Методическое пособие « Пошаговая инструкция подготовки глины к лепке»
(Методическое руководство для учителей начальных классов, ИЗО, технологии, воспитателей ДОУ по подготовке к работе)
Составитель:
Учитель изобразительного искусства
МКОУ « Манычская СОШ»
Очергоряевой Лидия Убушаевны
Введение ---------------------------------------- 2
Подготовка глины к лепке ------------------------3
Результат проделанной работы.__________________7
Список используемых источников информации. -------------------------------------------------
Список используемых источников информации
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.Академия развития, 2006
2 Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение,1987
3 Миловский А.К. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982.
Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997
5Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика,1983
htt: // www.rukukla.ru/article/gigr/tory/
http: // kidsmoy.su/index/russkaja glinjanaja igrushka/0-66
http: // gim - muzej. Narod.ru/p3aa1.html
1. Введение
Лепка – одно из самых любимых занятий дошкольников и младших школьников. Сколько можно сделать интересного из послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, дает почувствовать объем и форму, учит ориентироваться в пространстве. Занятие лепка активирует мышление. Когда устанавливается первые связи «голова - руки», ребенок оказывается способным выполнить то, что задумал. А в жизни это так важно!
Педагоги начальных классов давно знают, активная лепка развивает речь, а логопеды прописывают это занятие как лекарство своим маленьким пациентам. Лепка вырабатывает усидчивость, умение поэтапно вести работу, планировать свою деятельность.
ПОДГОТОВКА ГЛИНЫ К РАБОТЕ
Цель: Передача опыта работы педагога по работе с глиной.
Задачи:
1. Дать практические знания педагогам о правильной подготовке глины к работе, сушке глиняного изделия, обжиге.
2. Повысить интерес к глине, как к природному материалу и желание работать с ней.
3. Привлечь воспитателей к совместной работе с глиной при изготовлении коня: игрушки – свистульки.
4. Повысить уровень мастерства педагогов.
5. Вызвать положительный настрой в работе с глиной.
Орг.момент.
Я хочу рассказать вам о глине, о материале, который у нас всегда под рукой, вернее под ногами. Издавна люди использовали глину: делали из неё кирпичи, строили дома. В старые времена печи называли «горны», отсюда и пошло слово «гончары». Из глины делали посуду и, конечно же, игрушки – себе на забаву, детишкам на потеху. А ещё глиной лечились. Так что же такое глина?
Глина.
Глина – пластичный природный материал. Она не пропускает воду, не гниёт. В природе встречается бурая глина, красная, голубая, белая и чёрная. Глина бывает жирная, тощая, средняя.
Как подготовить глину для лепки?
Перед использованием добытую глину нужно тщательно подготовить. Именно от степени подготовки зависит качество будущего изделия. К тому же с "правильной" глиной работать гораздо удобнее и приятнее Размачивание глины
Не стоит объяснять, что сухую глину нужно растворить ЧИСТОЙ (без примесей!) водой в чистой таре. Емкость может быть любая в зависимости от объемов глины, однако я рекомендую эмалированные тазики - они широкие и не имеют труднодоступных мест, как, например, у железных ведер. Глину измельчают, помещают в ёмкость, накрывают тканью. Затем через ткань льют кипяток на глину, покрывают сверху плёнкой, а затем тканью. В таком виде глину оставляют на ночь, чтоб «настоялась». После этого, необходимо взять ситцевую влажную ткань и завернуть в неё небольшой ком глины. Через ткань глину разминают в тонкую лепёшку, сворачивают и снова разминают. Периодически ткань прополаскивают, отжимают и снова разминают глину через ткань. Эту процедуру повторять до тех пор, пока глина не станет пластичной. Глина не должна содержать никаких примесей, мелких камешек, воздуха.
Готовность глины к лепке. Последняя стадия подготовки глиняного теста – это промин. Главное в подготовке глины к лепке - из нее исключить содержание инородных тел. Сделать это можно путем промятия.
1Небольшое количество глины можно промять руками, расплющивая кусочки на тонкие пластины и исключая посторонние фрагменты, которые замечательно распознаются пальцами. Большие объемы проминали в былые времена в специальных «топанцах» босыми ногами, причем эту трудоемкую работу, порой, выполнял не только сам мастер, но и его семья. Считается даже, что глине от ног придается какое-то дополнительно свойство, утерянное при машинной обработке и влияющее на качество изделия.
Промятая глина собирается в большой комок и еще не раз мнется и перебивается. Делается это для того, чтобы исключить пустоты (пузырьки с воздухом) и пропущенные инородные тела. При обжиге воздух будет расширяться и может испортить изделие, то же самое произойдет и с чужеродными фрагментами, так как степень расширения у разных материалов отличается. Рабочее глиняное тесто должно получиться эластичным и однородным
2.надо скатать из неё колбаску и свернуть калачом. При сворачивании на глине не образуется трещин, - значит, глина готова к лепке. Если трещины появились, то глина ещё не готова к работе. Если в глине много воды, надо взять сухую ткань и разминать глину через сухую ткань (ткань забирает лишнюю влагу). При сухости глины используют влажную ткан.
Проверьте качество: если глина не прилепает к рукам, значит она готова для лепки
Готовое рабочее тесто завернуть в полиэтиленовый пакет Без доступа воздуха заготовленная глиняная масса будет очень долго сохранять свою пластичность. Глина готова к работе. А теперь — за дело!
Оборудование.
Рабочее место должно быть чистым, удобным, чтобы всё было под рукой. Нам понадобится глина, ёмкость с водой, тряпочки, разные по размеру стеки, деревянные лопаточки, ножи. Часть инструментов у вас всегда найдётся в доме. Это вилки, тёрки, скалка, формочки для выпечки, расчёска, зубочистка и т. д. Хорошо приобрести или сделать самим турнетку – подставку для глиняной поделки. С помощью турнетки вам не придётся каждый раз брать изделие в руки. Достаточно лишь повернуть колесо турнетки вокруг себя.
Рекомендации.
Изделие надо делать полыми (пустыми) внутри, чтобы поделка быстро, равномерно сохла и не была очень тяжёлой. Все неровности надо выравнивать, затирать влажной тряпочкой, а детали тщательно примазывать друг к другу. Если вам необходимо выполнить отверстия, то делать их надо сразу. Иначе, после высыхания изделия сделать это будет практически невозможно. Во время лепки глину необходимо накрывать влажной тканью, чтобы она не высыхала.
Сушка.
Сушить изделие нужно 2-3 дня подальше от отопительных приборов, естественным путём. Через 3 дня поделку можно досушить на противне. Если на изделии появились трещины, то их надо замазать шликером (специальный водно-глиняный клей) и вновь просушить. Неровности затереть наждачной бумагой.
Обжиг.
Обжиг изделия нужно проводить в муфельной печи (можно в духовке) при температуре 800 градусов. После обжига глина (кроме белой) меняет цвет на бурый, красный, зеленоватый, цвета топлёного молока, масла, в зависимости от первоначального цвета глины.
Учитель мастер – класса раздает участникам методическое руководство по подготовке глины к работе
Дорогие коллеги! Советую вам: во время лепки у вас было хорошее настроение, все работали с желанием и когда лепите из глины, улыбнитесь ей! Ведь глина живой материал. Слепили голову игрушки, нарисовали глаза. Смотрите, она глядит на вас. Поздоровайтесь с ней! И вы уже хорошие друзья с этим маленьким комочком глины. Глина отблагодарит вас! Она принесёт вам и вашим детям радость, здоровье и массу положительных эмоций!
Методическое пособие « Пошаговая инструкция подготовки глины к лепке»
(Методическое руководство для учителей начальных классов, ИЗО, технологии, воспитателей ДОУ по подготовке к работе)
Составитель:
Учитель изобразительного искусства
МКОУ « Манычская СОШ»
Очергоряевой Лидия Убушаевны
Введение ---------------------------------------- 2
Подготовка глины к лепке ------------------------3
Результат проделанной работы.__________________7
Список используемых источников информации. -------------------------------------------------
Список используемых источников информации
Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.Академия развития, 2006
2 Комышева М.Н. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение,1987
3 Миловский А.К. Народные промыслы. Встреча с самобытными мастерами. М.: Мысль, 1982.
Учимся лепить и рисовать. С-Петербург, 1997
5Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика,1983
htt: // www.rukukla.ru/article/gigr/tory/
http: // kidsmoy.su/index/russkaja glinjanaja igrushka/0-66
http: // gim - muzej. Narod.ru/p3aa1.html