«Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДОО».
«Мышление начинается с удивления» Сухомлинский В.А.Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится. В этой среде дошкольник развивается и на собственном опыте приобретает знания. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. По определению Л. С Новосёловой предметно-развивающая среда в общеобразовательных дошкольных учреждениях рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования:
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Предлагаю рассмотреть мой кабинет, который разделен на несколько рабочих зон, отличающихся между собой целевым оснащением и применением:
Зона коррекции звукопроизношения. В ней находятся: большое зеркало, стол, логопедические зонды, ватные диски, спирт, ватные палочки, салфетки, литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото и т.д
2.Учебная. Это пространство оборудовано многофункциональной доской, которая включает магнитную доску и доску для работы мелом, мольберт, буквы.
Альбом С.П. Цукапонова, Л.Л.Берц «Формируем навык чтения».
Цветная манка, для заполнения трафаретов букв.
Страна Знаний, город – Звукоград и буквоград.
Заполнение трафаретов букв цветными камушками.
«Найди буквы» игра на развитие внимания и запоминания зрительного образа буквы.
«Волшебный дождик» проходя сквозь этот дождь дети оказываются в волшебной стране Знаний.
Зона здоровьесберегающих технологий. Пособия для развития мелкой моторики, дыхания. су- джок массажеры. Здесь же находится оборудование для проведения массажа, музыкотерапии, сказкотерапии и т.д.
Игры на развитие мелкой моторики «Ваза для мамы» - дети прикручивают цветные серединки у цветов и украшают вазу, «Ленивый кот» - с помощью прищепок дети делают для кота шерстку, «Найди пару» - нужно найти одинаковый рисунок рук и приложить свои ладошки, «Грибок» - детям нужно прикрутить белые точки для мухомора, живой песок.
Игры на развитие речевого выдоха «Полянка» - детям просто предлагается подуть на тучки, на воздушные шары, на бабочки, и различного вида свистульки, мыльные пузыри и т.д.
Массожоры для рук: щетки с грубой щетиной, мячики, су – джок.
Профили для самомассажа лица: мимическая зарядка, массаж по методу А.А. Уманской.
Музыка для релаксации и массажа.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена вместительными шкафами, в которых находится методическая литература, наглядно-дидактический материал по обследованию и развитию основных компонентов речи.
Информационная зона для родителей и педагогов. Наглядно-информационный материал для консультаций располагается как в кабинете, так и в раздевалках групп, где находятся папки-передвижки со сведениями по развитию и коррекции речи.
Зона ИКТ. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных технологий. Магнитофон, ноутбук, обучающие презентации, логопедическая программа. Компьютеры, интерактивную доску, телевизор, видеомагнитофон, имеющиеся в ДОУ, использую в своей работе с детьми, родителями и педагогами.
Детям нравится мой кабинет. В нем, по домашнему, уютно. Доброжелательная атмосфера, что положительно сказывается на его психическом здоровье