостоятельной работы обучающегося преподаватель проводит инструктаж по его выполнению, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объѐм работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Инструктаж проводится за счѐт объѐма времени, отведѐнного на изучение иностранного языка.


1.3.Контроль результатов


Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дисциплине; может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов использована цикловая работа, собеседование по итогам раздела, тестирование, эссе, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся могут быть:

- уровень освоения лексического и грамматического материала;

- умение обучающихся применять знания в при выполнении практических задач;

- обоснованность и чѐткость изложения ответа;

-оформление продукта творческой самостоятельной деятельности обучающегося в соответствии с установленными требованиями;

-сформированность общих и профессиональных компетенции.





  1. Введение

Самостоятельная работа рассматривается и как метод обучения, и как форма организации познавательной деятельности.

Цели и задачи самостоятельной работы студентов:

  • Закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время занятий;

  • Самостоятельность овладения новым учебным материалом;

  • Формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

  • Овладение различными формами взаимоконтроля и самоконтроля;

  • Развитие самостоятельности мышления;

  • Формирование общетрудовых и профессиональных умений;

  • Формирование убежденности, волевых качеств, способности к самоорганизации, творчеству.

При определении содержания заданий учитываются такие дидактические принципы, как:

- последовательность;

- постепенность.

На первом этапе обучения предлагаются задания, направленные на первичное овладение знаниями:

- техника чтения и перевода;

- работа со словарем;

- составление плана;

- краткий пересказ и др.

Творческие задания проводятся с целью:

- проверки знаний;

- формирования у студентов профессиональных практических умений;

- развития творческого мышления и формирования навыков самообразования.

Студентам предлагаются:

- индивидуальные задания;

- коллективные или групповые виды работы, такие как стенгазета, рефераты, презентации, полилоги и др.

Защита презентаций проходит в форме урока-конкурса, где студенты могут дополнить выступления, проанализировать подготовку, выставить оценку.

Используется устная, письменная и смешанная формы контроля. Это осуществляется как на традиционных уроках, так и на других формах занятий.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

• прежде чем приступить к работе, изучить цели задания, что поможет осуществить самоконтроль в конце работы;

• ход работы проводить по "шагам", не приступать к следующему пункту, не пройдя предыдущий;

• при работе с литературными источниками выделять главное, обращая особое внимание на классический английский язык,

• в конце работы проверить правильность выполнения её по степени достижения поставленной цели.



II. Методические указания по выполнению самостоятельной работы.

1.Чтение и перевод текстов профессиональной направленности.

Тексты профессиональной направленности на иностранном языке помимо своей основной задачи – информативности – помогают пополнить общий и тематический словарный запас, тренируют в произношении английских слов и выражений, закрепляют правила английской грамматики путем разбора типичных примеров, встречающихся в тексте и их многократного повторения с целью запоминания, способствуют развитию навыков устной речи.

Самостоятельная работа является важной составляющей частью учебной подготовки. Начинать ее надо с постепенного изучения теоретических источников, и в первую очередь – с изучения правил чтения, основ построения разных типов предложений, вспомогательных частей речи.

Для отработки навыков чтения требуется многократное повторение вслух. Необходимо также постоянно сверяться с правилами чтения, пока не выработается навык, но при поступлении в обиход новой лексики рекомендуется свериться со словарем и проверить соответствие ее произношения норме.

Важную роль играют приведенные в каждом разделе любого учебника тексты и комментарии к ним. В большинстве используемых учебных пособий тексты снабжены поурочными словарями.

Тексты для внеаудиторного чтения предназначены для чтения и перевода с помощью словаря. Их цель ‒ развитие навыков самостоятельного чтения и обогащение словарного запаса, расширение кругозора, повышение культурного уровня студентов. Работа с текстами дает возможность овладения различными видами чтения (просмотровым, изучающим, детальным), выбор которого зависит от целей стоящих перед студентом.



Этапы работы с текстом.

  1. Предтекстовый этап:

- прочтите заголовок и скажите, о чем (о ком) будет идти речь в тексте;

- ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (если таковые даны к тексту с переводом);

- прочитайте и выпишите слова, обозначающие___ (дается русский эквивалент);

- выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме;

- найдите в тексте незнакомые слова.

  1. Текстовый этап:

- прочтите текст;

- выделите слова (словосочетания или предложения), которые несут важную (ключевую информацию);

- выпишите или подчеркните основные имена (термины, определения, обозначения);

- сформулируйте ключевую мысль каждого абзаца;

- отметьте слово (словосочетание), которое лучше всего передает содержание текста (части текста).

  1. Послетекстовый этап:

- озаглавьте текст;

- прочтите вслух предложения, которые поясняют название текста;

- найдите в тексте предложения для описания ___

- подтвердите (опровергните) - словами из текста следующую мысль __

- ответьте на вопрос;

- составьте план текста;

- выпишите ключевые слова, необходимые для пересказа текста;

- перескажите текст, опираясь на план;

- перескажите текст, опираясь на ключевые слова.

Одним из эффективных приёмов формирования способности самостоятельно работать с текстом является пересказ. Подготовка к пересказу текста включает в себя разделение текста на смысловые части, выделение ключевых фраз, составление плана пересказа.

При подготовке пересказа текста рекомендуется воспользоваться следующей памяткой:

1. После прочтения текста разбейте его на смысловые части.

2. В каждой части найдите предложение (их может быть несколько), в котором заключен основной смысл этой части текста. Выпишите эти предложения.

3. Подчеркните в этих предложениях ключевые слова.

4. Составьте план пересказа.

5. Опираясь на план, перескажите текст,

6. Опираясь на ключевые слова, расскажите текст.

При пересказе текста рекомендуется использовать речевые клише.

2. Работа с грамматическим материалом (грамматические и лексико-грамматические упражнения).

При работе с лексико-грамматическим материалом необходимо стремиться не только к узнаванию слова или грамматического оборота, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данная языковая единица обладает.

Самостоятельная работа по изучению курса предполагает внеаудиторную работу, которая включает:

- подготовку к занятиям (ведение словаря, грамматического минимума);

- написание письменных работ по предложенным темам;

- подготовку устного выступления;

- выполнение упражнений, направленных на развитие лексико-грамматических навыков;

- прослушивание аудио материалов и выполнение соответствующих заданий;

- подготовку к текущим тестам, зачетам.

Изучаемый материал требует практического применения, прежде всего в виде лексико-грамматических упражнений, которые следует выполнять только после тщательной проработки всего материала. Изучение грамматики нельзя начать «с середины». Каждый новый раздел учебника базируется на изученном прежде материале и усложняет его. Правильность овладения новыми лексико-грамматическими структурами можно проверить при помощи тестов с готовыми «ключами». Однако изучение только грамматики без правильного произношения и знания лексики остается «вещью в себе». Лишь комплексный подход и постепенный переход от простого к сложному может дать требуемый результат.

При подготовке задания по грамматике (выполнение упражнений) сначала следует прочесть текст из раздела (занятия), ознакомиться с грамматическими поурочными комментариями в конце учебника, просмотреть записи, сделанные на занятии, где дается образец выполнения упражнения. При подготовке к тестированию требуется также просмотреть весь лексико-грамматический материал, в том числе домашние письменные упражнения.

Студентам рекомендуется использовать обучающие компьютерные программы, которые дают возможность не только прослушать правильное фонетическое оформление речи, но и выработать навыки использования правильных лексико-грамматических структур при помощи упражнений.

При изучении определённых грамматических явлений английского языка рекомендуется использовать схемы, таблицы из справочников по грамматике, тщательно готовить их для обеспечения прочного усвоения. При построении английского предложения следует располагать слова в строго определённом порядке, учитывая, что порядок слов в повествовательном предложении, вопросительном и отрицательном предложении отличается от порядка слов в русском предложении.



3. Подготовка презентаций.

Мультимедийные презентации – это особый жанр публичной речи, эффективный приём развития и совершенствования умений монологического высказывания. При подготовке к презентации происходит тренировка использования языковых и речевых средств, а в целом презентация должна предваряться подготовкой языкового и информационного материала, а также включать знание структуры презентации: вступления, главной части с развитием основных положений, логически связанных между собой, и заключения.

Презентация как документ представляет собой последовательность

сменяющих друг друга слайдов. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления.

Подготовка и проведение презентации состоит их трёх этапов:

  1. Планирование презентации: определение цели, идеи презентации, подбор дополнительной информации, планирование выступления, создание структуры презентации, проверка логики подачи материала, подготовка заключения.

  2. Разработка презентации: подготовка слайдов презентации, включая содержание и соотношение текстовой и графической информации.

  3. Репетиция презентации: проверка и отладка созданной презентации.

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки.

Первая стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;

  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

Вторая стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением;

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.

4. Проектные виды самостоятельной работы.

Всё большее распространение получают проектные виды самостоятельной работы: коллаж, драматизация, информационно-исследовательские проекты, издательские проекты (стенгазеты), сценарные проекты, творческие работы.

Выполнение проектных заданий рекомендуется проводить в несколько этапов:

  • Целеполагание и планирование – выбор общей проблемы, цель, характер, содержание и структура.

  • Выполнение проекта.

  • Мониторинг. В качестве средств оценки могут быть использованы опросники, анкеты.

  • Итоговая оценка проекта преподавателем.

5. Составление глоссария, в том числе глоссария профессиональных терминов.

Цель работы: систематизация изучаемой, в том числе профессиональной лексики для дальнейшего использования при чтении и переводе иностранных текстов, в том числе профессиональной направленности.

В результате выполнения этого типа внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся должен знать:

  • значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

  • развить способности, необходимые для формирования общих компетенций.

Глоссарий — двуязычный словарь, содержащий перечень специализированных терминов, расположенных в строго алфавитном порядке с переводом на другой язык. Для того чтобы составить глоссарий необходимо:

  • Создать таблицу из трёх столбцов.

№ п/п

EN

RU

1



2







  • Составить список наиболее часто встречающихся профессиональных терминов и занести их в колонку таблицы с названием EN (английский вариант).

  • Найти точный перевод термина на русский язык и занести его в колонку с названием RU (русский вариант) напротив соответствующего термина.

III. Заключение.

Использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени отведённого на обязательные учебные занятия по дисциплине и может проходить в письменной или устной форме с предоставлением продукта творческой деятельности. В качестве форм и методов контроля СР могут быть зачёты, тестирование, защита творческих проектов, самоотчёт и пр.

Выполнение студентами самостоятельной работы приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие. Воспитание морально-волевых качеств было и остаётся важной функцией внеаудиторной самостоятельной работы.