9
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Занятие
«Мир профессий»
Подготовила:
воспитатель
Чех С. А.
Гулькевичи
2020
Тема «Мир профессий»
Цель:- формировать у детей представление о многообразии профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
Задачи:
1 Воспитывать уважение и доброе отношение к людям разных профессий;
2 Прививать интерес у учащихся к миру профессий.
Материалы и оборудование: презентация, бумажные листочки, ручки, мяч, кроссворд, магнитофон.
Ход занятия
1.Вводная часть
Разгадывание загадок, кроссворда.
Сообщение темы.
2.Основная часть
Беседа «Что такое профессия».
Презентация профессий: слесарь-ремонтник, электрогазосварщик, швея, маляр.
Упражнение «Собери пословицу».
Игра с мячом «Скажи правильно».
Игра «Четвертый лишний».
Работа с стихотворением «Каменщик строит жилища».
Игра «Необитаемый остров».
Игра «Доскажи словечко».
Физкультминутка «Профессии».
Игра «Бюро находок».
Игра «Кто так говорит».
Игра-разминка «Угадай-ка».
3.Заключительная часть
Игра «Самые-самые».
Беседа «моя будущая профессия».
Притча «В старинном городе жил великий мудрец….».
Материал к занятию
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд. Вы готовы это сделать?
Тогда внимательно слушайте и отвечайте:
1)Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!
5) Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
6) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?
7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….
8) Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?
9) В небе синем самолёт,
Управляет им …..
- Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках. - Профессии
Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема нашего занятия «Мир профессий»
-Что же такое профессии? Как вы думаете? (Это труд, который выбирают люди на всю жизнь, для своего существования и развития)
Профессия–это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа.
- Людям, каких профессий необходимо трудиться? (трудиться надо всем)
- С какого возраста человек начинает трудиться?
- Скажите, а ученик – это профессия?
Да, ученик - это очень важная профессия. Это одна из самых важных и главных профессий. От того, как трудится (учится) ученик, зависит вся его взрослая жизнь. Если ученик хорошо учится, старателен на уроках, активен, внимателен, то и свою будущую взрослую профессию он освоит успешно. Сможет стать очень хорошим специалистом.
Даже сейчас, каждый из вас трудится в силу своих способностей. Все вы получите новые знания о профессиях, выполняя интересные познавательные задания.
Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Труд – великое дело. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим – создано трудом, руками людей разных профессий. И нам бы хотелось, чтобы эти люди были мастерами своего дела. Тогда дома будут надёжными, поездки на транспорте – безопасными, продукты – вкусными и полезными…
Хотелось бы, чтобы в вашей будущей профессии вы стали хорошими специалистами.
Чтобы добиться успехов, важно и правильно выбрать профессию
Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся ими, эти профессии будут нужны.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась спросом не только сегодня, но и через 10-20 лет.. Наряду с "вечными" профессиями актуальными являются рабочие профессии.
«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!».
Сейчас я Вам расскажу немного о некоторых профессиях:
(Слайд) Слесарь-ремонтник! Профессия слесаря - одна из старейших профессий по обработке металла. Работы, выполняемые современным слесарем, настолько разнообразны, что эта профессия разделилась на множество специальностей. Слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, слесарь-сборщик...
Профессия слесаря-ремонтника преимущественно мужская, требующая физической выносливости, крепкого здоровья. При работе с механизмами и инструментами необходимы хорошая координация и точность движений, ловкость... А также знания.
(Слайд) Электрогазосварщик! Уже в глубокой древности был известен способ соединения металлов - пайка и сварка. В древней Руси сваривали кольце - образные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в ХYI
веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа.
Есть профессии новые, родившиеся недавно, есть старые, возникшие в глубокой древности. А есть профессии вечные! Без них нельзя было обойтись вчера, без них немыслим и сегодняшний день.
(Слайд) Это профессия швеи. Работа швеи может быть как на швейной машинке, так и ручная.
Швея - мотористка работает на конвейере. В течение одной смены она выполняет какую-то одну операцию и передает изделие следующей швее.
Надо заметить, что профессия швеи всегда востребована на рынке труда и прилично оплачивается.
(Слайд) Маляр - одна из самых увлекательных и интересных профессии. Издавна люди придавали большое значение внешнему виду своего жилища. Хороший маляр должен быть настоящим художнику, ведь цвет дома или комнаты оказывает на человека психологическое воздействие, влияет на настроение, работоспособность.
И таких рабочих профессий очень много, и все они очень нужны.
А сколько замечательных мудрых пословиц и поговорок сложено о труде. Давайте вспомним пословицы о труде.
Упражнение «Собери пословицу»
Каждому раздаются карточки, одна карточка зеленого цвета , это начало пословицы, и три карточки желтого цвета это концы пословиц о труде. Задача подобрать правильное продолжение к вашей пословице по смыслу.
Сделал дело....(гуляй смело)
Дело мастера....(боится)
Что посеешь... (то и пожнешь)
Делу время... (потехе час)
Терпенье и труд...(все перетрут)
Без труда не вынешь… (рыбку из пруда)
Семь раз отмерь...(один раз отрежь)
Труд человека кормит,…(а лень портит).
Игра с мячом «Скажи правильно»
(Ведущий бросает мяч ребенку и задает вопрос)
- Что делает врач? (врач лечит людей).
- Что делает музыкант? (музыкант играет на инструментах).
- Что делает полицейский? (полицейский следит за порядком).
- Что делает шофер? (шофер водит машину).
- Что делает тракторист? (тракторист работает в поле).
- Что делает строитель? Строитель строит дом).
- Что делает доярка? (доярка доит коров).
- Что делает пожарный? (пожарный тушит дом).
- Что делает художник? (художник рисует картины).
- Что делает повар? (повар готовит еду).
- Что делает писатель? ( писатель пишет картины).
- Что делает парикмахер? (парикмахер стрижет волосы).
А вот следующая игра.
Игра «Четвертый лишний»
- Выделить лишнее слово, объяснить почему оно лишнее?
1. Шофер, машина, пожарный, полицейский (лишнее слово – машина, потому что это транспорт, а остальные профессии).
2.Пилит, лечит, стругает, сверлит (лишнее слово – лечит. потому что это действия врача, а остальные действия плотника).
3.Расческа, ножницы, шампунь, бинт (лишнее слово бинт, потому что это предмет врача, а остальные предметы парикмахера).
4. Шприц, врач, вата, градусник (лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача).
Очень важно. Чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или у него золотые руки. Я желаю вам избрать свой правильный путь.
Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно
- Какие профессии встречаются в этом стихотворении, и объясните смысл этого стихотворения.
- Профессий всех не сосчитать!
Но многие вы можете назвать.
Игра «Необитаемый остров»
- Ребята, хорошо, если рядом с вами находится человек, который может посоветовать в выборе профессии, помочь освоить. Но вот представьте себе, что вы – современные люди XXI века – попадаете на необитаемый остров!
ЗАДАНИЕ: На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена подсолнечника и гороха, пшеницы и моркови, а также топор, пила, молоток, моток верёвки… Короче, что-то среднее между островом Робинзона Крузо из книги Даниэля Дефо и таинственным островом капитана Немо из книги Жюль Верна…
ЗАДАЧА: составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове.
(На доске на лист бумаги записываем итоговый выбор 10 профессий).
Игра «Доскажи словечко».
Задание: Чтобы отгадать о какой профессии идёт речь , вам нужно правильно подобрать рифму и продолжить фразу. Например - Напеку я пирожков, и коврижек, и рожков. Вот такой имею дар; я кондитер-кулинар.
Лоботрясов укротитель,
В школе учит нас ...(учитель)
Мне поставила вчера
Два укола …(медсестра)
Знает точно детвора.
Кормят вкусно ...(повара)
Шьёт прекрасно, порет лихо
Рукодельница … (портниха)
Письма в дом приносит он
Долгожданный ...(почтальон)
Герои легендарные,
В огонь идут ...(пожарные)
Нарисует нам…(художник)
Красит стены нам (маляр)
В машине возит груз… (шофёр)
В шахте трудится...(шахтер),
В жаркой кузнице -...(кузнец),
Кто все знает — молодец!
Физкультминутка «Профессии»
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
В миг мы летчиками стали (прямые руки в стороны)
В самолете полетели (покружиться вокруг себя)
И шоферами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь у нас в руках (руки перед собой «держим руль»)
Быстро едим просто класс! (бег вокруг себя с рулем)
А сейчас мы с вами поиграем в «Бюро находок»
В коробке лежат предметы (вилка и ложка, ножницы, бинт, мел, кисточка, краски, нитки, конверт). Дети должны определить на ощупь предмет и сказать, кто потерял?
Следующая игра называется «Кто так говорит», для этого у меня напечатаны на листочках фразы, которые произносят люди разных профессий. Я подойду к каждому из вас, а вы вытянете свой билетик, прочитаете фразу в слух и ответите, человек с какой профессией произносит эту фразу.
•Кому добавки?» (повар).
•«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
•«Большое спасибо за покупку» (продавец).
•«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
•«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
•«Тема сегодняшнего урока «Сложение и вычитание» (учитель).
•«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
«Я рулю» (шофёр)
Игра- разминка «Угадай-ка»
Вам надо каждому придумать какую-нибудь профессию, и с помощью жестов, рук, мимики без слов показать, а мы должны догадаться о какой профессии пойдет речь.
Сегодня мы с вами много говорили о разных профессиях, что нового вы узнали и какие профессии запомнили.
Игра «Самые-самые»
вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, повар)
3. самая волосатая (парикмахер)
4. самая детская (воспитатель, учитель, педиатр)
5. самая смешная (клоун, пародист...)
6. самая зубастая (стоматолог)
7. самая начитанная (библиотекарь)
8. самая красочная (художник, маляр)
9. самая чистая (уборщица, дворник...)
10. самая отважная профессия (пожарный, каскадер, космонавт, спасатель, военный, шахтер…)
11. самая денежная профессия- банкир.
- А теперь скажите, кто какую профессию выбрал для себя?
-Что ты можешь рассказать о этой профессии.
-Итак, скажите пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!
Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. Ребята, вы ещё пока школьники и не можете трудиться в полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд?
Закончить наше занятие, мне хотелось бы притчей.
В старинном городе жил великий мудрец, и слава о его мудрости разносились далеко вокруг. Но в городе жил человек, завидовавший славе мудреца. И решил он придумать вопрос, на который бы не смог ответить великий мудрец. И пошёл он на ближайший луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутыми ладонями и сказал себе: “Спрошу-ка я мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет – живая, я сожму ладони, и бабочка умрёт. А если скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. И тогда все увидят, кто из нас умнее”.
И отправился завистник к мудрецу и спросил его: “Какая бабочка у меня, о, мудрейший, живая или мёртвая?”. И мудрец, который действительно был очень умным человеком, ответил: “ Всё в твоих руках…”.
У вас, ребята, тоже всё в ваших руках. Перед вами сейчас миллион дорог. Куда вы пойдёте, какой путь выберите, какую профессию всё зависит от вас, и вся ваша будущая жизнь, вклад в дело общества тоже зависит от вас.