I. Орг. момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность. -Окружающий нас мир Интересно познавать! Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! -Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы с вам отправляемся за новыми знаниями. Тихо, тихо сели. На меня все посмотрели. | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. Личностные:формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности | Устные ответы, наблюдения учителя |
II Актуализация знаний. Введение в проблему. (3 мин) Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | | Проверить как вы усвоили материал прошлого урока вам поможет карточка «Указать части реки» | | Самостоятельная работа карточка «Указать части реки» Взаимопроверка Слайд | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнёров в сотрудничестве | Устные ответы, наблюдения учителя |
-На какие группы делятся животные? -Кукую группу изучали на прошлом уроке? Как называют ученых, которые изучают насекомых? | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы по теме прошлого урока. -Звери, птицы, насекомые, пресмыкающие, рыбы, земноводные. -Насекомые -Энтомологами. | | Фронтальная, | |
| | Найдите и отметьте на карте географические объекты. -У вас на парте карточки с названием географических объектов. -Почему они разного цвета? -Укажите равнины. -Укажите горы. -океаны -озера -моря | | Работа с картой -Цвет помогает нам ориентироваться на карте Прикрепляют карточки на карту. | Фронтальная | | |
| | -Укажите на карточке части насекомых. -И ответьте на вопросы | Самостоятельная работа (Слайд) | | | | |
III. Постановка учебной задачи через проблемную ситуацию. Цель. Формулирование темы урока. | | -Какие водные географические объект остались не отмечены на карте России? Определите тему урока? Какие поставим задачи? | | -Реки России. -Находить и показывать реки России | Фронтальная | Регулятивные УУД Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; | Устные ответы, наблюдения учителя |
| | - Перед вами картинки с изображением животных, их нужно собрать парами по группам (слайд) ( Заяц-белка, ворона-снегирь, Оса-муха, шука). -Кто остался? -К какой группе она относится? Определите тему урока - Чему мы будем учиться на нашем уроке? | Сгруппировать предметы: животные, птицы, рыба. (Работа с классом) -Щука -Рыбы -узнаем, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный; учиться отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия, выделять существенный признак | | | | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Цель: планирование способов достижения учебной цели. (7-8 мин.) | | -Найдите главные реки России, которые протекают по Восточно-европейской равнине( где берут начало, куда впадают, в каком направлении текут, какие есть притоки, какая самая большая река русской равнины. -Отметьте их на контурной карте | | Самостоятельная Работа в паре Учебник с. 58-59 Контурная карта рабочая тетрадь | Фронтальная, индивидуальная, парная | Познавательные: общеучебные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – анализируют объекты, выделяют главное; решают практические задачи с помощью наблюдения. Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно воспринимают причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем | Устные ответы, наблюдения учителя |
| | Сегодня вы все будите ИХТИОЛОГАМИ. Будите работать в трёх исследовательских центрах, первый- центр исследования строения рыб, второй- центр исследования рыб по образу жизни, третий- центр исследования способов питания -Кто-нибудь из вас знает кто такие ихтиологи? ИХТИОЛОГИ- учёные, которые исследуют рыб и благодаря исследованиям получают новые знания | Приложение1 | | Работа в группах | | |
V.Физкульт минутка | | Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Мальчики потопали, Девочки похлопали. Вместе дружно повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | | | | | |
VI Закрепления новых знаний и способов действий (6 мин) Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | | 1 вариант – находят реки Западно-сибирской равнины 2 вариант-Средне-сибирского плоскогорья Дать краткую характеристику реки на выбор По плану Слайд | | Работают самостоятельно Выступление учащихся у доски | Фронтальная, индивидуальная | | Устные ответы, наблюдения учителя |
| | -Молодцы ребята! Каждый центр справился со своим исследованием | Выступление учащихся с проектами | | Фронтальная, индивидуальная | | |
VII Рефлексия деятельности. (3 мин) Цель: самооценка результатов деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Какая была поставлена задача в начале урока? -На какой равнине м ы с вами проживаем? А какая река в нашем крае главная? -Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали. -Оцените свою работу Выставление оценок | | -Находить, показывать и описывать реки России -Восточно-европейской равнине Волга | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: развивают свою самостоятельность; понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения | Устные ответы, наблюдения учителя |
| | А теперь заполните карточку «Отличительные признаки рыб» Приложение 2 -У меня есть аквариум, но там как думаете, кого не хватает?(Рыбок) -У каждого из вас на столе лежит по 3 рыбки, вы должны запустить в аквариум : жёлтую рыбку- если на уроке вам было интересно и вы узнали для себя много нового, зелёную рыбку- если на уроке вам было что-то не понятно, красную рыбку- если ничего не запомнили Вы отлично поработали, спасибо за урок! | Самостоятельная работа | | | | |
VIII Д/З | | Даёт инструктаж по его выполнению Приложение 3 | Рабочий лист по теме урока | -проработать теоретический материал на с. 62—65 учебника, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»; выполнение проекта «Река нашего края» по плану. | Фронтальная | | |