СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Младший школьный возраст

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст

(с 6 – 7 до 9 – 10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6,6 лет. Школа берет на себя ответственность определить степень готовности ребенка к обучению. Семьи принимают решения в какую школу отдать ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Младший школьный возраст»

Литература.

  1. Минюрова С. А. Лекции по возрастной психологии. УГПУ. 2003.

  2. Смирнов А. В. Концепция личности и кризисов возрастного развития, их мировоззренческие и методологические основания: Методическое пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 53 с.

  3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.

  5. Курсы «начинающего педагога-психолога», Диалог, Татьяна Васильевна

Младший школьный возраст

(с 6 – 7 до 9 – 10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6,6 лет. Школа берет на себя ответственность определить степень готовности ребенка к обучению. Семьи принимают решения в какую школу отдать ребенка.

К концу школьного возраста ребенок представляет собой личность. Он открывает для себя место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг: ребенок умеет строить социальные отношения, оценивать свои поступки, у него развиваются рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен « над мотивом «Я хочу».

Младший школьный возраст обещает ребенку новые сферы человеческой деятельности – учение. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности.

В школьной жизни важны приобретенные рефлексы для выстраивания линии общения со сверстниками и учителем. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными орерациями.

Новая социальная ситуация является для ребенка стрессовой.

В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка.

Общая сензетивность к воздействию окружающих условий жизни, свое ответное действо, содействует развитию адаптивных форм поведения, рефлексии и психических функций.

Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан в собственных негативных образований. Развивающая способность к идентификации помогает с этим справиться.

1 класс. Программа «Здравствуй школа»

Методы: 1. Рисунок семьи.

2. Графический диктант (пространственная ориентация).

3. Корректурная проба (Немов)

4. Салфетка. Лист свернуть пополам. На сгибе вырезать круг, квадрат, треугольник. Мысленно развернуть лист, что получилось, нарисуй. (пространственная ориентация)

5. Мотивация. Нежина.

6. Выбор цвета.

Схема образования учащихся начальной школы?*

Схема составления диагноза?*

7. Наблюдение за уроком.

Отследить динамику.

Беседа с родителями по результатам диагностики.

Анкета для родителей при поступлении в школу где родитель расписывается в согласии на диагностику.

2 – 3 класс. Цель: формирование 5 компонентов учебной деятельности.

1. Мотивация

2. Целеполагание.

3. Формирование приемов учебной деятельности.

Формирование умения контролировать учебную деятельность.

Формирование умения оценивать итоги.

4 класс. Шварцландер – уровень притязаний

Амтхауэр 4 теста – детский вариант

Филипс.

Мотивация

Программа «Мы переходим в 5 класс» (5)



Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Среднее детство.

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими людьми. Свобода дошкольного детства сменяется новыми отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Необходимо воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательств самоорганизации создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности от себя и близких – ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовать ее. Начинается трудный период испытаний ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным, но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Именно дома пытаются организовать ее правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Родители определяют его самочувствие и успехи. Семья может научить ребенка воздерживаться от развлечений в учебное время, брать ответственность на себя, управлять своей волей, принимать требования как неизбежное и необходимое. Успехи ребенка формируют у него потребность в признании, формирует чувство личности. Ребенок в семье обретает новое место.

Психическая готовность к обучению в школе.

Диагностируется: 1. Мотивационная готовность – мотив идти в школу. Виды мотивов: внешние (имидж, статус, игра, отметочный); внутренние (познавательные).

2. Интеллектуальная готовность – уровень развития интеллекта, познавательные процессы.

3. Предпосылки учебной деятельности.

4. Социально психологическая готовность – вхождение в новые отношения.

5. Волевая готовность.

6. Индивидуальные варианты принятия школьной ситуации.

Типы отношений к школе.

1. Предучебная,

2. Псевдоучебная.

2. Коммуникативная.

4. Учебная.

Методы изучения психологической готовности ребенка к школе (тесты, опросники, шкалы, проективные методики).

Методика Ускановой – исследование мотивационной готовности к школе – проективная методика. На интеллектуальную готовность: шкала Векслера, опросник вербальный тест Векслера, тесты матрицы Равена, ориентировочный тест школьной зрелости Кери-Йиерсек, проективные тесты – нарисуй человека Кузина, Авхарис, Методика экспресдиагностики интеллектуальных способностей. Диагностика учебных действий по образцу, графический диктант Эльконина, лабиринт, узоры. Социально психологическая готовность – проективные – Баркан, наблюдение, социометрия, тревожность. Волевая готовность – диагностика саморегуляции, настойчивости.

Проблема возрастных особенностей и возрастных возможностей младших школьников.

Кризис 7 лет.

Новообразования возраста: развитие рефлексии, произвольности, формирование внутреннего плана действий.

Физическое развитие: созревание скелета; развитие мышечных тканей, развитие головного мозга.

Продолжается устойчивое равномерное физическое развитие вплоть до пубертатного скачка роста. Внешние перемены сопровождаются внутренними организическими изменениями. Мышцы становятся крупнее и сильнее – соответственно увеличивается физическая сила и выносливость. Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и сознания. Способны к высокой координации движений. Моторная деятельность похожа на моторику взрослых. Здоровые дети лучше включаются в физическую умственную и социальную деятельность. Рост числа травм отражает возросшую подвижность и независимость детей.

Развитие познавательных процессов.

Интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. Развивается внутренняя и внешняя речь, воспринимается чужая речь. Большое значение приобретает соответствие речи литературной норме. Может свободно использовать сенсорные эталоны. Образное мышление основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Мышление на уровне конкретных операций. Учение требует произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание остается на объекте довольно долго пока не иссякнет интерес. Память является ведущим познавательным процессом. В воображении ребенок может создавать разнообразные ситуации.

Учение как ВВД (Д. Б. Эльконин)

Учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Ученику совершенно необходим тот комплекс качеств, который организует умение, учится: осознание способов выполнения деятельности, навыки самоконтроля и самооценки, волевое развитие. Об усвоении школьной программы свидетельствует уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Ребенок должен планомерно обследовать предметы, явления и их разнообразные свойства. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Развитие речи – умение связно, последовательно, понятно для окружающих описать предметы, картины, события, передать ход своих мыслей, объяснить то или иное явление. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществить усвоение этих знаний. Рефлексия, он сравнивает себя прежнего и нынешнего. Собственное изменение выявляется на уровне достижений. Ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Учебная деятельность имеет свою структуру: учебная задача, учебные действия, действия контроля, действия оценки. Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта»

Развитие социального познания.

Социальный вывод – дети строят догадки и предположения о чувствах, мыслях и намерениях другого человека. Социальные отношения – отношения между людьми, подразумевают определенные обязательства, такие как честность и верность. Знания таких обязательств выступают необходимой частью социального познания. Социальные предписания – правила и условности, направляющие социальное взаимодействие.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы.

Сексуальная энергия отводится на попытки добиться успеха в общении, сотрудничестве, творчестве и образовании. По Эриксону трудолюбие против чувства неполноценности.

Становление самооценки.

Я-образ – видение себя отличным от других человеком, обладающим определенными свойствами. Самоуважение – видения себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным.

Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту.

4