МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ ФИЗИКИ ХИМИИ ИНФОРМАТИКИ
Кафедра математики и методики преподавания математических дисциплин
Специальность (специализация) /направление подготовки(профиль)
математика - информатика
Зав. кафедрой
Ветошкина Елена Сергеевна
« ____ » ___________________ 2014 г.
Методика обучения детей математике при подготовке к олимпиаде
НАУЧНАЯ РАБОТА
Выполнил:
студент 3 курса очной формы обучения
Шишов Дмитрий Вадимович
Руководитель:
Ветошкина Елена Сергеевна, заведующий кафедрой математики и методики преподавания математических дисциплин.
Коломна – 2014 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Внеурочная деятельность учеников;
- Виды внеурочной деятельности учеников;
Глава 2. Олимпиада как один из видов внеурочной деятельности учеников;
- Виды олимпиад:
- Бюджетные;
- Коммерческие;
Глава 3. Методика обучения детей математике при подготовке к олимпиаде;
- Технология подготовки детей к олимпиаде;
- Нагрузка;
Глава 4. «Кенгуру» как один из видов олимпиад по математике;
- Задачи;
- Правила;
- Почему «Кенгуру»;
- Награждение победителей;
Глава 5. Примеры конкурса «Кенгуру» и примеры решения заданий;
- Классовое разделение;
- Уровни сложности;
- Пример решения;
Заключение.
Введение
Внеурочная деятельность учеников
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
военно-патриотическое,
общественно полезная деятельность,
проектная деятельность.
Формы организации внеурочной деятельности отличаются от уроков:
экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, КВН, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
1.1 Виды внеурочной деятельности учеников
Игровая деятельность (кружки, занятия в секциях); |
Познавательная деятельность (репетиторы, олимпиады); |
Проблемно – ценностное общение; |
Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение); |
Художественное творчество; |
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) (волонтёрство); |
Трудовая (производственная) деятельность (работа); | |
Спортивно – оздоровительная деятельность (спортивные секции); | |
Туристическо – краеведческая деятельность (секция краеведения). | |
Олимпиада как один из видов внеурочной деятельности учеников
Условно говоря, все виды олимпиад можно разделить на два типа: бюджетные и коммерческие. Принципиальное отличие одних от других в том, что одни бесплатные, а другие платные, но объединяет их то, что участие в них добровольное. Учитель не может заставить того или иного ученика участвовать в олимпиаде. Предлагаю конкретно разобрать каждый из видов олимпиад.
2.1.Виды олимпиад
2.1.1. Бюджетные
К бюджетным олимпиадам можно отнести школьные, городские и областные олимпиады, по той простой причине, что финансирование таковых мероприятий производится из государственного или школьного бюджета.
Данные олимпиады проводятся в несколько этапов:
- школьные олимпиады – проводятся непосредственно на базе школы. Ученик на добровольной основе может принять участие, а может и отказаться.
Школьная олимпиада, в частности по математике, представляет собой набор заданий и примеров, которые предлагается решить школьнику за отведённое ему время после чего листки с заданиями и ответами на них собираются и проверяются учителем – предметником, в нашем случае учителем математики.
- городские олимпиады – второй этап бюджетных олимпиад. Те ученики, которые правильно решили больше всего заданий и примеров, или же набрали большее количество баллов, имеют право принять участие в данном этапе. Если школьные олимпиады проводились в школе, где обучается данный ученик, то городские олимпиады проходят в других школах города или области. Ученик также вправе принять в ней участие или отказаться.
- областные олимпиады – третий этап. В областных олимпиадах принять участие имеют право победители предыдущего этапа, также на добровольной основе.
Данные олимпиады проводятся бесплатно и на добровольной основе.
Победителю выдаются памятные грамоты и призы.
2.1.2. Коммерческие
Коммерческие олимпиады платные, но принять в них участие может любой желающий ученик, от второго до одиннадцатого класса. Ярким примером такого вида олимпиад являются: Русский медвежонок (русский язык и литература), Кенгуру (математика), Кит (информатика), Британский бульдог (иностранные языки).
За участие в данном виде олимпиад организаторы вправе взимать плату (на практике не более 70 рублей). Организаторами данных мероприятий является не школа и не Министерство образования, а частные инвесторы и спонсоры. В школе выбирается ответственное лицо, которое на протяжении всей олимпиады курирует работу школьников.
В отличие от бюджетных олимпиад, которые представляют собой прохождение трёх этапов, коммерческие предполагают участие лишь в одном (внутри школьном) этапе.
Ученик, набравший наибольшее количество баллов, получает призы от спонсоров и памятную грамоту, а также сертификат участника олимниады.