СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир животных: рыбы. Крупнейшие реки России. 2, 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

урока  окружающего мира

во 2,4 классе комплекте

по темам: 2 класс «Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание».

4класс «Крупнейшие реки России: название , нахождение на карте».

 

Урок был проведён на базе Лазазейского филиала МБОУ Помринская ОШ 24 ноября 2023 года во 2,4 классе комплекте, учитель – Большакова Елена Николаевна

Открытый урок окружающего мира был проведён в рамках курса «Окружающий мир» по учебно-методическому комплекту «Школа России».  Урок соответствует календарно-тематическому планированию рабочей программы 2,4 классов (автор А. А. Плешаков).

 

Просмотр содержимого документа
«Мир животных: рыбы. Крупнейшие реки России. 2, 4 класс»


Предмет: окружающий мир

Класс комплект 2,4

Тип урока: урок введения новых знаний

УМК: Школа России

Автор урока: Большакова Елена Николаевна

Образовательное учреждение: Лазазейский филиал МБОУ Помринская ОШ


Технологическая карта урока.


1.Пояснительная записка




2 класс

4 класс

Тема

Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние,описание.

Крупнейшие реки России: название , нахождение на карте

Цель

формирование у учащихся представлений о рыбах как особой группе животных.

Расширение и углубление знания о реках России


Задачи

Обучающие:

-сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира;

-учить выявлять признаки данного вида животных;

- расширять кругозор учащихся.

-находить и показывать на карте главные реки России и своего региона;

-давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России и крупных рек своего края..

-использование рек человеком

Развивающие:

-развивать воображение, мышление, речь учащихся;

- развивать умение делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, любви к природе;


Планируемые результаты

-познакомятся с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде, их питанием, как передвигаются

-научатся узнавать, описывать рыб

- Учащиеся научатся показывать на карте главные реки России, давать краткую характеристику рек азиатской и европейской части России и крупных рек своего края..


Формируемые УУД

Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме;

Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;

- умение оценивать предстоящие действия в соответствии с поставленной задачей;


Основные понятия




Ресурсы:

- основные

- дополнительные


- компьютер учителя;

-мультимедийная презентация к уроку;



  • учебник, рабочая тетрадь на печатной основе А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс; М. «Просвящение»

  • физическая карта России;

карточки с названием «Географических объектов»

Организация пространства

- работа фронтальная, индивидуальная, в парах;

Педагогические технологии:





- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

-технология проблемного обучения

- технология критического мышления









организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся 2 класса


Деятельность
учащихся 4 класса

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I.

Орг. момент Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(1-2 мин)


Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

-Окружающий нас мир        
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

-Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы с вам отправляемся за новыми знаниями.

Тихо, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности

Устные ответы, наблюдения учителя

II Актуализация знаний. Введение в проблему.

(3 мин)

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


Проверить как вы усвоили материал прошлого урока вам поможет карточка «Указать части реки»


Самостоятельная работа

карточка «Указать части реки»

Взаимопроверка

Слайд

Индивидуальная


Познавательные: общеучебные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.



Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнёров в сотрудничестве

Устные ответы, наблюдения учителя





-На какие группы делятся животные?


-Кукую группу изучали на прошлом уроке?

Как называют ученых, которые изучают насекомых?

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы по теме прошлого урока.

-Звери, птицы, насекомые, пресмыкающие, рыбы, земноводные.



-Насекомые




-Энтомологами.



Фронтальная,


















Найдите и отметьте на карте

географические объекты.

-У вас на парте карточки с названием географических объектов.

-Почему они разного цвета?



-Укажите равнины.

-Укажите горы.

-океаны

-озера

-моря


Работа с картой












-Цвет помогает нам ориентироваться на карте






Прикрепляют карточки на карту.


Фронтальная






-Укажите на карточке части насекомых.

-И ответьте на вопросы

Самостоятельная работа

(Слайд)





III. Постановка учебной задачи через проблемную ситуацию.

Цель.

Формулирование темы урока.


-Какие водные географические объект остались не отмечены на карте России?

Определите тему урока?


Какие поставим задачи?







-Реки России.






-Находить и показывать реки России

Фронтальная


Регулятивные УУД

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

Устные ответы, наблюдения учителя



- Перед вами картинки с изображением животных, их нужно собрать парами по группам

(слайд)

( Заяц-белка, ворона-снегирь,

Оса-муха, шука).

-Кто остался?

-К какой группе она относится?

Определите тему урока

- Чему мы будем учиться на нашем уроке?


Сгруппировать предметы: животные, птицы, рыба.

(Работа с классом)












-Щука



-Рыбы


-узнаем, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный; учиться отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия, выделять существенный признак








































IV. «Открытие» учащимися новых знаний.

Цель: планирование способов достижения учебной цели.

(7-8 мин.)


-Найдите главные реки России, которые протекают по Восточно-европейской равнине( где берут начало, куда впадают, в каком направлении текут, какие есть притоки, какая самая большая река русской равнины.

-Отметьте их на контурной карте


Самостоятельная

Работа в паре

Учебник с. 58-59

Контурная карта рабочая тетрадь

Фронтальная, индивидуальная, парная


Познавательные: общеучебные –используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – анализируют объекты, выделяют главное; решают практические задачи с помощью наблюдения.

Личностные: осознают свои возможности в учении; адекватно воспринимают причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем



Устные ответы, наблюдения учителя













Сегодня вы все будите ИХТИОЛОГАМИ. Будите работать в трёх исследовательских центрах, первый- центр исследования строения рыб, второй- центр исследования рыб по образу жизни, третий- центр исследования способов питания

-Кто-нибудь из вас знает кто такие ихтиологи?

ИХТИОЛОГИ- учёные, которые исследуют рыб и благодаря исследованиям получают новые знания


Приложение1


Работа в группах































V.Физкульт

минутка



Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Мальчики потопали, Девочки похлопали.

Вместе дружно повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.






VI Закрепления новых знаний и способов действий

(6 мин)

Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания


1 вариант – находят реки Западно-сибирской равнины

2 вариант-Средне-сибирского плоскогорья

Дать краткую характеристику реки на выбор

По плану

Слайд




Работают самостоятельно Выступление учащихся у доски


Фронтальная, индивидуальная



Устные ответы, наблюдения учителя



-Молодцы ребята! Каждый центр справился со своим исследованием


Выступление учащихся с проектами


Фронтальная, индивидуальная













VII Рефлексия деятельности.

(3 мин)

Цель: самооценка результатов деятельности

Обобщение полученных

на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

Какая была поставлена задача в начале урока?

-На какой равнине м ы с вами проживаем?

А какая река в нашем крае главная?

-Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали.

-Оцените свою работу

Выставление оценок




-Находить, показывать и описывать реки России

-Восточно-европейской равнине

Волга

Фронтальная, индивидуальная


Личностные: развивают свою самостоятельность; понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения


Устные ответы, наблюдения учителя



А теперь заполните карточку «Отличительные признаки рыб»

Приложение 2


-У меня есть аквариум, но там как думаете, кого не хватает?(Рыбок)

-У каждого из вас на столе лежит по 3 рыбки, вы должны запустить в аквариум :

жёлтую рыбку- если на уроке вам было интересно и вы узнали для себя много нового,

зелёную рыбку- если на уроке вам было что-то не понятно,

красную рыбку- если ничего не запомнили

Вы отлично поработали, спасибо за урок!


Самостоятельная работа

















































VIII Д/З


Даёт инструктаж по его выполнению




Приложение 3

Рабочий лист по теме урока

-проработать теоретический материал на с. 62—65 учебника, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»; выполнение проекта «Река нашего края» по плану.

Фронтальная


















Ваша задача :

1) Прочитать информацию, которую я вам дала
















2 ) По прочитанной информации составить на листах формата А3 схему строения рыб

3) Соотнести название части тела рыбы с её функцией

Хвостовой плавник – эту часть тела рыба использует для движения

Спинной, грудные и брюшные плавники- эту часть тела рыба использует для поворота и выравнивания тела

Жабры – при помощи этой части тела рыба дышит под водой растворённым кислородом

4) Кратко рассказать своим одноклассникам о строении рыб






Ваша задача:

  1. Прочитать информацию про рыб

По месту обитания рыбы делятся на :

  1. Пресноводных ( живут только в пресной воде : реки, озёра, ручьи .)

К пресноводным относятся: карась, окунь, щука, сом, ёрш, карп, лещ, судак . Эти рыбы обитают в водоёмах нашей страны.

Щуку называют «речным волком». Она ест и рыбу, и гусят, и утят.

Щуке палец в рот не клади! У щуки даже на языке зубы. Полон рот зубов: на челюстях, на небных и глоточных дугах. Всю жизнь щука меняет зубы. Старые зубы рассасываются, на смену им поднимаются новые.

Окунь получил своё название за... красивые глаза. Они у него большие и выразительные. Окунь от слова «око», а око и есть глаз.

  1. Морские ( живут только в солёной воде: моря, океаны)

К морским рыбам относятся : фугу, камбала, скумбрия, палтус, морской ёрш и другие.

Рыба Фугу относится к иглобрюхим рыбам, которые обитают в тёплых морях. Фугу вооружена иглами-шипами. Шипы — это чешуя, которая превратилась в колючки. В спокойном состоянии колючие шипы прилегают к телу и почти не заметны. Если же Фугу угрожает опасность, она за несколько секунд раздувается в шар, размером с футбольный мяч.

Острые иглы на теле теперь торчат в разные стороны. Такое превращение отпугивает врагов. Нападать большинство из них на колючий шар не решается. Хотя среди крупных хищных рыб встречаются

такие смельчаки. Но это заканчивается печально. Этих любителей полакомиться находят мёртвыми с застрявшей в глотке колючей жертвой.

В чём же секрет иглобрюхих рыб? Почему им удаётся быстро превращаться в шар? Дело в том, что у этих рыб от желудка отходит большой мешок. В момент опасности иглобрюхие рыбы начинают заглатывать воду и заполнять ею мешок. Так рыба за несколько секунд увеличивается в 2-3 раза и покрывается колючками. Когда опасность минует, рыба сдувается обратно.













  1. В таблице среди букв найти 8 названий пресноводных рыб , которые обитают в водоёмах нашей страны

  2. Распределить иллюстрации рыб из конверта в соответствии с прочитанной информацией на листе формата А3




















  1. Кратко рассказать своим одноклассникам об образе жизни рыб















Ваша задача:

1)Прочитать информацию о способе питания рыб








2) Распределить иллюстрации рыб из конверта , в соответствии с их способом питания на листе формата А3

3) Кратко рассказать своим одноклассникам о способе питания