Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
ПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
МДК 03.01. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказаниенеотложной помощи на догоспитальном этапе.
Тема 6. Оказание неотложной помощи детям
Специальность 31.02.01. Лечебное дело
2015
Автор: Штерцер А.Г.- преподаватель первой квалификационной категории
Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью процесса обучения. Самостоятельная внеаудиторная работа способствует не только обобщению и закреплению учебного материала, но и активизации познавательных, творческих способностей обучающихся, формированию общих и профессиональных компетенций.
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.
МДК 03.01.Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.
Тема 6 « Оказание неотложной помощи детям»
результаты освоения
Результатом освоения ПМ.03. «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»МДК 03.01. «Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе».Тема 6. «Оказание неотложной помощи детям» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Проводить диагностику неотложных состояний у детей Уметь: своевременно и правильно формулировать и обосновывать диагноз. Знать: клинику и диагностику неотложных состояний. Иметь практический опыт: проводить клиническое обследование на догоспитальном этапе. |
ПК 3.2. | Определять тактику ведения пациента детского возраста. Уметь определять тактику ведения пациента, последовательность, точность и соответствие ее компонентов диагнозу. Знать: тактику ведения пациента с различными заболеваниями. Иметь практический опыт: оценивать тяжесть состояния и имеющегося ведущего синдрома. |
ПК 3.3. | Выполнять лечебные вмешательства детям по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. Уметь: правильно и обоснованно выбирать и применять лечебные вмешательства. Знать: алгоритмы лечебных вмешательств на догоспитальном этапе, основные группы лекарственных препаратов; правила и способы применения медикаментов; правила хранения медикаментов; отчетную документацию; алгоритмы оказания неотложной помощи возможных осложнений во время применения медикаментов. Иметь практический опыт: оказывать по синдромную неотложную медицинскую помощь. |
ПК 3.4. | Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. Уметь: контролировать эффективность, результативность и полезность проводимых мероприятий Знать: способы контроля эффективности проводимого лечения. Иметь практический опыт: оценивать основные параметры жизнедеятельности пациента с целью контроля эффективности проводимых мероприятий. |
ПК 3.5. | Осуществлять контроль состояния пациента детского возраста. Уметь: проводить контроль за состоянием пациентов. Знать: Причины, клинические проявления, возможные осложнения заболеваний, методы диагностики, проблемы пациента. Иметь практический опыт: проводить дифференцильную диагностику осложнений, влияющих на состояние пациента. |
ПК 3.6. | Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента детского возраста в стационар. Уметь: аргументированно принимать решение на госпитализацию, правильно выбирать вид транспортировки. Знать: нормативно-правовые акты, определяющие показания к госпитализации видам транспортировки. Иметь практический опыт: определение показаний госпитализации и транспортировку в ЛПУ. |
ПК 3.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия детям. Уметь: проводить пациента к различным этапам реабилитации; проводить мероприятия по выставлению и поддержанию жизнедеятельности организма. Знать: основы реабилитации пациентов после выписки из стационара. Иметь практический опыт: ведение пациента на различных этапах реабилитации совместно с другими специалистами. |
| |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Уметь: понимать сущность и социальную значимость профессии фельдшер. Знать: особенности профессии фельдшер |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Уметь: организовывать деятельность выполнения задач по оказанию доврачебной помощи и оценивать качество и эффективность проделанной работы. Знать: стандарты и алгоритмы доврачебной помощи |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Уметь: Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях для оказания помощи больным. Знать: стандарты и алгоритмы доврачебной помощи |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Уметь: контролировать эффективность , результативность и полезность проводимых мероприятий Знать: способы контроля эффективности проводимого лечения. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Уметь: Вести электронную базу данных пациентов. Управлять электронными очередями и электронной записью к специалистам. Использовать электронную автоматизированную подготовку назначений, рецептов, выписок, больничных листов и других стандартизированных документов для пациентов. Используя сеть Интернет получать доступ к новейшей медицинской информации, устанавливать профессиональные связи с коллегами, обмениваться опытом. Знать: современные информационно-коммуникационные технологии |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Уметь: достигать взаимодействии и взаимопонимания между членами коллектива, команд и коллег Знать: принципы работы взаимодействующих организаций и команд; пути достижения общих целей; виды взаимодействующих организаций и групп. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Уметь: организовать работу команды. Ставить задачи.требовать их выполнения и отвечать за результат. Знать: задачи стоящие перед командой, возможности каждого члена команды |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Уметь: планировать и определять задачи своего развития. Составлять планы на самообразование и повышения квалификации. Знать: ориентиры для профессионального и личностного развития |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Уметь: находить и применять новые технологии в деятельности медицинской сестры. Знать: новое в своей профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. Уметь: бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа. Знать: историю Родины, культурные традиции |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. Уметь: беречь природу, соблюдать правовые и моральные нормы. Знать: основные экологические, правовые и моральные нормативы |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения, предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту Знать: требования охраны труда, производственной санитарии ,инфекционной безопасности в лечебно-профилактических учреждений. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей Уметь: с помощью физических упражнений укреплять свой дух и тело. Знать: правила здорового образа жизни и основы физической культуры |
ОК 14. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Уметь: применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью Знать: основы военной службы и обороны России, организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке, основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы |
Тема: Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром).
Цель: обобщить и закрепить учебный материал по теме.
Самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1.
Используя рекомендуемые источники информации, повторите учебный материал по:
- ПМ 01 « Диагностическая деятельность»
Раздел 2 «Диагностика заболеваний» «Диагностика детских болезней». (Диагностика энцефалопатии, спазмофилии, менингококковой инфекции, респираторных инфекций, кишечных инфекций).
-ПМ 02. «Лечебная деятельность» МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста» (Лечение энцефалопатии, спазмофилии, менингококковой инфекции, острых респираторных инфекций, кишечных инфекций).
Задание 2.
Устно ответьте на вопросы:
-Что означает понятие «критическое состояние»?
- Что означает понятие « тактика оказания экстренной помощи» ?
-Назовите показания к госпитализации детей в реанимационное отделение.
-Охарактеризуйте позу пациента во время транспортировки в зависимости от неотложного состояния.
-Назовите примерный перечень лекарственных препаратов, предусмотренный для оказания неотложной помощи на дому.
-Перечислите основные эндогенные пирогенны.
-Назовите стадии лихорадки.
-Перечислите виды лихорадки в зависимости от уровня температуры тела.
-Что такое лихорадочная реакция?
-Что такое гипертермический синдром?
-Назовите основные симптомы злокачественной гипертермии.
-Перечислите причины эпилептических и неэпилептических судорог у детей.
-В каком возрасте чаще бывают у детей фебрильные судороги.
-В каком возрасте чаще бывают у детей респираторно-аффективные судороги?
-Перечислите клинические проявления гипокальциемии.
-Назовите основные причины развития токсикоза с эксикозом у детей.
-Какие типы дегидратации Вы знаете? Проведите дифференциальную диагностику типов дегидратации.
-Назовите клинические проявления дегидратации 1,2,3.степени.
Задание 3
В рабочей тетради составьте и заполните таблицу дифференциальной диагностики типов дегидратации.
Задание 4
В рабочей тетради решите ситуационную задачу:
Вызов фельдшера к ребенку 2 лет по поводу судорог. Со слов матери, мальчик заболел утром, появились насморк, сухой кашель. К вечеру состояние ухудшилось, повысилась температура до 39°, наблюдались судорожные подергивания конечностей. Из анамнеза известно, что до года ребенок наблюдался невропатологом по поводу перинатальной энцефалопатии. Объективно: состояние средней тяжести, сознание сохранено. Бледный, слизистые выделения из носа. Тахипноэ. Дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, отчетливые, 140 ударов в минуту. Живот мягкий, безболезненный. Менингеальная и очаговая симптоматика отсутствует.
Задания:
1.Определите неотложное состояние у ребёнка.
1.Объясните причину развития неотложного состояния у ребёнка.
Критерии оценки:
-обоснованность и чёткость ответов на вопросы.
-правильность составления таблицы дифференциальной диагностики типов дегидратации.
-правильность решения ситуационной задачи.
Контроль выполнения:
- фронтальная и индивидуальная проверка рабочих тетрадей.
- фронтальный и индивидуальный опрос.
- решение ситуационных задач
- решение тестовых заданий
Рекомендуемые источники информации:
1. В.П.Молочный. «Педиатрия: Неотложные состояния у детей».2013г. с.213-234
2. Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2014г. с. 54-56; 97-100; 231-234; 246-250; 293-299
3.Н.В.Ежова «Педиатрия». с. 181-186 ; 389-394;450-464; 489-501.
4. Лекционный материал.
Тема: Пути введения, дозы лекарственных препаратов, применяемых детям разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Инфузионная терапия детей разного возраста при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.
Цель: обобщить и закрепить учебный материал по теме.
Самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1.
Используя рекомендуемые источники информации, повторите учебный материал по ПМ 07 « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» МДК 07.03. «Технология оказания медицинских услуг». ( «Медикаментозное лечение в сестринской практике: пути введения лекарственных средств», «Сестринский процесс при оказании доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»).
Задание 2
В рабочей тетради выполните тестовые задания:
Тестовые задания
Задание: выберите правильный ответ.
При внутритрахеальном пути введения доза препарата:
А) удваивается
Б) уменьшается в 2 раза
В) соответствует дозе для внутривенного введения
Правила внутритрахеального введения препаратов:
А) развести в 1-2 мл физ. раствора с уменьшением дозы в 2 раза
Б) развести в 1-2 мл физ. раствора с увеличением дозы в 2 раза
В) используется стандартная концентрация раствора
Доза 0,1% раствора атропина для детей.
А) 0,1 мл/кг веса
Б) 0,2 мл/кг веса
В) 0,1 мл/год жизни
Доза 0,01% раствора адреналина при оказании неотложной помощи ребенку:
А) 0,1 мл/кг
Б) 0,1 мл/год
В) 1 мл/кг
Раствор для коррекции ацидоза:
А) 40% глюкоза
Б) 4% натрия гидрокарбоната
В) 10% кальция глюконат
Детям до 3-х лет максимальный объем лекарственного препарата при подъязычном пути введения составляет (мл):
А) 0,1
Б)0,5
В)1
Показание для инфузионной терапии в начальной дозе 20 мл/кг/ч:
А) систолическое АД не ниже 60-80 мм.рт.ст.
Б) систолическое АД ниже 60 мм.рт.ст.
В) определяется пульсация только на сонной артерии
К коллоидным растворам относятся:
А) 5% раствор глюкозы
Б) Нормасоль
В) 5% раствор альбумина
Объем препарата, вводимого ректально в зависимости от возраста ребенка, составляет (мл):
А) 0,1-0,2
Б) 1-10
В) 10-30
Самые оптимальные пути введения лекарственных препаратов на доспитальном этапе:
А) подкожный, внутривенный
Б) внутривенный, внутритрахеальный
В) внутритрахеальный, подкожный
Задание 3
Пользуясь рецептурным справочником, в рабочей тетради выпишите рецепты на лекарственные препараты:
5%р-р глюкозы, 0,1% р-р адреналина, 50% р-р анальгина ребёнку 3-х лет.
Задание 4
Изучив алгоритм составления кроссворда, составьте кроссворд на тему: «Инфузионные препараты».
Алгоритм составления кроссворда.
1.Внимательно прочитайте материал лекции, учебников по данной теме.
2.Выпишите 10-15 терминов по данной теме.
3.Выберете 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.
4.Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.
5.Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком чётко и лаконично.
6.Оформите кроссворд согласно правилам составления кроссвордов:
-каждое слово, помещённое в кроссворде, должно не менее 2-х раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении.
-если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинается с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой.
-слова, идущие в одном направлении, не должны соприкасаться более, чем одной буквой.
Критерии оценки:
-правильность ответов в тестовых заданиях.
-правильность и аккуратность выписывания рецептов.
- правильность составления и содержательность кроссворда.
Контроль выполнения:
- фронтальная и индивидуальная проверка рабочих тетрадей
- фронтальный и индивидуальный опрос
-решение ситуационных задач
- выписывание рецептов на доске
-решение тестовых заданий.
Рекомендуемые источники информации:
В.П.Молочный. «Педиатрия: Неотложные состояния у детей». 2013г. с.225-227;230-234.
Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2014г. с.248-250; 294-299
Н.В.Ежова «Педиатрия». с.390-394; 496-501.
С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода».с.184-194.
Лекционный материал.
Рецептурные справочники.
Тема: Неотложная помощь при основных патологических состояниях у детей (гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром). Критерии эффективности оказываемой помощи. Ошибки при оказании неотложной помощи.
Цель: обобщить и закрепить учебный материал по теме.
Самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1.
Повторите учебный материал :
- ПМ 01 « Диагностическая деятельность»
Раздел 2 «Диагностика заболеваний» «Диагностика детских болезней». (Диагностика энцефалопатии, спазмофилии, менингококковой инфекции, респираторных инфекций, кишечных инфекций).
-ПМ 02. «Лечебная деятельность»
МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста»
(Лечение энцефалопатии, спазмофилии, менингококковой инфекции, респираторных инфекций, кишечных инфекций).
- ПМ 07 « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» МДК 07.03. «Технология оказания медицинских услуг». («Медикаментозное лечение в сестринской практике: пути введения лекарственных средств», «Сестринский процесс при оказании доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»).
Задание 2
Устно ответьте на вопросы:
Назовите виды патогенетической терапии, применяемой при гипертермическом синдроме.
Пепечислите жаропонижающие лекарственные препараты.
Назовите разовые дозы жаропонижающих лекарственных препаратов для детей.
Какие методы физического охлаждения применяются при гипертермии у детей?
Какой лекарственный препарат является основным в лечении фебрильных судорог у детей?
Назовите лекарственные препараты и их дозы, применяемые при гипокальциемических судорогах у детей.
Перечислите критерии эффективности оказываемой медицинской помощи при гипертермии, судорогах.
Перечислите принципы оказания помощи при токсикозе с эксикозом.
Какие препараты используются для лечения токсикоза с эксикозом у детей?
Назовите критерии эффективности лечения токсикоза с эксикозом.
Задание 3.
Пользуясь рецептурным справочником, в рабочей тетради выпишите рецепты на лекарственные препараты:
Парацетамол, ибупрофен, 0,5% р-р седуксена,0,9% р-р натрия хлорида ребёнку 5 лет.
Задание 4
Используя Интернет- ресурс подготовьте сообщение на тему «Особенности психологической поддержки ребёнку и его родственникам при неотложных состояниях».
Рекомендации по подготовке сообщения:
-Печатный текст в объёме 2 печатных страницы А4 с использованием шрифта Times New Roman, кегль 14 пт и интервала 1,5.
-Во вступлении сообщения раскрыть актуальность темы.
-В основной части сообщения охарактеризовать методы проведения психологической поддержки ребёнку и его родственникам при неотложных состояниях.
-В заключительной части сообщения сформулировать выводы, которые следуют из основной части.
При выступлении с сообщением:
- темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
-использовать короткие фразы, которые легче воспринимаются слушателями.
-контролировать реакцию аудитории.
-быть готовым к ответам на вопросы.
Критерии оценки:
-обоснованность и чёткость ответов на вопросы.
-правильность и аккуратность выписывания рецептов.
- полнота материала сообщения, соответствие содержания теме.
Контроль выполнения:
- фронтальная и индивидуальная проверка рабочих тетрадей
-решение тестовых заданий
- индивидуальный опрос
-решение ситуационных задач
- выписывание рецептов
-заслушивание сообщений.
Рекомендуемые источники информации:
1. В.П.Молочный. «Педиатрия: Неотложные состояния у детей».2013г. с. 225-227; 230-234.
2. Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов – на- Дону, «Феникс» 2014г. с. 54-56; 97-100; 231-234; 246-250; 293-299
3. Н.В.Ежова «Педиатрия». с. 181-186 ; 389-394; 450-464; 489-501.
4.С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода».с.184-194.
5.Лекционный материал.
6.Рецептурные справочники.
Тема: Особенности проведения сердечно-лёгочной реанимации у детей первого года жизни и старше, критерии эффективности реанимационных мероприятий, основные опасности и осложнения. Синдром внезапной смерти у детей.
Цель: обобщить и закрепить учебный материал по теме.
Самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1.
Используя рекомендуемые источники информации, повторите учебный материал по:
- ПМ 07 « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра» МДК 07.03. «Технология оказания медицинских услуг». («Медикаментозное лечение в сестринской практике: пути введения лекарственных средств», «Сестринский процесс при оказании доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях», «Сердечно- лёгочная реанимация»).
-ПМ02 «Лечебная деятельность» МДК 02.04 «Лечение пациентов детского возраста» ( Синдром внезапной смерти у детей)
Задание 2
В рабочей тетради выполните тестовые задания:
Тестовые задания
Задание: выберите правильный ответ
Частота надавливания на грудину детям старше 7 лет (раз в минуту):
А) 120-140
Б) 100-120
В) 80-100
Доза 0,01% раствора адреналина при оказании СЛР:
А) 0,1 мг/кг
Б) 0,1мл/год жизни
В) 1 мл/год жизни
Показания к применению адреналина:
А) тахикардия
Б) асистолия
В) брадипноэ
Осложнения закрытого массажа сердца у детей:
А) ларингоспазм
Б) регургитация
В) перелом грудины
Глубина нажатия на грудину у ребенка грудного возраста (см):
А) 4-5
Б) 3-4
В) 1,5-2
Пауза между вдохами при проведении ИВЛ (сек):
А) 1
Б) 2
В) 3
Количество вдохов в 1 минуту при проведении ИВЛ ребенку старше 8 лет:
А) 24-20
Б) 36-24
В) 40-36
Расположение точки нажатия на грудину при проведении наружного массажа сердца ребенку 1-7 лет:
А) на уровне сосковой линии
Б) 2 поперечных пальца вверх от прикрепления мечевидного отростка
В) 1 поперечныйпальц ниже сосковой линии
Детям с 1 года до 7 лет массаж сердца выполняется:
А) обеими кистями
Б) двумя пальцами
В) основанием одной кисти
10.Противопоказания для проведения непрямого массажа сердца:
А) отсутствие пульса на сонной артерии
Б) наличие пульса на сонной артерии
В) отсутствие пульса на сонной и лучевой артериях
Задание 3
Устно ответьте на вопросы:
1.Назовите осложнения непрямого массажа сердца у детей.
2.Перечислите критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца.
3.Что является фактором риска в развитии синдрома внезапной смерти у детей?
4.Перечислите предвестники синдрома внезапной смерти у детей.
5.Назовите меры профилактики синдрома внезапной смерти у детей.
Задание 4
Пользуясь рецептурным справочником, в рабочей тетради выпишите рецепты на лекарственные препараты:
0,1% р-р адреналина, 1% р-р мезатона, 3% р-р преднизолона ребёнку 2-х лет.
Критерии оценки:
-правильность ответов в тестовых заданиях.
-обоснованность и чёткость ответов на вопросы.
-правильность и аккуратность выписывания рецептов.
Контроль выполнения:
-фронтальная и индивидуальная проверка рабочих тетрадей
-фронтальный и индивидуальный опрос
-решение ситуационных задач
- выписывание рецептов
Рекомендуемые источники информации:
1. В.П.Молочный. «Педиатрия: Неотложные состояния у детей». 2013г. с. 398-407.
2. Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2014г. с.286-293.
3.Н.В.Ежова «Педиатрия».с.386-389.
4.С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода». с. 207-211.
5. Лекционный материал.
6. Рецептурные справочники.