МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
проект
Введение
Государственные гарантии Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека должны быть обеспечены в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов, утвержденной Российской Федерацией, разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Для организации этих требований необходим переход к личностно-ориентированному образованию, в основе которого заложен приоритет деятельности по сохранению, поддержанию здоровья ребёнка, развитию личностного и индивидуального потенциалов детей с ОВЗ, но неспособность традиционных подходов в обучении не позволяет реализовать данные идеи эффективным способом.
Цель проекта: разработка адаптивного содержания школьной дисциплины и методов работы, как средство формирования химической грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
Изучить современное состояние проблемы обучения детей с ОВЗ.
Разработать психологические, педагогические и методические приемы для создания оптимальных условий обучения детей с ОВЗ.
Выявить психолого-педагогические и методические особенности обучения химии обучающихся с ОВЗ.
Определить требования к содержанию и структуре учебно-дидактического комплекса по химии и рекомендации по его использованию для обучающихся с ОВЗ.
Разработать систему индивидуализированного обучения по химии обучающихся с ОВЗ.
Новизна проекта заключается в разработке индивидуализированного обучения детей с ОВЗ на уроках химии, в изменении существующих изолированных и разрозненных форм образования детей этих категорий в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг.
Характеристика возрастных особенностей участников проекта
Участниками проекта являются обучающиеся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы (13-15 лет). Для этого возраста характерны основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря», создающая определенные сложности (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость). Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Но также для детей с ОВЗ характерны недостатки в физическом и (или) психическом развитии: речи, слуха, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушения интеллекта.
Теоретическое обоснование проекта
Методологической основой разработки проекта после изучения литературы приняты следующие методики известных авторов:
идеи личностно-ориентированного обучения, положение об обучающимся как о субъекте образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская; В.В.Сериков И.С. Якиманская и др.).
подход к развитию личности и обучению (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.).
индивидуализации с психологическими особенностями личности обучаемого (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, И.А. Менчинская, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, И.С. Якиманская и др).
дидактические основы индивидуализации обучения (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.).
особенности индивидуального подхода к обучению детей с задержками психического развития (В.Н. Лубовский, Т.А. Власова Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев и др.).
инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами (Голиков Н.А.)
лечебная педагогика (Голиков Н.А.)
качество жизни школьников (Голиков Н.А. ред. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова)
социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. (Л.И. Акатов и др.).
психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении (В.Г. Гембаренко).
Этапы проведения проекта
Реализация проекта включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап включает изучение психолого-педагогической литературы. Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медико-психолого педагогического консилиума обучающихся с ОВЗ. Определение условий, необходимых для адаптирования курса химии для детей с ОВЗ.
Основной этап включает проведение своевременной психолого- педагогической коррекции на основании результатов обследования обучающегося: создание здоровой целесообразной среды нахождения в школе; разработка методических рекомендации по обучению и построению образовательного процесса для развития общеучебных умений и навыков школьников с ОВЗ при обучении химии. Работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер. Определение наиболее приемлемых форм промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Заключительный этап. Адаптация ребёнка и педагогов к особенностям индивидуализированного обучения, развитие общеучебных умений по химии у обучающихся с ОВЗ. Обобщение педагогического опыта.
Ожидаемые результаты
Развить индивидуальные способности, уровни познавательной активности, обучающихся с ОВЗ, повысить качество знаний по химии, с помощью специальных методик (результаты психолого-педагогических мониторингов, увеличение общей и качественной успеваемости, рост степени обученности учащегося по методике Симонова). Научить детей с ОВЗ быть более уверенными в себе, добывать знания самостоятельно, используя личностно-ориентированные, индивидуальные, дистанционные технологии, развивать критическое мышление (положительные результаты сравнительного анализа). Повысить самооценку школьников (результаты анкетирования). Позитивное отношение к школе (педагогу) (результаты анкетирования).