Республиканский этап VIII Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2017»
Тема: Метр. Соотношение между единицами длины
2-б класс.
Этапы урока | Задания | Формируемые УУД |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. |
| Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна! Сегодня мы вместе проведём замечательный математический урок! Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок, - Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов=зелёный-да,красный-нет (Дети показывают сигнальные карточки.) - В гости к нам пришёл герой русской народной сказки. А какой-вы отгадайте! Что за зверь такой лесной: Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? Заяц (слайд №2) - Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «ЛИСА И ЗАЯЦ». - Он приготовил для вас задания. - Что нужно для того, чтобы выполнить все задания? (Предполагаемые ответы детей: внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д.) | ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно – познавательная мотивация. КУУД: планирование учебного сотрудничества. |
2. Актуализация знаний. |
| 2. Повторение знаний о см и дм. Посмотрите на доску. Что вы видите? (записи единиц длины)(слайд 3) - Какие единицы длины вы знаете? (см и дм) - Прочитайте записи: 4 см, 1 дм, 19 см, 6 см, 1 дм 3 см. - Назовите самую большую, самую маленькую величину. (большая – 19 см, маленькая – 4 см)- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм) - Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.) - Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, ластик и т.д.) - Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь. - Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах (длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.) - Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. (Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.) Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п., 5 - плавно наклонить голову назад, б - и. п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. | ЛУУД: сохранение мотивации к учению. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения. |
| - Зайка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты - Попробуем это сделать. (Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.) - С какими затруднениями вы столкнулись? (Предполагаемые ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число) - Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения. | ЛУУД: мотивация на достижение цели познания. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. |
| - Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ею пользоваться. Для измерения более крупных предметов ввели новую единицу. А её название вы сможете узнать, если разгадаете математическую шифровку 8+9-2(Р) 13+7(Е) 10-8+9(Т) 6+8(М) - Какое слово получилось? МЕТР - Кто может назвать тему урока? - Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.) | ЛУУД: учебно - познавательная мотивация. РУУД: планирование, как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. |
| - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м. (Учитель показывает метровую линейку) Длина этой линейки 1 метр. Записывается это так: 1 м. - Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.) - Зайчишка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре? - Составим таблицу соотношений мер длины. (Дети вместе с учителем составляют таблицу.) Запишем получившееся соотношение: 1 м=100 см; 1 м=10 дм. - Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах? (Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.) - Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает, как ими пользоваться.) Физминутка Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны | ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
| Закрепление материала. Необходимо закончить фразы, вставив пропущенные единицы длины. Учащиеся работают самостоятельно. Затем учитель организует проверку.(карточки) · Высота дерева 2 м. · Спортсмены пробежали дистанцию 100 м. · Длина спички 4 см. · Школьники приняли участие в заплыве на 50 м. Задание способствует формированию у учащихся реальных представлений о единицах длины. Поэтому учащиеся не только должны закончить предложение, но и объяснить, почему они выбрали именно эту единицу длины и можно ли ее заменить на какую-нибудь другую 2 .Работа с учебником Стр.13 задание 2 Вставить вместо кружка один из знаков, чтобы равенство или неравенство стало верным Стр.13 примеры 5 8+7-10=5 14-9+7=12 7+7-10=4 17-10+9=16 12-4+9=17 14-6+5=13 Стр.13 задача 6 6+4+5=15 лет | РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний. ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. |
7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону. |
| 1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета. - Работа в группах 1 группа- Под руководством учителя дети измеряют свой рост,записывают. 2 группа- длину своего шага и записывают в тетрадь результаты измерений. 3 группа- Измерьте длину шкафа в классной комнате. - Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). (Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. Учитель направляет и корректирует работу в группах) | ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. |
8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. |
| 1. Тест по карточкам. (Учитель оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения). Тест Подчеркни правильный ответ 1.С какой величиной работали на уроке? 2.Что не является единицей измерения длины? 3.В какой единице удобнее измерять длину класса? 4.В какой единице удобнее измерить путь от школы домой? | ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. |
| - Какую новую единицу измерения длины вы узнали? - Чему же равна длина нашей классной комнаты? - Какую работу вам понравилось выполнять? -Если вам было легко работать на уроке, раскрасьте кружок на тесте зелёным цветом. Если вы испытывали некоторые трудности, кружок раскрасьте жёлтым цветом. Если вам нужна помощь учителя или товарищей, закрасьте красным цветом. -Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины? Чем же мы будем заниматься на следующих уроках? Домашнее задание: Измерьте длину и ширину комнаты. | ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организации с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 /[М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013: ил. – (Школа России).
3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 2 класс. М.: BAKO, 2014. – (В помощь школьному учителю
1 дм 3 см.