Мир глазами астронома. 4 класс
Цели: Познакомить обучающихся с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела, рассказать о мире с точки зрения астронома.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки…
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж больно важный!
А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
Самоопределение к деятельности
- Откройте учебник на с. 5. Прочитайте название первого раздела. {«Земля и человечество».)
- Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.
- А теперь отгадайте загадку.
С телескопом много лет
Изучает жизнь планет.
'Как мы ученого зовем?
Кто же это? (Астроном.)
-Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей.)
- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)
Откройте учебник на с. 6, прочитайте тему и учебные задачи урока.
Робота по теме урока
Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и отметить на этот вопрос.
Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние ни развитие других областей знаний о действительности.
В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце - пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна - кольца, а Млечный Путь состоит из звезд.
В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных российскими учеными, были открыты новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика — одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты - ученые международного уровня.
- Так для чего нужно изучать данную тему? (Высказывания детей.)
Работа по учебнику
- Oткуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособии, сети Интернет.)
А еще помогут знания, которые у нас имеются.
Выполните задания 1—2 на с. 7, работая в парах.
Поработали, закрыли учебник попробовали подписать планеты Солнечной системы. (копия)
Выполнить задание 4 (копия)
Физкультминутка
А сейчас мыс вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
Руки вверх, руки вниз.
Полетит ракета ввысь!
Продолжение работы по теме урока
Беседа
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит. (Солнце.)
Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывания детей.) Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце божеством. Они называли его по-разному: в Древней Греции — Гелиос, в Египте - Ра, а наши предки славяне — Ярило. В честь Солнца слагали гимны. Вот один из гимнов древнегреческого
Работа в парах
Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья на с. 8—9 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника но и выполнять задание на карточках.
(Дети просматривают текст на карточках.)
Как вы думаете, каким будет задание? (Вписать в текс недостающие данные.)
Солнце — ближайшая к Земле .... Это огромное ... космическое тело. Солнце имеет форму.... Диаметр Солнца в ... раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в ... раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — ... км. Температура на поверхности Солнца — ... градусов, а в его центре - ... градусов.
Слова для справок: звезда, раскаленное, шара, 109, 330 тысяч, около 150 миллионов, 6 тысяч, 15—20 миллионов.
(Проверка. Дети по очереди зачитывают предложения.)
Астрономия — самая древняя из наук. Первых астрономов | называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории существования человечества. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые I строили пирамиды в соответствии с расположением звезд. Око- J ло 2800 г. до н. э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.
С точки зрения астронома, мир - это Вселенная, или космос, - все необъятное пространство с планетами и звездами, | другими небесными телами. Наша планета Земля, ее растения I и животные, ты и я — это все Вселенная. Ученые полагают, что I наша Вселенная возникла в результате так называемого Большо- ] го взрыва, произошедшего около 14 млрд лет назад. Все это вре- I мя Вселенная расширяется. Наблюдаемый разлет галактик и их I скоплений — результат Большого взрыва. |
| Рефлексия
(Обучающиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 9 учебника.)
Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» Отвечайте по цепочке.
Подведение итогов урока
Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами астронома. )
Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.)
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 6—9 учебника, выполнить задания на с. 9.
Ответы на вопросы «Проверь себя», с. 7.