СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика развития исследовательских умений на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование — это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или 

 явлений на основе имеющихся знаний.   

Исследовательские умения – это готовность к осуществлению исследовательской    деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с   осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение процессов, фактов, явлений.

Просмотр содержимого документа
«Методика развития исследовательских умений»

Методика развития исследовательских умений на уроках биологии

Исследование — это изучение, выяснение каких-либо фактов, процессов или

явлений на основе имеющихся знаний.

Исследовательские умения – это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение процессов, фактов, явлений.

Исследовательскую деятельность как метод обучения рассматривали педагоги Д. Дьюи, Д. Зухман, И.Я. Лернер, И.М. Махмутов, М.Н. Скаткин и отмечали его особую значимость. В.П. Вахтеров подчеркивал«исключительную важность мыслительных умений школьников –умений анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы в самой элементарной форме». Какие же исследовательские умения можно формировать у учащихся на уроках биологии?

Структура исследовательских умений включает следующие компоненты: мотивационный, проявляющийся в виде познавательного интереса; содержательный, включающий систему знаний по предмету; операционный, включающий систему умений: специальных, интеллектуальных, предметных .

Специальные умения: умения наблюдать факты и явления; умение выявлять непонятные явления, подлежащие исследованию (или умение постановки проблемы); умение выдвигать гипотезы; умение построения плана исследования; умения осуществления намеченного плана исследования; умение выяснения связей изучаемого явления с другими; умение формулировки решения, умение объяснять; умение проверки решения; умение делать практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний.

Для проведения действий по исследованию необходимо овладение школьниками следующих интеллектуальных умений: умения называть, характеризовать, обо­сновывать, определять, сравнивать, обобщать, систематизировать, вычленять главные признаки, формулировать опреде­ление понятия, выявлять причинно-следственные связи, модели­ровать исследование, экспериментировать, проектировать резуль­таты опыта, анализировать, оперировать знаниями, доказывать, характеризовать свойства изучаемого объекта, объяснять и др.

Предметные умения: умение пользо­ваться увеличительными приборами; умение готовить времен­ные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; умение ставить простейшие опыты; умения проводить наблюдения .

В процессе формирования исследовательских умений необходимо организовать следующие этапы:

-постановка цели;

-знакомство с выполнением действия;

-усвоение знаний, на основе которых будут вырабатываться эти умения;

-показ образца данного действия;

-практическое овладение действием;

-самостоятельные и систематические упражне­ния.

Кроме этого нужно соблюдать определенные педагогические условия:

-учет степени готовности и возможностей школьников к проведению исследовательской деятельности;

-создание психологического настроя учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания;

-обеспечение четкости и доступности изложения цели и задач;

-полнота и ясность представления структуры формируемого исследовательского умения, четкий показ способов выполнения действий;

-организация деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий.

Методы и методические приемы, включение которых в уроки биологии обеспечивает эффективное развитие исследовательских умений: проведение поисковых бесед, дискуссий, частично-поисковые и исследовательские наблюдения, опыты и эксперименты; выполнение практических заданий, творческая самостоятельная работа, самонаблюдения; проведение практических и лабораторных работ; создание проблемных ситуаций; сравнение, анализ, выводы, доказательства, причинно-следственные связи; запись плана, составление схем, фронтальная, групповая работа с классом; использование оборудования, средств, материалов для исследования.

Дидактические средства: анкетирование, тестирование, творческие работы, контрольные срезы, наблюдения за учащимися.

Критерии развития исследовательских умений, в соответствии с выделенными ранее компонентами, определены мотивационный, содержательный и операционный критерии. При анализе уровня их развития выделяют 4 уровня: IV – высший уровень, III – высокий уровень, II – средний уровень, I – низкий уровень.

Высший уровень: проявляется интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к решению проблемы, владение исследовательскими умениями и знаниями, необходимыми для исследования, высокая доля самостоятельности. Высокий уровень: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Средний уровень: с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты ее решения. Низкий уровень: отсутствие знаний и умений, необходимых для исследования, ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений.

Таким образом, методика развития исследовательских умений, используемая мной на уроках включает в себя: определение для каждого урока задач по развитию исследовательских умений; учебное содержание по биологии исследовательского характера; насыщение уроков заданиями проблемно-исследовательского характера; организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников; использование демонстрации опытов и экспериментов с их последующим обсуждением; решение школьниками проблемно-исследовательских задач; обсуждение исследовательских проблемных ситуаций; комплекс проблемно-исследовательских биологических задач или упражнений.

Деятельность современного учителя должна быть направлена на достижение

личностных, метапредметных и предметных результатов.

В своей практике большое внимание я уделяю творческим заданиям, использую открытые изобретательные задачи, применяю на разных этапах урока определенные педагогические приемы, стимулирующие исследовательскую, активно творческую позицию ученика.


Организация исследовательской и проектной деятельности успешна при соблюдении следующих условий:

  • исследовательская деятельность учащихся должна быть организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

  • учащимся должны быть представлены возможности для развития и самореализации;

  • исследовательская деятельность должна строиться исключительно на добровольной основе;

  • занятость исследовательской деятельностью должна быть организована с учётом рационального распределения рабочего времени школьника

Модель методики развития исследовательских умений на уроках биологии


Социальный заказ

Гуманистическая парадигма

Возможности курса биологии

Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии

Исследовательские умения

это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

ПОДХОДЫ

Личностный

Личностно-деятельностный

Деятельностный



Учебное биологическое содержание

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Исследовательские умения

КОМПОНЕНТЫ

Мотивационный

Содержательный

Операционный



Педагогические условия

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы развития исследовательского умения

Постановка цели

Знакомство с выполнением действия

Усвоение или восстановление знаний

Показ образца данного действия

Практическое овладение действием

Самостоятельное и систематическое упражнение

Деятельность учителя

Деятельность ученика



Практические и лабораторные работы


Создание проблемных ситуаций

Выполнение практических заданий, решение проблемных задач

Исследова-тельские наблюдения и опыты

Поисковая беседа, дискуссий



Самонаблюдения

Свободное общение, обмен мнениями

Использование оборудования, средств, материалов для исследования.

Творческая самостоятельная работа

Фронтальная, групповая работа с классом

Методы и приемы

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Дидактические средства



Анкетирование

Тестирование

Творческие работы

Контрольные срезы

Наблюдения за учащимися

Диагностика развития исследовательских умений

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Критерии развития исследовательских умений

Уровни развития исследовательских умений

Результат

Развитие исследовательских умений


Приемы на этапе проверки домашнего задания.

1.Выделите критерии для сравнения фотосинтеза и дыхания;

Спор – конкурс (сократический прием).

2.Что бы это не значило? На картинке, слайде какое-то изображение (образование цисты, размножение амебы). Дать исчерпывающий ответ.

3. Народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы) Объясните выражение: «Долго жуешь – долго живешь». (8 класс. Регуляция пищеварения )


Приемы на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.

  1. Ассоциация. Перед уроком написать ассоциации со словом………. и поместить их на доске.

  2. Третий лишний. Тренировка логического мышления. 6 класс. Разнообразие и значение плодов. Плоды: слива, фасоль, абрикос, персик.

  3. Закончи предложение.

  4. Загадки.

  5. Мозговая атака (штурм) Напиши все, что ты знаешь по этой теме.

  6. Групповая атака. Я думаю так...(прием создания проблемной ситуации)


Приемы на этапе осмысления полученных знаний

1.Отгадай кроссворд

2.Чудо-дерево или цветик-семицветик. На обратной стороне листьев проблемные вопросы.

3.Аукцион «Кто больше?»

4.Кто лишний? Тренировка логического мышления

5.Установи последовательность (прием моделирования)

Приемы на этапе воспроизведения полученных знаний

  1. Мини – эксперимент (исследовательский прием)

  2. Работа с учебником (прием создания проблемной ситуации)

  3. Решение биологических задач исследовательского характера

  4. Тест как инструмент обучения.


Приемы на этапе домашнего задания

  1. Составь кроссворд. После завершения изучения темы проводится «Базар кроссвордов»(головоломок, ребусов и т.п., составленных учениками)

  2. Составь тест

  3. Сочини сказку (прием символизации)

  4. Проделай опыт или наблюдение. На следующем уроке ученики демонстрируют и объясняют результаты.

  5. Подумай над вопросом (эвристический прием)