II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Моя Родина – Намский улус»
ВВЕДЕНИЕ
Урок 1. Моя Родина Намский улус
Содержание: понятие «родной край», «малая родина» (наслег, улус, республика). Намский улус и село Намцы на карте Республики Саха (Якутия). Понятие «большой родины». Намский улус на карте Российской Федерации и мира. Расстояния до Якутска и Москвы. Космические снимки улуса.
Знать и понимать: понятия «малая» родина, «большая» родина.
Уметь: показывать границы улуса на карте Якутии; положение улуса и республики на картах России и мира; вести наблюдения за погодой.
Практическая работа 1. Ведение календаря погоды.
Экскурсия в природу по изучению природных компонентов.
Урок 2. Визитная карточка улуса
Содержание: географическое положение улуса; географический центр улуса; год образования, площадь территории; границы улуса, соседние улусы; численность населения; административный состав улуса. Структура управления улусом. Символы улуса (герб, флаг, гимн), республики, страны.
Знать и понимать: краткие сведения об улусе; символы улуса.
Уметь: определять географическое положение улуса; объяснять значение символов улуса, республики и страны.
Практическая работа 2. Нанесение на карту границ и основных населенных пунктов Намского улуса.
Раздел I. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
3. История заселения территории улуса
Содержание: стоянки древних людей на территории Намского улуса; орудия труда; занятия первобытных людей; этапы и характер заселения территории улуса автохтонными племенами и якутами; долина Энсиэли – колыбель намских якутов; основные якутские роды; легендарные отцы-основатели; основные хозяйственные занятия местного населения; языческие верования, шаманизм.
Знать и понимать: отличия и сходства в занятиях аборигенного населения и якутских племен; содержание основных исторических преданий; долина Энсиэли.
Уметь: находить на карте стоянки древних людей, называть орудия труда древних предков.
Практическая работа 3. Нанесение на контурную карту археологических памятников и путей освоения территории.
4. Омогой Баай - родоначальник якутов
Содержание: легенды об Омогой Бае; взаимоотношения Омогой Бай и Элляя; потомки Омогой Бая.
Знать и понимать: Омогой Бай – родоначальник якутов.
Уметь: показывать на карте пути передвижения отцов-основателей.
5. Русские землепроходцы. Ленский острог
Содержание: первые русские землепроходцы, прибывшие в долину Энсиэли (П. Бекетов, И. Голиков). Первое русское укрепленное поселение - Ленский острог, построенное в 1632 году на правом берегу реки Лена в местности Чымаадай. Переносы острога в течение нескольких лет. План-схема русского острога. 1632 год - присоединение Якутии к России. Первая православная часовня (Троицкая) в Ленском остроге (1634). Мымах – первый якутский князец, присягнувший в верности русскому царю (1641 год).
Знать и понимать: значение и характер присоединения края к России.
Уметь: показывать местоположение и рассказывать по план-схеме о Ленском остроге.
Практическая работа 4. Нанесение на контурную карту нескольких местоположений Ленского острога
6. Наш улус до революции 1917 года
Содержание: система управления родами, наслегами, улусами; изменение быта и занятий населения. Сбор ясака для царской казны. 1677 год – визит князца Нокто Никена, внука Мымаха, в составе первой якутской делегации к царю Алексею Михайловичу. 1750 год - проведение переписи населения и начало христианизации якутов. 1799 год – утверждение Намского улуса как административной единицы (центр – Конта-Крест). Намский улус – место ссылки староверов и скопцов; начало земледелия в Никольской слободе (1805); развитие ремесел, культуры. Первая церковь в Конта-Крест (1804). Первая школа в улусе - одноклассное училище для мальчиков (1872 год). Учитель Иван Васильев. Деятельность политссыльных: В.Л. Серошевский, Ф. Кон, А. Сипович. Книга В.Л. Серошевского «Якуты». Почтовая связь (???); телеграф (1914). Пристань Графский берег (…). Купцы-меценаты. Изменение границ Намского улуса.
Знать и понимать: изменение быта, хозяйства и культуры населения, роль политссыльных в развитии образования и хозяйства местного населения.
Уметь: сравнивать границы улуса, занятия и быт якутов до, и после присоединения Якутии к России;
Практическая работа 5. Сравнение границ Намского улуса в разные исторические периоды. Практическая работа 6. Составление хронологии важнейших исторических событий с середины XVII до начала XX в.
7. Жизнь в улусе в 20 веке
Содержание: образование Союза чернорабочих; жизнь и борьба местного населения в годы Октябрьской революции (1917) и гражданской войны (1918-1922 гг.). Трагедия Никольского сражения. 1921 год – организация первых ячеек – комсомольской и партийной.
1922 год – открытие первой районной больницы. Отделение жилых помещений от хотонов.
Образование первых коммун, артелей, товариществ. 1930 год – Намский улус преобразован в Намский район, с. Конта-Крест – в с. Намцы. Первая МТС в с. Намцы (1931). Первые коллективные хозяйства (колхозы) - им. Н.К. Крупской на участке Чакы (Тюбя) (1931), им. Ленина в с. Никольцы (1932). Коллективизация: плюсы и минусы. Первые станаховцы. Развитие образования и культуры в годы первых пятилеток. Начало репрессий в улусе.
Улус в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Труд и лишения населения улуса во имя Победы. Земляки на полях сражений.
Развитие народного хозяйства в послевоенное время. Сельское хозяйство. Совхозы. Промкомбинат и быткомбинат; ПМК; арболитовый цех; МТС; Намский РУС; типография. Развитие образования и культуры. Профессиональные училища (начальное и среднее специальное). Период Перестройки (1985-1991 гг.).
Новая Россия. Хозяйственные отношения переходного периода. Развал сельского хозяйства в 90-е годы; появление частных крестьянских хозяйств. Изменения в органах местного управления в с. Намцы и на местах.
Знать и понимать: особенности хозяйственного освоения улуса, даты основных событий с 1917 года до начала XXI века.
Уметь: применять свои знания в повседневной жизни и уметь приводить примеры из нее.
Практическая работа 7. Определение по картам атласа времени возникновения и местоположений основных производственных и культурных объектов.
Экскурсия. Местный краеведческий музей .
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ НАМСКОЙ
Урок 8. Рельеф, горные породы и полезные ископаемые
Содержание: понятие о рельефе и его основных формах – горах и равнинах. Изображение рельефа горизонталями на физической карте. Равнина – основная форма рельефа территории улуса. Преобладание низменных равнин высотой до 200 метров, север и центральная часть улуса. На юге - возвышенность местами достигающая до 300 м. Самая высокая и низкая точки территории улуса. Формы рельефа, связанные с текучими водами (долины, овраги), с мерзлотой (аласы, булгунняхи, байджарахи). Формы рельефа, связанные с деятельностью человека. На востоке улуса расположена котловина, занятая долиной реки Лена. Благоприятное влияние равнинного рельефа на хозяйственную деятельность людей. Основные горные породы и минералы; происхождение горных пород; ведущая роль осадочных горных пород, слагающие поверхность улуса; полезные ископаемые улуса (песок, гравий, глина, возможность открытия горючих полезных ископаемых Ленского каменноугольного и буроугольного бассейна) и их хозяйственное использование.
Знать и понимать: преобладающие формы рельефа в улусе, самая высокая и низкая точки поверхности улуса, горные породы, слагающие поверхность улуса; связь полезных ископаемых улуса с осадочными горными породами
Уметь: различать формы рельефа по физической карте, различать некоторые горные породы по образцам.
Практическая работа 8. Определение по физической карте преобладающих форм рельефа, наиболее высоких и низких точек территории улуса; нанесение на контурную карту месторождений полезных ископаемых
Урок 9. Погода и климат
Содержание: понятие о погоде. Элементы погоды: температура воздуха, сила и направления ветра, давление, облачность, осадки. Знакомство с основными метеоприборами (термометр, флюгер, барометр, осадкомер). Причины изменения погоды. Понятие о климате. Основные климатические характеристики территории улуса. Влияние климата на жизненный уклад народа и влияние человека на изменение климата. Неблагоприятные погодные явления. Рост среднегодовой температуры воздуха. Первые наблюдения за погодой в с.Намцы. Школьная географическая площадка. Учитель-энтузиаст Колесова Е.П. Метеостанция в с. Намцы. Народные приметы изменения погоды, предсказание погоды на длительный период.
Знать и понимать: основные понятия о погоде и климате, назначение метеоприборов, взаимодействие климата и человека, их последствия.
Уметь: пользоваться простейшими метеоприборами; описывать погоду и климат по плану.
Практическая работа 9. Описание погоды и климата по плану
Экскурсия на метеорологическую станцию
Урок 10. Четыре времени года
Содержание: влияние вращения Земли вокруг Солнца на изменение продолжительности светового дня зимой и летом. Дни солнцестояния и равноденствия. Зависимость времен года от высоты солнца над горизонтом. Перевод часов в октябре и марте. Сезонные изменения в природе и жизни человека. Времена года в Намском улусе. Сезоны года в произведениях якутских писателей, поэтов и художников.
Знать и понимать: зависимость смены времен года от нескольких факторов: вращения Земли вокруг солнца, наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты.
Уметь: описывать времена года.
Практическая работа 10. Описание времен года по плану
Урок 11. Многолетняя мерзлота
Содержание: первые сведения о многолетней мерзлоте (сообщение М. Кравкова, шахта Шергина, Институт мерзлотоведения им.П.И.Мельникова – единственный в России). Причины образования многолетней мерзлоты. Мощность, распространение и сезонное протаивание многолетнемерзлых горных пород на территории улуса. Талики под руслом реки Лена. Формы рельефа, связанные с мерзлотой (булгунняхи, байджарахи, быллары, аласы). Представление об аласах. Этапы формирования аласа. Положительное и отрицательное влияние мерзлоты на жизнь и деятельность человека. Необходимость изучения и охраны многолетней мерзлоты и термокарстовых форм рельефа.
Знать и понимать: понятие о многолетней мерзлоте (условия образования, состояние, использование, необходимость изучения и охраны).
Уметь: опознавать в природе формы рельефа, связанные с многолетней мерзлотой.
Творческая работа. Создание рисунка «Алаас»
Практическая работа 11. Моделирование процессов связанных с замерзанием воды разной солености.
Урок 12. Величавая матушка Лена
Содержание: понятие о реке; река и ее части. Долина реки. Источники питания и режим рек. Опасные явления, связанные с деятельностью рек (наводнения, заторы); живой мир рек. Река Лена и ее притоки (Алдан, Кэнкэмэ, Ханчалы и другие). Значение реки Лена и ее долины Энсиэли в жизни и в хозяйственной деятельности человека жителей улуса. Водохозяйственное, транспортное, рекреационное значение реки. Необходимость охраны воды от загрязнения. Город Якутск – основной источник загрязнения воды реки Лена. Проблема качества питьевой воды в улусе. Пути решения проблемы.
Знать и понимать: понятие о реке, значение реки Лена в жизни и хозяйственной деятельности человека и об обитателях рек; значение рек.
Уметь: показывать на карте реку Лена и ее притоки, описывать реку по плану.
Практическая работа 12. Описание реки Лена по плану.
Урок 13. Озера – голубые глаза Земли
Содержание: понятие «озеро». Происхождение озерных котловин (термокарстовые, старичные, искусственные). Озера Намского улуса. Озеро Белое – уникальное озеро Якутии. Значение озер в жизни человека: источники водоснабжения, рыбного и пушного промыслов (ондатра). Охрана озер от загрязнения.
Знать и понимать: понятие об озерах и обитателях озер.
Уметь: показывать на карте Белое озеро.
Практическая работа 13. Нанесение на контурную карту рек и озер Намского улуса.
Творческая работа: Озеро в жизни якута.
Урок 14. Живое серебро земли Намской
Содержание: рыбы озёр и рек Намского улуса. Рыбы озёр: карась, гольян (мунду). Зарыбление озер в…… годах. Рыбы рек Лена, Алдан, Кенкеме, Ханчалы: осетр, тугун, сиг, хариус, щука, плотва, елец, налим, окунь, ерш. Значение промысловых рыб в жизни человека. Необходимость охраны рыбных запасов.
Знать: основные виды рыб рек и озер Намского улуса и их значение.
Уметь: опознавать основные виды рыб.
Практическая работа 14. Определение по карте атласа видов рыб, обитающих в реках и озерах улуса
Урок 15. Земля - кормилица
Содержание: почва – плодородный слой земли; образование, состав, свойства почвы; значение почвы; различия почв улуса: мерзлотные таежные палевые осолоделые, мерзлотные таежные палевые карбонатные, мерзлотные пойменные; основные методы возделывания почвы (полив, рыхление, внесение удобрений); значение почв для сельского хозяйства; охрана почв от загрязнения и разрушения.
Знать и понимать: понятие «почва»; плодородие - основное свойство почвы; значение почвы для сельского хозяйства;
Уметь: находить различия между горной породой и почвой; проводить уход за почвой комнатных растений (рыхление, полив, внесение удобрений).
Практическая работа 14. Определение по карте атласа основных типов почв улуса.
Урок 16. Зеленый мир – царство растений
Содержание: разнообразие растительного мира улуса. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения.
Растения тайги. Хвойные деревья: лиственница, сосна, ель. Лиственные: тополь, береза, осина. Ива – распространенный кустарник. Кустарники и кустарнички. Мхи и лишайники.
Растения лугов и водоемов. Растительность аласов. Красивоцветущие растения. Интродукция некоторых видов растений (лилия пенсильванская и др.). Растения, занесенные в Красную книгу.
Знать: многообразие растений своего улуса, наслега; растения, занесенные в Красную книгу.
Уметь: различать хвойные и лиственные породы деревьев; уметь опознавать основные деревья, кустарники, и кустарнички, произрастающие в улусе; отличать ядовитые растения.
Практическая работа 15. Определение ареалов распространения различных видов растительности, произрастающих на территории улуса и наслега.
Урок 17. В лес по ягоды, грибы
Содержание: Ягодные кустарники и кустарнички: брусника, голубика, смородина красная и черная, княженика, шикша, клюква, рябина, боярышник, шиповник, малина. Грибы съедобные (масленок, подберезовик, подосиновик, белый гриб, груздь и др.) и ядовитые (мухомор, бледная поганка, ложная лисичка, опенок). Необходимость соблюдения правил сбора даров природы.
Знать: наиболее распространенные ягодные растения и грибы; необходимость соблюдения правил сбора. Различать ядовитые грибы от съедобных.
Уметь: определять наиболее распространенные виды ягодных растений и грибов своей местности.
Демонстрация гербарных образцов ягодных растений.
Урок 18. Животные родного края.
Содержание: животный мир улуса (млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые); животные леса, луга, водоемов, Животные, занесенные в Красную книгу. Значение промысловых животных в жизни человека. Удивительные факты о животных, отмеченные в улусе. Продвижение ареалов некоторых животных на север (серая цапля, скворцы и др.) Меры по охране животных. Акклиматизация животных (ондатра).
Знать: виды животных, распространенных на территории улуса, редких животных своего края, значение животных в жизни человека.
Уметь: опознавать основные виды животных, распространенных в улусе;
Демонстрации: фотографий животных, распространенных в улусе.
Практическая работа 16. Определение по карте атласа мест обитания основных видов животных.
Урок 18. Живые символы улуса.
Содержание: легенды и предания о лебеде и дельфиниуме (живокость). Территория распространения.
Знать: живые символы своего улуса.
Уметь: опознавать и находить места их распространение по карте.
Демонстрации: герба и флага улуса, фотографий лебедя и дельфиниума.
Творческая работа: сбор легенд о живых символах улуса
РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ
Урок 19. Численность, плотность, состав и занятость населения
Содержание: переписи населения – важное государственное мероприятие; численность населения Намского улуса, ее изменения в XX веке и в последние годы, причины изменения численности населения; плотность населения; внутриулусные различия по плотности населения; особенности воспроизводства населения в улусе: повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение естественного прироста. Матери – героини. Положительное сальдо миграций населения. Состав населения по полу (мужчины и женщины), возрасту (дети, взрослые, пожилые), национальности и религии. Занятость населения в отраслях хозяйства. Проблема безработицы в улусе и пути ее решения. Долгожители улуса.
Знать и понимать: численность населения улуса и причины ее изменения; состав населения; безработица и пути ее преодоления.
Уметь: анализировать статистические данные по населению, составлять диаграммы
Практическая работа 18. Составление диаграмм изменения численности населения улуса и наслега.
Практическая работа 19. Анализ диаграммы занятости населения по отраслям хозяйства
Творческая работа. Составление генеалогического древа своей семьи.
Урок 20. От Едейцев до Тюбятцев
Содержание: путешествие по населенным пунктам улуса от села Едейцы до села Тюбятцы. Легенды об образовании наслегов и происхождениях их названий. Природные и культурные достопримечательности наслегов.
Знать и понимать: понятие село, наслег, природные и культурные достопримечательности. Перечень наслегов и сел.
Уметь: показывать на карте населенные пункты; описывать их по плану.
Практическая работа 20. Составление картосхемы природных и культурных достопримечательностей своего наслега.
РАЗДЕЛ IV. ГОРДОСТЬ НАШЕГО УЛУСА
Урок 21. Максим Кирович Аммосов – великий сын якутского народа
Содержание: Жизнь и государственная деятельность М.К. Аммосова (1897-1938 гг.)
Знать и понимать: заслуги М.К. Аммосова в становлении Советской власти на территории Якутии, Сибири и в Средней Азии.
Урок 22. Знаменитые земляки
Содержание: краткие сведения об известных общественных деятелях, ученых, педагогах, деятелях культуры. Жизнь и деятельность И.Е. Винокурова – известного общественного и политического деятеля, Охлопкова Н.С. – известного строителя, Охлопкову М.Е. – педагога-автора якутского букваря, Сивцева Е.С. (Талан Бурэ) – поэта, участника Гражданской войны, И.Д.Винокуров-Чагылган – поэта, Ядрихинского П.П. (Бэдьээлэ) – сказителя-олонхосуута, Рыкунова Н.М. – поэта, Винокурова З.П.- композитора и мелодиста, Шапошникова Е.М. - художника, Сивцева Э.С.- народного художника.
Знать и понимать: имена некоторых известных общественных деятелей, педагогов, ученых и деятелей культуры и их вклад в развитие улуса и республики.
СПРТСМЕНЫ???????????????????????
РАЗДЕЛ V. ХОЗЯЙСТВО
Урок 23. Традиционные занятия населения.
Содержание: виды традиционных занятий населения: охота, рыболовство, собирательство, заготовка сена; наиболее распространенные в улусе приемы охоты и рыболовства (мунха, куйур); значение традиционных занятий в жизни современного населения улуса.
Знать и понимать: виды традиционных занятий населения и их объекты (промысловые животные, съедобные растения и грибы, сено); наиболее распространенные приемы охоты и рыболовства, особенности сенокоса.
Уметь: объяснять значение традиционных занятий в жизни современного населения улуса.
Урок 24. Народные промыслы.
Содержание: виды народных промыслов – обработка и шитье меха, изготовление традиционной одежды, берестяное шитье, вышивка бисером, плетение из конского волоса, резьба по дереву, изготовление изделий из тальника, обработка металла, ювелирное дело. Народные умельцы нашего улуса: Готовцев И.Н.- мастер по изготовлению хомуса, Зверева А.Н. –мастер национального традиционного шитья и вышивки, Кислач Ф.С.- мастер художественной обработки металла.
Знать и понимать: виды народных промыслов, развитые в Намском улусе; имена народных мастеров.
Практическая работа 21. Сбор данных о народных промыслах и народных умельцах наслега.
Урок 25. Сельское хозяйство. Скотоводство
Содержание: общая характеристика хозяйства. Основные отрасли сельского хозяйства улуса: животноводство и растениеводство. Скотоводство – важнейшая отрасль сельского хозяйства. Значение КРС в жизни сельчан. Проблемы акклиматизации австрийской породы скота в с.Модутцы и возрождение якутской породы скота в селах Тастах и Партизан. Основная продукция скотоводства: мясо и молоко, производство комбикормов. Проблемы переработки и сбыта продукции скотоводства. Ведущие наслеги по производству продукции скотоводства.
Знать и понимать: основные отрасли хозяйства улуса. Скотоводство – важнейшая отрасль животноводства. Основные виды скотоводческой продукции.
Уметь: анализировать схему отраслевого состава хозяйства; различать отрасли сельского хозяйства
Практическая работа 22. Анализ схемы «Структура хозяйства Намского улуса»
Урок 26. Сельское хозяйство. Коневодство.
Содержание: Коневодство. Табунное коневодство его значение в жизни сельчан. Уникальные характеристики якутской породы лошадей; уникальные качества продукции коневодства: конины (жеребятины) и кумыса. Разведение лошадей для конных скачек. Известные коневоды. Ведущие наслеги по производству продукции коневодства.
Знать и понимать: значение коневодства в жизни населения. Виды продукции коневодства.
Уметь: объяснять уникальные качества продукции коневодства.
Практическая работа 23. Анализ статистических данных по скотоводству и коневодству.
Урок 27. Растениеводство
Содержание: растениеводство – вторая основная отрасль сельского хозяйства. Никольская слобода – очаг землепашества на территории улуса. Особенности сельскохозяйственных угодий улуса (пашни, залежи, сенокосы, пастбища). Основные направления мелиорации: орошение, осушение и другие. Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в улусе: картофель, капуста, овощи, зерновые и кормовые культуры; ведущие наслеги по производству продукции растениеводства. Возрождение зернопроизводства.
Знать и понимать: основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в улусе.
Уметь: анализировать статистические показатели по растениеводству.
Практическая работа 24. Анализ статистических данных по производству картофеля и/или капусты.
Урок 28. Промышленность и другие отрасли хозяйства
Содержание: отраслевой состав промышленности: пищевая, производство строительных материалов. Газификация улуса как основа дальнейшего развития хозяйства улуса.
Другие отрасли хозяйства: транспорт, ЖКХ, связь, образование, здравоохранение, спорт и культура.
Знать и понимать: отраслевой состав промышленности и другие отрасли хозяйства улуса; значение газификации в хозяйстве улуса, продукция пищевой, комбикормовой промышленности и производства строительных материалов (асфальтобетонный завод, пиломатериалы)
РАЗДЕЛ VI. Человек и природа.
Урок 29. Природа – основа жизни.
Содержание: влияние природных компонентов на человека и его хозяйство. Преимущество равнинной местности для развития хозяйства. Климат и человек. Влияние низких температур на здоровье человека, малое количество осадков в летний период, поздние летние и ранние осенние заморозки – причина снижения урожайности сельскохозяйствнных культур и дикорастущих растений. Поздние летние и ранние осенние заморозки. Воды и человек. Периодические наводнения на реках Лена и Алдан. Почвы и человек. Маломощность почв и бедность питательными веществами. Лес и человек. Значение растений и животных в жизни и деятельности человека. Эстетическое значение природы.
Знать: влияние природных компонентов природы на жизнь и деятельность человека.
Уметь: характеризовать особенности влияния компонентов природы на жизнь и деятельность человека в своем наслеге.
Урок 32. Родной край глазами эколога.
Содержание: воздействие хозяйственной деятельности человека на природу..
Понятие «экологические проблемы». Снижение качества воды реки Лена в результате влияния сточных вод города Якутска – важнейшая проблема жителей Намского улуса. Проблема недостатка чистой питьевой воды. Загрязненная вода – источник инфекционных и других заболеваний. Исчезновение ценных промысловых рыб в результате загрязнения р.Лена и ее притоков.
Уничтожение лесов в результате пожаров и вырубок. Отрицательное влияние браконьерства. Уменьшение биологического разнообразия.
Снижение плодородия почвы в результате перевыпаса скота и уменьшения количества вносимых удобрений.
Влияние бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов на природу и на здоровье людей.
Необходимость природоохранной деятельности человека. Личная ответственность каждого человека за состояние природной среды. Примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Знать: экологические проблемы улуса, вызываемые хозяйственной деятельностью человека, их влияние на природу и на здоровье человека, меры по охране природы
Уметь: приводить примеры экологических проблем из повседневной жизни, применять полученные знания для обеспечения сохранности окружающей среды.
Экскурсия в природу по изучению состояния окружающей природы своего наслега
Урок 33. Сохраним нашу природу.
Содержание: понятие об охране природы, законодательные акты по охране окружающей среды Республики Саха (Якутия): воздуха, водной среды, почвы, биоресурсов.
Охраняемые территории: заповедники, национальные парки, ресурсные резерваты, водоохранные зоны и др. Сохранение местной флоры и фауны на территории Белозерского ресурсного резервата республиканского значения . Белое озеро – уникальное озеро Якутии.
Значение Красной книги. Редкие и исчезающие виды растений и животных улуса, включенные в Красную книгу. Редкие и счезающие виды растений и животных, включенные в Красную книгу Якутии. Животные: лебедь-кликун, мороду, серый журавль, беркут, орлан-белохвост, ушастая сова, сапсан, воробьиный сыч и др. Растения: вайда якутская, лилия кудреватая, лилия пенсильванская, башмачок пятнистый, тонконог Скрябина, полынь Караваева и др.
Охрана ягодных, лекарственных, красивоцветущих растений и правила их сбора. Охрана промысловых и пушных животных, водоплавающих птиц, ценных видов рыб. Правила охоты и рыболовства.
Охрана леса от пожаров и незаконных вырубок (сотрудники инспекции охраны природы, лесхоза и лесоохраны) и другие природоохранные работы.
Охрана местных водоемов и воздуха от загрязнения. Охрана почвы. Рекультивация.
Знать: редкие виды животных и растений своей местности, включенные в Красную книгу; ресурсные резерваты - Белозерский и Харбаайы; охрана природы – это одна из главных задач каждого гражданина.
Уметь: правильно использовать, заботиться, беречь богатства природы
РАЗДЕЛ VII. МЫ В XXI ВЕКЕ
Урок 34. Будущее Намского улуса.
Содержание: перспективы социально-экономического развития в Намском улусе; мобильная связь, Интернет – доступ к любой точке мира; газификация – улучшение условия жизни сельского населения. Строительство новых социально-культурных объектов.
Знать и понимать: основные направления социально-экономического развития улуса.
Уметь: прогнозировать будущее родного улуса и своего места в нем.
Практическая работа 25. Составление проектов «Будущее моего улуса».
Необходимо при написании текста учитывать:
- 35 уроков
- подбор эпиграфа
- «Что ты знаешь» перед параграфом
- «Что ты узнаешь» перед параграфом
Рубрики после параграфа :
- проверь себя
- работа с картой
- знай свой дом ( о наслеге)
- юный эколог
- словарная работа
- приглашаем к дискуссии.
- персоналии
- творческая работа (опыты, ….) или
- домашняя лаборатория
- номенклатура
приложения к учебнику
- словарь
- топонимика
- хронология событий
- административно-территориальное деление
- озера
- занятость населения, таблица
- статистические данные по населению
- статистические данные по хозяйству по годам и наслегам
- достопримечательности улуса (природные и культурные)
- растения и животные, занесенные в Красную книгу
- самое- самое
- данные по климату
- и другие
ФОТО
Один параграф – 3-5 листов