Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине | ОУД.07 Информатика |
|
для студентов | 1 | курса |
|
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| Введение…………………………………………………………………. | 3 |
1. | Тематика самостоятельной работы…………………………………….. | 5 |
2. | Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы……………………………………………… | 8 |
2.1 | Методические рекомендации по составлению конспекта……………. | 8 |
2.2 | Методические рекомендации по выполнению реферата……………... | 9 |
2.3 | Методические рекомендации по выполнению доклада | 12 |
2.4 | Методические рекомендации по составлению презентаций………… | 13 |
2.5 | Методические рекомендации по составлению кроссвордов…………. | 17 |
3. | Вопросы для самоконтроля по дисциплине…………………………… | 22 |
| Список литературы……………………………………………………… | 25 |
| Приложение……………………………………………………………… | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
«… знания можно предложить, но овладеть ими может
и должен каждый самостоятельно»
А. Дистервег
В современном динамично развивающемся обществе существует потребность в инициативных, самостоятельных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов, как высоко квалифицированных специалистов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, развивать способность критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.
В традиционном процессе обучения, основанном на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, достичь необходимого уровня развития будущего специалиста практически невозможно. Поскольку основная деятельность студента заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым алгоритмом и не требует глубоких творческих размышлений и зачастую сводится к стандартным действиям. Таким образом, проблема заключается в необходимости качественной подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности. Этого можно достичь путем систематического включения студента в самостоятельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Именно самостоятельная работа- один из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Студент должен работать на занятии и дома по возможности самостоятельно, а преподаватель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять.
Внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, но направляемая им.
Внеаудиторная самостоятельная работа занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность,творчество во всем его разнообразии, все виды деятельности, которые должны сформировать активного гражданина и компетентного профессионала. Значениевнеаудиторной работы возрастает в условиях информационного общества, быстрогоустаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональномусамообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.
Учебная дисциплина «Информатика» является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования иизучается в общеобразовательном цикле учебного плана по ППССЗ базовой подготовки по специальности 18.02.06 Химическая технология органических веществ на базе основного общего с получением среднего общего образования.
Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Информатика».
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом, и составляет 50% от общего объема часов.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень освоения учебного материала;
уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности общеучебных умений;
уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения материала;
оформление материала в соответствии с требованиями стандарта;
уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.07 Информатика
Наименование разделов и тем | Объем часов на аудиторную работу | Объем часов на самостоятельную работу | Содержание самостоятельной работы | Вид контроля и отчетность по результатам самостоятельной работы |
Раздел 1 Информационная деятельность человека | 7 | 4 | | |
Тема 1.1 Информационная деятельность человека | 7 | 4 | Изучение материала учебника Подготовка докладов, рефератов на темы: Умный дом Коллекция ссылок на ЭОР на сайте образовательной организации по профильным направлениям | Составление отчета о проделанной работе Защита реферата |
Раздел 2 Информация и информационные процессы | 26 | 13 | | |
Тема 2.1 Представление и обработка информации | 8 | 4 | Подготовка докладов, рефератов на темы: Предистория кодирования информации 2.Информационная картина мира | Защита реферата |
Тема 2.2 Алгоритмизация и программирование | 6 | 3 | Изучение материала учебника Подготовка докладов, рефератов, презентаций на темы: История развития элементной базы Языки программирования: время, открытия, люди | Составление отчета о проделанной работе Защита реферата Защита кроссворда |
Тема 2.3 Компьютерное моделирование | 4 | 2 | Подготовка докладов, рефератов на темы: Статистика труда 2.Графическое представление процесса | Составление отчета о проделанной работе Защита реферата Защита доклада |
Тема 2.4 Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров | 8 | 4 | Изучение материала учебника, написание конспекта Подготовка кроссворда «Файл. Файловая система» Подготовка презентации на тему «АСУ в моей профессии» | Составление отчета о проделанной работе |
Раздел 3 Средства информационных и коммуникацион-ных технологий | 18 | 10 | | |
Тема 3.1 Архитектура компьютеров | 10 | 5 | Подготовка докладов, рефератов на темы: Мой рабочий стол на компьютере Оргтехника и специальность Прайс-лист Подготовка кроссворда «Устройства компьютеров» | Составление отчета о проделанной работе Защита реферата Защита кроссворда |
Тема 3.2 Компьютерные сети | 2 | 2 | Подготовка реферата, презентации на тему: Компьютерные сети Профилактика ПК | |
Тема 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | 6 | 3 | Подготовка докладов, рефератов на тему: Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Защита работ |
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов | 22 | 11 | | |
Тема 4.1 Технологии создания и преобразования информационных объектов | 22 | 11 | Подготовка презентаций, докладов, рефератов на темы: Ярмарка специальностей Статистический отчет Расчет заработной платы Разработка и оформление БД Госуслуги и электронное правительство Подготовка документов в среде графических издательских систем | Защита работ Составление отчета о проделанной работе |
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии | 22 | 12 | | |
Тема 5.1 Телекоммуникационные технологии | 22 | 12 | Изучение материала учебника Подготовка докладов, рефератов, презентаций на темы: WWW. История создания и современность Сеть Интернет и киберпреступность Компьютерная грамотность и информационная культура Место государства в современном интернет-пространстве Резюме: ищу работу Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж | Составление отчета о проделанной работе Защита работ |
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации по составлению конспекта
Цель конспектирования - переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Основные требования к написанию конспекта: системность, логичность, изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Критерии оценки результата
Уровень освоения | Характеристики уровня |
Допустимый | Конспект выполнен не в соответствии с требованиями к логике изложения, последовательности. Текст предъявлен цитатами. Отсутствуют примеры выполнения. |
Высокий | Конспект выполнен в соответствии с требованиями к оформлению: записи краткие, логичные, последовательные. |
Оптимальный | Конспект выполнен в соответствии с требованиями: записи краткие, логичные, последовательные. Запись основных мыслей сопровождается примерами, таблицами, схемами. |
2.2 Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
. Студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
основной – работа над содержанием и заключением реферата;
заключительный – оформление реферата;
защита реферата (на зачете, экзамене, конференции и т.д.)
Структура реферата включает в себя следующие элементы:
Формулирование цели и задач реферата
Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.
Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Необходимо четко соотносить цель и план работы.
Можно предложить два варианта формулирования цели:
1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.
Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь. |
Изучить – Постичь учением, усвоить в процессе обучения Научно исследовать, познать Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять |
Изложить – Описать, передать устно или письменно Кратко пересказать содержание чего-нибудь |
Систематизировать- привести в систему. Система – определенный порядок в расположении и связи действий. |
2. Формулирование цели с помощью вопросов.
Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Поставить задачу. |
Работа над планом
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы.
Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.
Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:
основные выводы в сжатой форме;
оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.
Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.
Оформление приложения
Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.
Примеры оформления:
Приложение 1. Терминологический словарь .
Приложение 2. Структура деятельности. Схема.
В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение 1).
Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.
Правила оформления библиографических списков
Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.
Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:
автор (фамилия, инициалы);
название, подзаголовок;
выходные данные (место издания, издательство и год издания).
Пример: Левандовский А.А., ЩетиновЮ.А.Россия в XX веке. Учебник. М.: Просвещение, 1997.
Требования к оформлению реферата
Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются.
Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):
набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 14 шрифтом;
заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным) ;
межстрочный интервал полуторный;
разрешается интервал между абзацами;
отступ в абзацах 1-2 см.;
поле левое 2,5 см., остальные 2 см.;
нумерация страницы снизу или сверху посередине листа;
объем реферата 7-15 страниц.
Подготовка к защите и порядок защиты реферата
Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).
Порядок защиты реферата:
Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
Ответы студента на вопросы преподавателя.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Реферат оценивается по системе:
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
2.3 Методические рекомендации по составлению доклада
Доклад—этосообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.
Цель доклада—информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее
докладымогут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
Алгоритм подготовки доклада:
1.Прочти тему.
2.Определи проблему.
3.Определи объём доклада.
4.Установи основные понятия темы.
5.Изучи источники: состояние проблемы, проанализируй теоретические
данные и фактические материалы.
6.Составь план доклада.
7. Запиши текст в черновом варианте.
8.Откорректируй текст доклада, статьи, перепиши его.
9.Отредактируйте доклад (см. рекомендации к написанию реферата)
Критерии оценки результата
Уровень освоения | Характеристики уровня |
Допустимый | Тема раскрыта частично. Использование менее 3-х источников. Не логичное письменное изложение материала. Ошибки в оформлении доклада |
Высокий | Тема раскрыта не полностью. Использование более 3-х источников. Логичное письменное изложение материала. Ошибки в оформлении доклада |
Оптимальный | Тема раскрыта полно, всесторонне. Использование более 3-х источников. Логичное письменное изложение материала. Правильное оформление доклада. |
2.4Методические рекомендации по подготовке презентации
Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).
Цель использования технологии подготовки презентации:
Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема презентации и сведения об авторе. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи презентации. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Правила оформления презентаций
Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.
Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.
Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.
Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самые простые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.
Правило № 5. Смена слайдов. Здесь тоже обращаем внимание, как сменяются слайды. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.
Подготовка к защите и порядок защиты презентации
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).
Порядок защиты презентации:
Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
Ответы студента на вопросы преподавателя.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
Критерии оценки презентации:
| Плохо (2) | Удовлетворительно (3) | Хорошо (4) | Отлично (5) |
I. Дизайн и мультимедиа-эффекты | Цвет фона не соответствует цвету текста Использовано более 5 цветов шрифта Каждая страница имеет свой стиль оформления Гиперссылки не выделены Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией) Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен) Не работают отдельные ссылки | Цвет фона плохо соответствует цвету текста Использовано более 4 цветов шрифта Некоторые страницы имеют свой стиль оформления Гиперссылки выделены Анимация дозирована Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией Ссылки работают | Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть Использовано 3 цвета шрифта 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации Размер шрифта оптимальный Все ссылки работают | Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается Использовано 3 цвета шрифта Все страницы выдержаны в едином стиле Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации Размер шрифта оптимальный Все ссылки работают |
II. Содержание | Содержание не является научным Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами Информация не представляется актуальной и современной Ключевые слова в тексте не выделены | Содержание включает в себя элементы научности Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами Информация является актуальной и современной Ключевые слова в тексте чаще всего выделены | Содержание в целом является научным Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами Информация является актуальной и современной Ключевые слова в тексте выделены | Содержание является строго научным Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме Информация является актуальной и современной Ключевые слова в тексте выделены |
Примечание. По каждому пункту I и II разделов презентация оценивается отдельно. Таким образом, минимальный балл — 28, максимальный — 70.
Обучающимся предлагается самостоятельный выбор вида самостоятельной работы: реферат или презентация.
Методические рекомендации по составлению кроссвордов
Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть.
Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.
А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест.
Цель использования технологии кроссворда: развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.
Результат - активизация мыслительной деятельности учащихся.
Основные идеи технологии кроссворда:
Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.
Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.
Классификация кроссвордов
по форме:
кроссворд - прямоугольник, квадрат; - кроссворд-ромб; - кроссворд-треугольник;
круглый (циклический) кроссворд; - сотовый кроссворд; фигурный кроссворд;
диагональный кроссворд и т.д.
по расположению:
по содержанию:
тематические;
юмористические;
учебные;
числовые.
по названию страны:
скандинавские;
венгерские;
английские;
немецкие;
итальянские и тд.
Виды кроссвордов:
Классический кроссворд

Рис 1. Классический кроссворд
Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.
Японский кроссворд

Рис 2. Японский кроссворд
Оптимальный размер японского кроссворда по горизонтали - 20-35 или 55 клеток. Нежелательно количество клеток, не делящееся на 5 без остатка.
Ряд (столбик) должен содержать не более пяти групп закрашенных клеток.
Желательно, чтобы получившаяся картинка была узнаваемой и более-менее интересной.
Японский кроссворд должен иметь однозначное решение.
Кейворд

Рис 3. Кейворд
Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово
Крисс-кросс

Рис 4. Крисс - крос
Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.
Сканворд

Рис 5. Сканворд
Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках не занятых буквами. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика
Филлворд

Рис 6. Филлворд
Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.
Этапы работы над составлением кроссворда:
1 этап – проектировочный
Обсуждение темы, содержания, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления.
2 этап – содержательный
просмотр и изучение необходимого материала, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
составление списка слов раздельно по направлениям;
составление вопросов к отобранным словам;
проверка орфографии текста, соответствие нумерации;
оформление готового кроссворда.
3 этап – оценочно-результативный
На этом этапе студент представляет свой проект перед студентами своей группы.
Общие требования при составлении кроссвордов:
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности:
Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;
Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;
Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);
Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
Требования к оформлению:
На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
Рисунок кроссворда должен быть четким;
Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экземпляр - с заполненными словами;
2-й экземпляр. - только с цифрами позиций.
Ответы на кроссворд.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Оформление ответов на кроссворды:
Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Критерии оценивания составленных кроссвордов:
Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
Оригинальность составления кроссворда;
Практическая значимость работы;
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.
3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Раздел 1. Информационная деятельность человека:
Что означает термин «информатика»?
Какие сферы человеческой деятельности затрагивает информатика?
Роль информационной деятельности в современном обществе.
Перечисли этапы развития вычислительной техники.
Чем отличаются понятия «информация» и «данные»?
Что послужило отправной точкой для перехода от индустриального
общества к информационному?
Что подразумевается под понятиями «информационная
безопасность»
и «информационная культура»?
Чем отличается «компьютеризация» и «информатизация»?
Какой закон обеспечивает информационную безопасность и права
юридических и физических лиц?
Какие бывают нарушения в информационной сфере?
Люди каких профессий наиболее тесно связаны с информационными
технологиями? Составьте список профессий.
Раздел 2. Информация и информационные процессы:
Как можно оценить объем информации и сообщения?
Для чего используется кодирование информации?
Чем отличаются позиционные системы счисления от
непозиционных?
Почему в компьюторе используется двоичная система счисления?
Как кодируются символы текста?
Переведите в десятичную систему счисления 11102; 228; BF16;
101102;1358.
Переведите десятичные числа в двоичную, восьмиричную и
шеснадцатиричную системы счисления: 74,21; 26,11; 125,01; 114,08.
В какой системе счисления справедливы следующие равенства:
20+25=100; 22+44=110?
В чем заключается процесс архивирования – разархивирования
файлов?
От чего зависит степень сжатия файлов?
Какие меры предусмотрены в программах-архиваторах для защиты
информации и сохранения ее целостности?
Какие вида информационных моделей вы знаете?
Приведите примеры, когда разные объекты описываются одной и той
же моделью.
Что такое вспомогательный алгоритм?
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий:
Перечислите основные устройства, обеспечивающие работу
компьютеров.
Что такое команда? Что описывает команда?
Сформулируйте функции памяти и процессора.
В чем заключается принцип «открытой архитектуры»?
Перечислите виды внутренней памяти.
Сравните устройства внешней памяти, выделите их достоинства и
недостатки.
Какие существуют типы принтеров и какие принципы печати в них
используются?
Как вы скомплектуете компьютер для офиса, дома, магазина,
туристической фирмы?
Какие виды сетей вы знаете? В чем их отличие?
Опишите технологию клиент – сервер.
Дайте характеристику аппаратных средств построения сети.
Чем отличается архитектура сети от топологии?
Перечислите меры защиты информации в компьютерных сетях.
Что общего в понятиях «архитектура компьютера» и «архитектура
сети»?
Для чего используется доменное имя?
Как можно классифицировать программные продукты?
Что подразумевается под периферийным устройством?
Какие эксплуатационные требования к компьютерному рабочему
месту ты знаешь?
Перечисли виды мер обеспечения компьютерной безопасности.
Перечисли компьютерные вирусы и антивирусные программы тебе
известные.
К каким последствиям может привести заражение компьютера
вирусами?
Составьте список известных вам вирусов, начиная с самых опасных.
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов:
Какая разница между текстовым и табличным редакторами?
Какова структура страницы документа в текстовом редакторе?
Как быстро просмотреть весь документ?
Что подразумевается под термином «колонтитул», каковы его
назначения и возможности?
В чем различие растровых и векторных графических изображений?
Какой тип графического изображения (растровый или векторный) вы
выберите для разработки символов нового шрифта, учитывая, что
шрифт должен масштабироваться без потери качества изображения?
В чем заключается отличие абсолютных ссылок от относительных?
Как определить имя ячейки в электронной таблице?
Что представляет собой смешанная ссылка?
В каких ситуациях предпочтительнее использовать гистограммы,
графики, диаграммы?
Чем отличаются формы от таблиц в СУБД?
Как используются таблицы и формы в информационных системах?
Что такое мультимедиа?
Перечислите основные функции программы PoverPoint.
Какие основные правила при оформлении презентации?
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии:
Какие виды компьютерных коммуникаций вы знаете?
На каких принципах работают поисковые системы?
Какими достоинствами и недостатками обладает электронная почта?
Перечислите возможности сетевого программного обеспечения.
Какие функции выполняет гипертекст на сайте?
Перечислите программы для создания сайта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОИ:
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. – М.: 2012
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2013
Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Басова, Н.И. Михайлова.- 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 394 с.: ил.
Практикум по информатике : учеб.пособие для сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 192 с.
ДИ:
Семакин И.Г., Информатика и ИКТ. Базовый учебник 10-11кл
Гайдамакин Н.А., Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных
Создание презентации в PowerPoint : учеб. Пособие для нач. проф. образования / М.Ю. Свиридова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-224 с.
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.intuit.ru/studies/courses – открытые Интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»
http://lms.iite.unesco.org/ – Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям
http://ru.iite.unesco.org/publications/ – открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании
http://www.megabook.ru/ – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы « Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника/ Компьютеры и Интернет»
http://www.ict.edu.ru – Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Приложение 1.Титульный лист реферата
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИНЕШЕМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Реферат
по дисциплине «Информатика»
на тему
«Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
Выполнил: студент гр.1-3 Петров И.Н.
Проверил: преподаватель Малкова Е.Ю.
2016 г.